Приложение МААМ

Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путешествие в страну сказок»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие №1

Цель: формировать у детей представление о литературном жанре – сказке и её разновидностях.

Задачи:

1. Активизировать запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов (героев) и сюжетов.

2. Познакомить детей с тремя категориями сказок.

3. Учить определять вид сказки (волшебные, бытовые, о животных).

4. Упражнять в составлении фраз и развёрнутых предложений в процессе беседы.

Публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах

5. Учить детей рассуждать на тему «Что такое сказка».

6. Развитие понимания дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Сказка»).

7. Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Оборудование: три куклы в разных нарядах; сюжетные картинки по сказкам «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок»; предметные картинки с изображением атрибутов из разных сказок; картинка с изображением «посиделок».

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Здравствуйте, гости дорогие! Я вас пригласила сегодня на посиделки!».

Дети рассаживаются на свои места.

II. Основная часть

Педагог: «Что такое посиделки, кто знает? (индивидуальные ответы детей).

Педагог помещает на доску картинку с изображением девичьих посиделок в древние времена.

«Посиделки» - это собрание, вечеринка деревенской молодежи, устраиваемая для развлечения в зимнее время. Идти на посиделки. Прясть на посиделках… Люди в старые времена коротали (то есть проводили) время таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня у нас посиделки, мы будем разговаривать, шутить. Говорить, беседовать мы с вами будем о сказках.

- Кто мне скажет, что такое сказка(индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказанное : «Сказка, ребята, это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть».

Педагог побуждает нескольких детей воспроизвести сказанное о сказке, обращая внимание на правильное построение предложений.

1. Работа с пословицами и поговорками:

Педагог: «Русский народ очень любит сочинять сказки, а также много разных пословиц и поговорок. Есть поговорки и о сказках. Послушайте».

Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка — складка : послушать сладко.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Педагог: «Как вы понимаете смысл этих поговорок и пословиц? (индивидуальные ответы детей).

Педагог: «Сказки бывают народные и авторские. Как вы думаете, что такое «народные сказки»? (ответы детей). А что означает «авторские сказки»? (ответы детей). Народные сказки сочиняет народ, а авторские – это сказки, написанные одним человеком, ну например, вы все наверняка знакомы со сказкой «Сказка о рыбаке и рыбке»? Кем она написана? ( Педагог: «Конечно, эта сказка авторская, её автором является Пушкин А. С»)». А вам знакома сказка «Колобок». Какая она – авторская или народная?».

- «А какие бывают сказки

• Волшебные сказки

Сказки о животных.

• Бытовые сказки

- Кто помнит, как начинаются многие русские народные сказки? («Давным-давно; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…».)

2. Знакомство с видами сказок

Педагог: «Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить : кто из них самая – самая…. Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке, - какая она? (ответы детей) Правильно, дети. Вот сказки и спорили. Спорили долго. Хотите послушать, как они спорили?

Педагог показывает куклу в сказочном костюме волшебной сказки : «Посмотрите, кто к нам пришёл! Это «Волшебная сказка» явилась!».

В. С. : «Я - самая прекрасная сказка! Меня любят больше всех! Меня читают больше всех!»

Педагог: «Волшебная сказка, скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше, прекраснее всех?

В. С. : «Потому что только в моих сказках живут отважные герои, которые побеждают всех злодеев!»

Педагог: «Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может, вы знаете сказочных злодеев? (дети называют Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В. С. : «А ещё, во всех моих сказках есть волшебные предметы.

Педагог: «А ребята мои знают какие-нибудь волшебные предметы из волшебных сказок? (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода, шапка-невидимка).

В. С. : «Вот вы сами увидели, что я – лучше всех!» (Кланяется, дети хлопают).

Педагог: «Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, это «Сказка о животных».

Педагог: «Здравствуй, моя помощница!»

С. Ж. : «Здравствуйте! Узнали вы меня? Совершенно верно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся, переживают…».

В. С. : «А у тебя есть волшебные помощники?»

С. Ж. : «Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами. Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!».

Педагог: «К нам пожаловала еще одна гостья!»

«Бытовая Сказка» : «Здравствуйте! Я - королева бытовых сказок! Бытовые сказки – вот самые правдивые сказки! Герои моих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости».

Педагог: «Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки(педагог следит за тем, чтобы дети отвечали полным ответом).

Дети: «Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Педагог: «А почему они так называются?»

Дети: «В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа».

III. Физминутка «Три медведя»

Педагог: «А сейчас я предлагаю вам поиграть: представим, что мы очутились в русской народной сказке «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

В перевалочку ходили.

(Идут переваливаясь из стороны в сторону)

К ним девчушка прибежала,

(Бег на месте)

В дом зашла и увидала:

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

Стол большущий у окна,

(Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке)

Стула три – вот это да.

(Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально)

Чашки три, и ложки три,

(Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга)

Три кровати: посмотри.

(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

Ела Маша и пила,

(Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту)

На кроватку прилегла

(Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге)

И уснула сладким сном.

(Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках)

Что случилось потом?

(Руки слегка разводят в сторону)

Тут медведи воротились,

(Идут, переваливаясь из стороны в сторону)

Увидев Машу, рассердились.

(Руки на пояс, делают сердитое лицо)

Маша очень испугалась

(Изображают испуганное лицо)

И домой она умчалась.

(Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга)

(Саламатина А. А.)

Педагог: «Молодцы, ребята. Подскажите мне, к какому виду сказок относится русская народная сказка «Три медведя»? (Ответы детей). Отлично, вы правильно все поняли. А чтобы еще лучше все запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них самая – самая…. все картинки перепутали. Может, поможем им, определим, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают одной из сказок. Педагог при необходимости, помогает, подсказывает).

Бытовые сказки : «Солдат и чёрт», «Каша из топора», «Иванушка-дурачок» и др.

Волшебные сказки : «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Гуси-лебеди», «Золушка» и др.

Сказки про животных : «Три медведя», «Три поросёнка», «Соломенный бычок», «Теремок», «Рукавичка» и др.

Педагог: «Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех(Ответы детей.)

Педагог, подводя итог беседе: «Конечно, друзья мои, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по-своему. Но все-таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!».

IV. Заключительная часть

Педагог: «Дорогие наши сказки! Мы с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, из какой сказки эти предметы и вспомнить их названия».

Игра «Из какой сказки предмет

Картинки с изображением: трёх стульев (маленького, среднего, большого) из сказки «Три медведя», стрела, яйцо, солома, кирпичи, мастерок, топор, котёл, пряжа, смола, метла.

Каждый ребёнок выходит к доске.

Педагог просит назвать, что изображено на картинке: - «Что изображено на картинке?»

Ребё нок: «На картинке изображены три стула».

Педагог: «Расскажи, в какой сказке эти предметы встречаются?».

Ребё нок: «Три стула – это предметы из сказки «Три медведя».

И так далее педагог учит каждого ребёнка строить развёрнутые, полные предложения.

V. Итог занятия

Педагог: «Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки».

- Давайте еще раз вспомним виды сказок (индивидуальные ответы детей).

- Чем отличаются волшебные сказки? (индивидуальные ответы детей).

- Чем отличаются сказки о животных? (индивидуальные ответы детей).

- Чем отличаются бытовые сказки? (индивидуальные ответы детей).

Спросить нескольких детей, какой вид сказки им больше нравится.

Педагог: «Вот и подошли к концу наши посиделки».

Публикации по теме:

План самообразования по теме «Приобщение детей к сказке» План по самообразованию. Воспитатель : Виноградова Ирина Евгеньевна Группа разновозрастная (3-7 лет) МБДОУ детский сад № 2 г. Лысково.

Проектная деятельность «Любим сказки» Цель проекта: знакомство детей с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, проявление интереса к литературе,развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путешествие в страну сказок»
Опубликовано: 30 января 2014 в 18:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путешествие в страну сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Починская Евгения (УИ 185980) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД