Людмила Кулюпина
Конспект занятия по развитию связной речи «В гостях у зимующих птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Активизация лексического материала по теме «Зимующие птицы».
Задачи : 1. Учить распознавать птиц по внешнему облику, поведению, выделять характерные особенности, повадки зимующих птиц.
2. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „В гостях у зимующих птиц“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде, числе по вопросам «Какой?», «Какая?».
4. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве и в употреблении предлогов: на, под, над, около.
5. Расширять глагольный словарь детей за счёт слов, образованных способом звукоподражания (каркать, чирикать, стрекотать).
6. Упражнять в составлении описательных загадок о зимующих птицах по плану, с опорой на условно-графическую схему.
7. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов.
8. Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к зимующим птицам ; желание подкармливать их регулярно.
Оборудование: эколого-природоведческий комплекс «Лес», панно с зимним пейзажем и зимующими птицами. Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Карточки-схемы слов названий зимующих птиц. Мешочки с кормом для птиц. Шапочки-маски зимующих птиц. Кассета с голосами птиц «Утро в лесу». Кукла Вопросик Почемучкин.
Предшествующая работа:
- наблюдение за птицами на участке, ежедневное ведение календаря птиц.
- рассматривание картин, заучивание загадок, пословиц о птицах, их пользе.
- чтение художественной литературы о зимующих птицах.
- разучивание инсценировки: «Мы ваши друзья».
Ход занятия :
1. Организационный момент:
Дети стоят около логопеда.
Логопед: Угадайте, что я делаю? (Имитация зимних развлечений : игра в снежки, ходьба на лыжах). Когда это бывает? Какой месяц начинает зиму? (Ответы детей).
Психогимнастика. Дети изображают мимикой, позами, движениями :
Л. : Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вдруг, налетел ветер, завьюжило, стало холодно - мы недовольны вьюгой. Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им корм.
2. «Путешествие в зимний лес».
Звучит запись птичьих голосов.
- Ребята, каких птиц вы узнали по голосу? Можно ли их услышать сейчас? Почему? (Ответы детей).
Итог: птицы улетели в тёплые края, т. к. с похолоданием для них не стало корма.
- Как мы называем таких птиц? (Ответы детей).
-Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.
Дети садятся перед панно с изображением зимнего пейзажа и зимующих птиц на дереве и под деревом. (См. Приложение №).
-Посмотрите, каких птиц вы здесь видите? (Ответы детей).
-Как вы догадались, что это ворона?
Расскажите, воробей какой? –Воробей маленький, серый, быстрый проворный. Сорока, какая?- Сорока большая, белобокая, длиннохвостая, быстрая, болтливая, хлопотливая и т. д.
-Как мы можем назвать всех птиц? Почему, их так называют? (Ответы детей).
3. Закрепление ориентировки в пространстве; упражнение в употреблении предлогов.
Игра: «Какую птичку я загадала?»
-Посмотрите, все птички сидят по-разному. Отгадайте, о какой птичке я сейчас расскажу. Например: «Эта птичка сидит на дереве, внизу под ней воробей, около неё сорока, над ней сидит снегирь. Что это за птичка?». Ответы детей.
Дети сами загадывают 3-4 загадки.
4. Составление описательного рассказа о любимой птице.
Входит мальчик Вопросик Почемучкин. Загадывает загадки о зимующих птицах.
- Почемучкин, наши дети тоже знают загадки о зимующих птицах. Дети загадывают, Почемучкин отгадывает, ошибается, дети его исправляют.
- Почемучкин, ты ещё многого не знаешь о зимующих птицах.
- Да знаю, знаю, какую хотите отгадаю, только вы её опишите поподробнее.
Дети составляют описательный рассказ о птице, не называя её, с опорой на условно-графическую схему.
Например: «Это маленькая, проворная птичка. У неё серая грудка, коричневая спинка. Она прыгает и любит клевать зёрна, хлебные крошки. Живёт вблизи человеческого жилья. Она чирикает».
Дети составляют 4-5 рассказов.
5. Координация речи и движения.
Физминутка:
Л. - Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь, в зимующих птиц превратитесь.
Игра «Вороны» :
Возле ёлочки зелёной
Скачут, каркают вороны
Кар-кар-кар (2 раза)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар (2 раза)
Лишь к утру они стихали
И тихонько засыпали
Кар-кар-кар (2 раза)
Чтение сопровождается имитацией движений.
6. Закрепление навыка звуко-слогового анализа слова.
Игра «Найди свою птичку».
Вопросик Почемучкин просит помочь ему подобрать к карточке-схеме звуко-слогового состава слова, картинки с изображением зимующих птиц.
Почемучкин благодарит детей и прощается.
7. Инсценировка «Мы - ваши друзья» :
Л. - К нам кто-то стучится.
Прилетела сорока.
Сорока: Зима на носу, зима на носу! Звери, птицы, кто ещё от зимы не спрятался, кто на юг не улетел?
Синичка: Это мы остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом.
Воробей: Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучаться. Мы напоминаем вам : вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняем. Теперь ваш черёд.
Все: Помогите нам!
Л. : Да, нелегко приходится птицам зимой. Они нуждаются в нашей помощи. Поэтому птицы летят поближе к жилью человека, здесь легче найти корм.
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку,
Кликнет он свою подружку,
И пойдет весёлый стук-
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Л. Давайте мы возьмём наши кормушки и насыплем в них корма, который мы собирали осенью.
Дети берут пакетик с кормом, называют его и говорят, какую птичку они угостят. Например: «У меня ягоды рябины. Я угощу снегиря».
8. Итог занятия.
Л. : Ребята, где мы сегодня побывали? Кого мы там видели? О ком составляли описательные загадки? Какие трудности испытывают птицы зимой? Чем люди могут помочь зимующим птицам? (Ответы детей).
-Ребята, вам понравилось в гостях у зимующих птиц?
-Да!
Л. А теперь нам пора возвращаться. Путешествие наше закончилось. Положительная оценка деятельности детей.