Лариса Васильевна Юркина
Конспект занятия по рисованию «Казачий курень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему :
«Казачий курень».
Воспитатель: Юркина Л. В.
Цель: сформировать у детей чувство любви и гордости к родине на основе изучения культуры родного края.
Задачи:
-Знакомство с жилищем казаков, предметами быта
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Казачий курень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
-Подчеркнуть любовь казаков к родному гнезду
-Воспитывать уважение к культуре предков
-Учить рисовать казачий курень, передавая его особенности.
Программное содержание:
-Беседа, показ презентации «Жилище и быт донского казака»
- Работа с макетом куреня.
Словарная работа:
Курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок, баз, палисадник.
Методика проведения.
Я хочу прочесть вам стихотворение, которое называется
«Весна в степи на Дону».
Тихий Дон разливается тихо,
И ничем по весне не сдержать.
По-казачьи, задорно и лихо,
Предъявляя могучую стать.
Берега, что в верховьях крутые,
Заросли вековым камышом.
Пейзажи донские родные
Входят в душу прекрасным стихом.
Растянулись вдоль дона станицы,
Белизною блестят курени.
Чернобровы донские девицы.
И отважны донцы-молодцы.
«Жилище казака».
Строительство станиц велось по плану. В центре станицы площадь с церковью, школой, станичным правлением. Тяжёлое августовское солнце неторопливо поднимается над степью. Оно окрашивает в розовый цвет чисто выбеленные саманные хаты, крытые соломой и камышом. Каждый казак строил свой дом, где хотел. Станица, представляла из себя множество домов, рассеянных по балке, берегу реки, степи. Улицы, улочки, переулки, тупики все перемешалось. В каждой семье были свои традиции и обряды. Это и свадьба, и рождение детей, и похороны. Но самое интересное было, что строили дома всей станицей, за помощь денег не брали. Я вам сейчас покажу предметы, которые обязательно должны были присутствовать при строительстве дома. А вы попробуйте определить их назначение. (Перья, куски шерсти, полотенце, монеты, крест). Для чего нужны перья и шерсть? (Чтобы хозяйство водилось.) Правильно. При закладке фундамента в него бросали перья и шерсть. Для чего были нужны монеты? (Чтобы деньги водились). Верно. Деньги закладывались под матицу. Матица - несущее бревно для крыши. Бревно поднимали не руками, а на полотенцах. Зачем? (Чтобы в доме не было пусто.) В переднем углу дома вмуровывали крест. Зачем? (Чтобы бог помогал). А какие материалы использовали казаки для строительства дома? (Солому, бревна, камыш). Казаки строили себе жилье из самана. Что такое саман? (Саман-кирпич из глины с примесью соломы). Для строительства дома выбирали сухую, теплую солнечную погоду. Как ты думаешь, почему? (На строительство собирались родственники, соседи: вместе дело делать, и быстрей, и веселей). Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формовали ее в кирпичи, сушили, а затем из них выкладывали стены. Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. Крыши крыли камышом или соломой. Пол делали глинобитный.
Потом дома начали строить из дерева или камня. Дома эти назывались курень. Казаки строили дома со смежными комнатами, так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Позже дома начали строить из двух этажей. (Первый этаж - полуподвальное помещение - низы, второй - верхи). Окна закрывались от жары ставнями - деревянными дверцами. У дома еще были балясы. Это деревянный мостик вокруг дома, чтобы по нему можно было пройти закрыть или открыть ставни. (Показ слайдов).
• «А теперь давайте зайдем в казачий курень. Кровать стала украшением куреня. На ней была перина из пуха птиц. Застилали постель вышитыми покрывалами или из ткани. Одеяла шили сами казачки из ваты или шерсти овец, а верх его был из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати гора подушек под накидками. На спинке кровати - занавеска.
Ели за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины, а ложки - деревянные. Вся семья ела из одной чашки. Начинали есть по старшинству, кто спешил, мог получить ложкой по лбу.
В курене появилась печь. Ее топили сухой травой, соломой или кизяком (сухой помет животных, а потом клали дрова. Готовили в чугунах. Их ставили в печь ухватом.
Любимые блюда казаков : лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.
Молоко хранили в погребе в глиняной посуде - махотке.
Одежду казаки хранили в сундуках. На них и спали. До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила. Белье наматывалось на валик, и по ней прокатывали вот этой доской с зубцами.
Казаки были гостеприимны и набожны. В каждом доме в углу висела икона. В каждом доме у казачки была прялка, чтобы прясть шерсть и вязать из нее одежду (носки, варежки, шарфы, платки).
У куреня находился палисадник, где казачки выращивали цветы. В конце двора был баз, где жил скот. Обязательно был огород, где выращивали овощи и фрукты.
Физкультминутка.
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки!
Мы ладони к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево тоже,
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё,
Через левое плечо
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу.
Работа с макетом куреня
Воспитатель с детьми рассматривают макет куреня, обговаривая форму, цвет, вид со всех сторон.
Дети под музыку рисуют казачий курень.
Анализ работ.
Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше путешествие.
- О чём мы сегодня с вами говорили? - Для чего необходимо знать прошлое своего народа?
- Что самое важное вы запомнили на занятии?
- Как называлось жилище казаков?
- Как называлась посуда? Какие предметы быта запомнили?
Ребята, у вас замечательные работы получились, вы молодцы!