Папки-передвижки

Конспект занятия по ручному труду «Рукам — работа, душе — праздник!» (изготовление куклы-пеленашки) (3 фото)

Галина Ястребова
Конспект занятия по ручному труду «Рукам — работа, душе — праздник!» (изготовление куклы-пеленашки)
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

Учебные:

- ознакомить детей и родителей с процессом изготовления тряпичной куклы;

- упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение;

- учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены;

Развивающие:

- развивать у детей художественный вкус;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

- формирование навыки работы в коллективе;

Публикация «Конспект занятия по ручному труду „Рукам — работа, душе — праздник!“ (изготовление куклы-пеленашки)» размещена в разделах

- воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за конечный результат работы;

- приобщать к истокам народной культуры;

- воспитывать уважение к традициям прошлого и настоящего.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательно-исследовательское развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки и платка, нитки, украшения, вата, куклы из мини-музея.

Словарь: оберег, пеленашка, кувадка, обряд.

Предварительная работа : экскурсия в мини-музей тряпичной куклы, чтение сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева, рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы – птички, куклы-зайчик на пальчик, игры с тряпичными куклами, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Ход занятия:

- Сегодня в нашей группе много гостей - это наши мамы и любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? (Да)

У нас в гостях сегодня мамы: воспитатель называет имена мам, пришедших на занятие.

Стук в дверь. Заходит ростовая кукла Алёнка (роль играет мама) :

Я – Кукла - Аленка. Я умею здороваться, хороших детей я

могу пожалеть, непослушных – поругать. А еще могу я станцевать!

Повторяйте за мной! (под музыку выполняет движения, дети повторяют)

Кукла Алёнка : Дорогие ребята! Я узнала, что вы в детском саду делали маленьких тряпичных куколок? (да). Вот я и пришла к вам, чтоб научиться их делать, поможете мне? (да)

Воспитатель: Алёнка, тут к нам пришли в гости другие куклы. Давайте рассмотрим их. Какие тут есть куклы?

Какая это кукла? (Вязаная, из ниток). А это какая? (Фарфоровая, из фарфора).

Эта какая? (Резиновая, из резины). Пластмассовая, из пластмассы. Деревянная, из дерева. Глиняная, из глины. Бумажная, из бумаги.

- Сколько кукол у нас в гостях? (девочки считают кукол)

- Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом - игрушки)

- Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

- Почему посуда лишняя?

- Для чего нам посуда?

- Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

- А какие еще куклы здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки и прабабушки. Как они называются? (Куклы-кувадки, птички, крупенички, на счастье.)

- Из чего их делали?

- Как с ними можно играть?

- Правильно, можно покачать, спеть колыбельную, а можно и рассказать сказку.

Кукла Алёнка : - А хотите, я вам тоже сказку расскажу? (читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А. Н. Афанасьева об обереговой кукле)

«…В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью».

И что ж за куколку подарила Василисе её мама? – спрашивает детей кукла Алёнка. (обереговую).

А какие куклы ещё бывают? Они живут у нас у нас в группе? Из чего они изготовлены?

Воспитатель: Эти куклы сделаны на различных фабриках по изготовлению игрушек. А еще бывают куклы самодельные. Раньше в древней Руси куклы делали сами своими руками. Они выполнялись из природных материалов: ткань, нитки, дерево, лоза, трава, солома. Но были еще особенные куклы. Главная черта русских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз.

Этой куклой не играли, она была оберегом и ее передавала бабушка внучке, дедушка внуку. Посмотрите это кукла-оберег Кувадка. Эти куколки вывешивались над колыбелью после крещения младенца, оберегая его от козней злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и покойно играл. А вот еще куколки неразлучники, они оберегали молодую семью. А вот еще куколки день-ночь, они оберегали дом. Это куклы – обереги.

Кукла Алёнка спрашивает : А что такое ОБЕРЕГ?

Дети: оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом, таких кукол-оберегов дарили на Руси своим близким.

Воспитатель: на Руси умели не только делать куклы, но умели отдыхать

и играть в разные игры. Вот была такая игра – Маланья. Давайте покажем.

А кукла-Аленка посмотрит.

Физминутка: «Маланья»

У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей, (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами, (показать длинный нос двумя растопыренными руками)

Вот с такими усами, (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)

Вот с такой головой, (очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой. (показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили, не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – ложку»)

На Маланью все глядели, (держа руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)

И все делали вот так… (ребенок показывает любое движение).

Воспитатель: вы уже много знаете о куклах-оберегах, обрядовых и игровых куклах, я вам рассказывала о них, в нашем музее мы их рассматривали, играли с ними, а хотите сами сделать таких куколок? А мамы вам помогут. Заодно и кукла Алёнка научится. (да)

Воспитатель: садимся рядком, да поговорим ладком…

- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

- Скажите, дети, из чего она сделана?

- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т. к.

в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно. - Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель: прежде чем приступить к работе давайте, разогреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Кукла»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)

И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)

До чего ж она устала, (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)

Забралась под одеяло. (ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы, в процессе завязывается беседа:

- Мамы помогут вам сделать самых красивых подружек-куколок?

- Как называется такая кукла?

- От чего она будет нас оберегать?

- А как вы к ней будете относиться?

- Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

- А сейчас хотите поиграть со своими куклами? (Дети играют с куклами)

По окончании работы ребятам предлагается показать кукол гостям.

Подведение итогов: какие вы молодцы, посмотрите на своих кукол. И сами научились, и кукла Алёнка тоже умеет делать тряпичных кукол. Можете взять их домой, чтоб они оберегали вас от дурного глаза. Всем спасибо!

Конспект занятия по ручному труду «Рукам — работа, душе — праздник!» (изготовление куклы-пеленашки)
Фото «Рукам — работа, душе — праздник!»
Конспект занятия по ручному труду  (изготовление куклы-пеленашки) - фото
Публикации по теме:

Презентация «Волшебный завиток» (основы квиллинга) Крупенько Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №7 «Белочка» г. Зверево Ростовская область. Цель-всестороннее интеллектуальное.

Проект «Неделя детской книги» проект "Неделя детской книги" Цель проекта: создание педагогических условий для стимулирования интереса дошкольников к чтению через ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ручному труду «Рукам — работа, душе — праздник!» (изготовление куклы-пеленашки)
Опубликовано: 30 июня 2014 в 16:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ручному труду «Рукам — работа, душе — праздник!» (изготовление куклы-пеленашки)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ястребова (УИ 103976) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД