Галина Горшихина
Конспект занятия по социальному развитию детей. «Мир, в котором мы живём»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 151»
ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
НА ТЕМУ
«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»
Оренбург 2009
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа «Радуга»
2. Программа «Мир детства»
3. С. А. Козлова авторская программа «Я человек!»
Публикация «Конспект занятия по социальному развитию детей, „Мир, в котором мы живём“» размещена в разделах
4. Н. Г. Земнова – программа «Защити меня»
5. Р. С. Буре – программа «Дружные ребята»
6. Н. В. Волочкова, Н. В. Степанова – «Конспекты по развитию речи»
7. Журналы Д/в № 4 -2004 №8 – 2004
8. О. А. Князева – «Я, ты, мы» Образов программа.
9. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи детей средней группе»
10. Л. И. Текунова «Родной мир»
ЦЕЛЬ
1. Сформулировать у детей представление о мире, о странах мира, о России, о себе, как о полноценных гражданах России.
2. Формировать у детей представления о своей принадлежности к человеческому роду. Вызвать уверенность в себе.
3. Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими: воспитывать у детей доброе отношение к окружающему миру, к близким.
4. Дать представление о том, что Россия – правовое государство. У каждого гражданина России есть права:
Право на жизнь, имя, медицинское обслуживание, на образование, на защиту, на гражданство.
Предварительная работа:
Беседы о разных странах мира, рассматривание глобуса, карты мира, карты России, чтение и заучивание пословиц и поговорок, чтение книг, рассматривание альбомов «Россия».
Материал:
Глобус, карта мира, мяч, мягкий строительный модуль, ширма, костюм для мальчика – Айболита, кукла-девочка Имя, фланелеграф, портреты мам, детали для солнца
Словарь:
Бескорыстие, безучастие, гражданство, природные ресурсы, климат, экология, человечество, африканцы, японцы, поляки.
Дети заходят и садятся полукругом (с правой и с левой стороны находится мягкий модуль, в центре ширма)
В - Ребята, посмотрите, что у меня в руках (демонстрирует глобус)
Д - Глобус, макет Земли, Планета Земля, Земной шар.
В – Правильно! Мы с вами живем на планете, которая называется Земля. Вот послушайте стихотворение.
Здравствуй, планета Земля!
В гости пришел к тебе я!
Сколько чудес знаешь ты!
Встань и вокруг посмотри!
Как ты прекрасна земля!
Горы, леса и опля!
Страны и города
Где ты не бывал никогда
И люди повсюду живут
И матерью Землю зовут.
В - Хорошо сказал автор стихотворения. Посмотрите внимательно на глобус и вы увидите моря и океаны, леса, горы и пустыни. А еще на нашей планете очень много стран. Есть страны большие, есть маленькие, есть с суровым климатом, есть с жарким. Каждая страна имеет свое название. Давайте посмотрим на карту мира и вспомним несколько стран. Какие страны вы можете назвать и показать?
Дети называют и показывают страны: Россия, Америка, Австралия, Китай, Япония и т. д.
В – Молодцы! Правильно! В каждой стране живет свой народ, со своими традициями, законами, достопримечательностями.
Давайте поиграем в игру.
Игра: «Кто, в какой стране живет»
(воспитатель называет страну, дети – народ; Япония – японцы, Польша – поляки, Россия – россияне и т. д.)
В – А, знаете, почему нашу страну так назвали «Россия»?
1 реб. – За ясные зори, умытые росами.
2 реб. – За русое поле с колосьями рослыми.
3 реб. – За реки разливные в пламени синем
4 реб. – Ее по-славянски назвали Россия.
В – Много разных народов живут на нашей планете и все называют ее родной дом, «Матерью». Если мы называем нашу Землю – родным домом, то как, ребята, мы должны жить?
Д – В мире, согласии, в радости, должны беречь все что есть на нашей Земле.
В – А, что именно мы должны беречь?
Д – Растительный и животный мир, насекомые, природные ресурсы, экологию.
В – Дети, вы сказали, что на земле живут растения, животные, насекомые, а мы с вами кто?
Д – Люди.
В – А как можно назвать людей всей планеты?
Д – Человечество.
В – Если на всем земном шаре живет человечество, то кто каждый из вас?
Д – Человек.
В – Да, человек – это звучит гордо!
А что бы вы могли бы пожелать детям всего мира.
Ответы детей.
В – Да, а я, всем детям огромной России желаю, чтобы были здоровы, счастливы и любили свою страну.
Реб. Берегите Россию, нет России другой,
Берегите ее тишину,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе
Берегите Россию, без нее нам не жить
Берегите ее, что бы вечно ей быть
Нашей правдой и силой всею нашей судьбой
Берегите Россию, нет России другой.
В – Ребята, вы правильно сказали, что все жители Земли должны жить дружно. А вот, например жителя Африки можно назвать другом?
Д – Да.
В – А, Китая?
Д – Да!
В – Получается, что любого человека любой страны можно назвать другом?
Д – Нет! Только если этот человек
• в беде поможет,
• не бросит в трудную минуту
• Разделит вместе и горе и радость
• Всегда готов прийти на помощь
В – Значит настоящий друг, какой?
Д – Верный
- близкий
- терпеливый
- бескорыстный
- надежный
В – Каждый житель своей страны старается принести пользу своей родине, своему народу.
Кто-то строит дома, мосты, кто-то пишет картины, кто-то музыку, кто-то выращивает хлеб, кто-то делает открытия, лечит людей и т. д.
И государство заботится о своих гражданах, защищает их права.
Воспитатель обращает внимание на строительные модули.
В – Давайте и мы с вами построим свой городок, в котором будут соблюдаться все ваши права.
Дети строят 5 домиков.
В – Вот наш городок. А посмотрите какая у нас получилась площадь. Давайте придумаем ей название.
Д – Площадь Мира, Солнечная, Счастья, Добра ит. д.
Реб. – Все жители города трудились не зря,
Построили вместе площадь Добра
Огромная площадь, спешите скорей
Всем хватит здесь места для игр и затей
В – Вот и давайте назовем ее площадь Добра. А что же здесь за дома? Посмотрите вот дом красивых имен. Кто в нем живет?
Из-за ширмы появляется кукла-девочка Имя.
Имя – Здравствуйте, я – Имя. Родители дают вам имя при рождении. Назовите свои имена.
Дети называют свои имена
В – Интерес к имени во все времена не случайно. «Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым человеком. Обычно люди гордятся своими именами и обижаются, если их путают.
А как вас дома называют?
Д – Ласково. (Называют ласковые имена)
В – Давайте поиграем в игру «Дин – дон»
Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон
Ну а наша детвора начала игру в слова
Раз, два, три не зевай, имена называй
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют ласковые имена
.
В – Дети, если в нашем городе есть такой дом, значит, какое право детей соблюдается?
Д – Право на имя.
В – Да, у каждого свое имя и ни кто не имеет права называть вас другим именем.
В – Посмотрите в этом доме выставка портретов ваших мам. И это не случайно. Дети, кто подарил вам жизнь?
Д – Мама!
Р. Рождественский
На земле хороших людей немало
Сердечных людей немало
И все-таки лучше всех на земле – мама
Моя мама.
В – Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Мама первая взглянула вам в глаза, спела колыбельную песенку, научила ходить, говорить. Про мам много сложено песен, пословиц, стихотворений. Давайте вспомним несколько пословиц.
Д – Нет лучше дружка, чем родная матушка.
• При солнышке тепло, при матери добро.
• Без солнышке не пробыть, без матушки не прожить.
• Птица рада весне, а младенец – матери.
• Материнская ласка конца не знает.
• Сердце матери греет лучше солнца.
В – Давайте вместе рассмотрим фото. Чья это мама? Как ее зовут? Какой у нее цвет волос, глаз? За что ты любишь свою маму?
Ответы детей.
В – Что - то я вспомнила сказку «Три поросенка». Почему поросята убегают от волка?
Д – Потому что волк хочет съесть их.
В – Какое право порося нарушает волк?
Д – Право на жизнь.
В – Подумайте, в каких еще сказках нарушено право героев на жизнь?
Д – «Кот, петух и лиса», «Белоснежка и семь гномов», «Иван Царевич и серый волк», «Серая шейка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок» и др.
В – А, если кто-то из жителей нашего города заболеет, то он непременно придет в этот дом к доктору Айболиту. Давайте постучимся.
Стучатся. Из-за ширмы выходит Айболит.
Айболит – Здравствуйте дети. Что случилось, вы заболели?
Вы не будете болеть, ну а вдруг случится
Буду горлышко вам греть, в ноги класть горчицу
К вам домой всегда приду, выпишу лекарства
Ведь нельзя болеть вам всем, кашлять и сморкаться
В – Какое право соблюдается в этом доме?
Д – Право на медицинское обслуживание.
В – Ну, а в этот дом приходят те, кому нужна помощь и защита. Послушаем, что нам хочет рассказать …
- Я свою сестренку Нину никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно, очень я ее люблю
А когда мне будет нужно, я и сам ее побью.
В – Правильно ли поступает мальчик? Какое право он нарушает?
Д – Право на защиту!
В – А вот дом где учат писать, читать, решать задачи, рассказывать сказки, рисовать, лепить. А что вы умеете?
Ответы детей.
В – Какое право есть у людей здесь?
Д – Право на образование.
В – Если мы с вами живем в России, являемся ее гражданами, то какое право у нас есть.
Д – Право на гражданство.
В – Давайте еще раз назовем все ваши права.
Ответы детей.
В – Дети, вам понравилось наше занятие. Чтобы оно сохранилось в вашей памяти надолго, я предлагаю выложить на этой площади его символ, улыбающееся, ласковое Солнце.
Во все времена люди все самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке живет солнце. Это то добро, которое мы дарим людям. И ничего, что вы еще маленькие, солнце в вас может жить самое большое.