Ирина Дубышкина
Конспект занятия по STEM образованию в подготовительной группе «Путешествие в подводный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО STEM ОБРАЗОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
«Путешествие в подводный мир»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма организации: игра - путешествие
Образовательная область: «Познавательно развитие», «Личностно-коммуникативное развитие»
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Публикация «Конспект занятия по STEM образованию в подготовительной группе „Путешествие в подводный мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения и речи. Продолжить знакомство детей с жизнью обитателей подводного мира. Активизировать словарный запас в различных видах деятельности детей: батискаф, подводный аппарат. Помогать детям воссоздавать в конструировании образы действительности, на основе полученных представлений и впечатлений. Поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении художественного замысла. Воспитывать интерес в жизни животного мира; бережного отношения к ней.
Задачи:
• расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
• развивать процессы внимания, образное и логическое мышление, любознательность и наблюдательность, речь, самостоятельность, креативность;
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое, эмоционально-положительное отношение к природе;
• развивать познавательный интерес, творческую активность;
• развивать крупную моторику и мелкую моторику пальцев рук;
• учить охранять окружающую среду.
Образовательные.
- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.
Развивающие.
- Развивать умение сравнивать и анализировать.
- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.
Воспитательные.
- Воспитывать потребность детей в общении с живой природой.
- Повышать интерес к познанию ее законов.
-Воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Предварительная работа.
Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, отгадывание загадок.
Конструирование батискафа из «LEGO WEDO».
Методы и приёмы: словесный (беседа, игровой, наглядный, практический.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением морских обитателей и батискафа, батискаф из конструктора «LEGO WEDO»; пластмассовые игрушки «Морские обитатели»; эксперимент: стаканы с водой под номерами 1,2,3,4 (с солёной, кислоё, сладкой и простой водой); для опыта: синяя гуашь, вода, стакан, игрушка осьминог; игровой набор «Дары Фрёбеля», дар № 7, цветные фигуры; аудиозапись звука погружения под воду, математический набор «Танграм», схема погружения батискафа, карточки с символами (влево, вправо, вверх, вниз).
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель с детьми становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель предлагает детям поздороваться.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
2. Основной этап.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня я предлагаю вами отправимся в путешествие в подводный мир.
-На чём можно отправиться в такое путешествие? (ответы детей).
Воспитатель помогает им, загадывая загадку:
Он на морское опустится дно,
Посветит прожектором там, где темно,
В иллюминаторы круглые глядь,
Все чудеса морские видать! (Батискаф).
Воспитатель (уточняет): Что такое батискаф? Ребята, а что вы можете рассказать о батискафе? (ответы детей).
Воспитатель: Батискаф – это подводный самоходный аппарат для исследований моря на больших глубинах. Под воду он опускается с судна на тросе. Батискаф состоит из двух частей: это легкий корпус – поплавок (он имеет такое же значение как спасательный круг) и прочный корпус – в виде стального шара, в котором размещается экипаж от 2 до 12 человек. Также в этой части находится научная аппаратура для ведения подводных работ и телефон (радиостанция) для связи с поверхностью. Иллюминаторы – окна круглой формы, изготовлены из толстого стекла.
Сюрпризный момент. Воспитатель показывает батискаф из «LEGO WEDO»
- Ребята, в прошлый раз мы собрали с вами батискаф и отправили его в путешествие. Возвращаясь, он попал под сильный шторм, ударился о подводные камни и повредил корпус.
- А зачем батискафу прочный корпус?
Сможет он продолжить свой путь без него?
- Почему?
- Всё верно (воспитатель обобщает)
- Поможем ему собрать осколки и починить корпус?
Дети по схеме чинят батискаф из «LEGO WEDO».
Воспитатель: Вот и готов наш подводный аппарат. Занимайте места (дети садятся в импровизированный «батискаф»). Всем удобно? Приготовьтесь к спуску в воду.
Воспитатель: Закройте все глазки (Звучит звук погружения под воду)
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать
2.1. «Подводный мир».
Воспитатель: Вот мы и оказались в морских глубинах.
Наш «батискаф» остановился. Если мы выйдем из «батискафа», что нам поможет дышать под водой?
Дети: Акваланги.
Воспитатель: Проверим, есть ли в них воздух (вдох-выдох,
теперь мы можем выходить.
Воспитатель: Кто из вас знает, какая на вкус в море вода?
Дети: Вода на море чистая, прозрачная, на вкус солёная.
Воспитатель: Правильно, солёная. Ребята, подойдите к столу и давайте определим, в каком из этих стаканчиков морская вода?
Игра – экспериментирование «Солёная вода»
Перед детьми стоят несколько стаканчиков с водой под номерами 1,2,3,4,и. т. д. – с солёной, сладкой, кислой, с простой водой. Дети на вкус определяют, какая вода морская, и объясняют почему.
Воспитатель: Скажите ребята, под каким номером морская вода?
Дети: Морская вода под номером 1.
Воспитатель: Как вы это определили?
Дети: Вода в стаканчике №1на вкус солёная, в море вода тоже солёная.
2.2 Морские обитатели
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а кого мы можем встретить в морских глубинах?
У родителей и деток,
Вся одежда из монеток,
В воде мы живем,
Без воды пропадем. (Рыбки)
Дети, посмотрите, какие разные рыбки здесь плавают. (Рассматривание иллюстрации рыбки в море).
Воспитатель: Чешуйки у рыб круглые, блестящие, плотно прилегают друг к другу. Рыба плавает в воде быстро и проворно, потому что тело у нее похоже на веретено, сжатое с боков. Скажите мне, пожалуйста, есть ли у рыб шея?
Дети: Нет.
Воспитатель: Голова рыбы сразу переходит в туловище. А что еще помогает рыбе плавать?
Дети: Хвост и плавники.
Воспитатель: Как вы думаете, чем рыба дышит?
Дети: Жабрами, воздухом.
Воспитатель: Она все время открывает и закрывает рот, заглатывая им воздух. Жабры забирают кислород из воды, потом вода через жаберные крышки выходит наружу. Так рыбы дышат.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам запустить в море еще больше красивых рыбок.
Игра «Собери рыбку» (Математический набор «Танграм»).
Воспитатель: Предлагаю вам разделиться на пары и по схеме собрать красивых морских рыбок.
Дети делятся на пары и складывают рыбок из математического набора «Танграм».
Воспитатель: Молодцы, давайте покажем как рыбки плавают в воде.
Пальчиковая гимнастика
Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе
Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед
сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение
обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе
Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.
Воспитатель: А с кем произойдёт встреча у нас сейчас, вы узнаете из загадки:
Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног
Вот весь я … (Осьминог).
Морской обитатель «Осьминог», воспитатель рассказывает детям: Голова несёт 8 щупалец – «рук». Он не имеет костей. Может менять форму. Плавает очень медленно. Осьминог считается самым «умным» среди всех беспозвоночных по многим показателям: поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с осьминогом много времени он становится ручным. Удирая, выпускают струйки чернил – темной жидкости.
Игра – опыт «Помоги спрятаться осьминогу». В прозрачной ёмкости помещена игрушка осьминог. Ребёнок из пипетки выпускает в воду «чернила» (вода подкрашенная гуашью). Делается вывод: осьминога не видно.
Морской обитатель «Морская звезда»
Ты уже, дружок, конечно
Что-то слышал обо мне.
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)
Воспитатель: Ребята, послушайте, что я вам расскажу о морской звезде. У морских звёзд сильно развита способность к восстановлению оторванных лучей. Лучи называют руками. Оторвавшийся луч способен развиваться в новый организм. Морские звёзды могут ползать, рыть, изгибаться, плавать. Способны взобраться по вертикальной поверхности, может надолго прилипнуть к стеклу аквариума.
Игра «Выложи морскую звезду» (Игровой набор «Дары Фрёбеля», дар №7, Цветные фигуры).
Воспитатель: Ребята, морская звезда предлагает вам выполнить задание: выложить морские звёзды используя мозаику. Давайте разделимся на три команды, капитанами команд будут….). Первая команда выкладывает звезду красного цвета, вторая - синего, третья - жёлтого.
Воспитатель: Молодцы. Ну что ж ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Но как же мы найдем обратно дорогу?
Наш батискаф очень умный механизм, он запомнил дорогу в подводный мир. Нам нужно правильно ввести значения для возвращения домой, но в обратном порядке.
Ребята рассматривают схему движения и раскладывают карточки – символы в обратном порядке.
Воспитатель: Всё готово. Начинаем всплытие.
Рефлексия.
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего в этом путешествии?
Где мы путешествовали? (на морском дне)
На каком аппарате мы совершали путешествие? (на батискафе)
Кого мы повстречали на морском дне? (ответы детей).
Последующая работа: Познакомится поближе с подводным миром: проведение опытов, создание мультфильма.
Опыт «На дне морском»
Вода, налитая в прозрачный стакан легко пропускает свет. Почему же темно в морских глубинах?
Предложить детям поэкспериментировать с прозрачными кусочками полиэтилена: будем последовательно накрывать ими рисунок. Отметить, как меняется чёткость изображения. Помочь детям сформулировать вывод: каждый слой воды задерживает часть солнечных лучей, поэтому на глубине темно.
Можно провести подобный опыт с источником света (например, карманный фонариком).
Опыт «Усиление звука»
Обитатели рек, морей и океанов могут переговариваться и слышать друг друга на большом расстоянии. Киты могут издавать звуки, разносящиеся на сотни километров! Воздух проводит звук хуже, чем вода, дерево и другие материалы.
1. Проведем пальцем по зубьям расчески, затем проведем зубьями расчески по столу. Отметить, в каком случае слышится более громкий звук. (Стол усилил звук)
2. Сделать с ребятами нитяной телефон: возьмём две картонные коробочки, например, от спичек. В центре дна каждой проколем дырочку и пропустим нить. На обоих концах нити завяжем узелки. Расположим коробки телефона в концах длинного коридора и натянем нить. Общаться с помощью такого телефона надо так: когда один говорит в первую коробочку, другой слушает, накрыв второй коробкой ухо, а затем наоборот.
Помочь сформулировать вывод о том, что луше проводит звук: воздух или дерево, воздух или нить?
Сценарий мультфильма «Путешествие в подводный мир».
Мы с ребятами очень любим разные исследования. Однажды мы решили опуститься на морское дно и посмотреть своими глазами на обитателей подводного мира.
Для погружения под воду мы приготовили батискаф.
Батискаф опустился под воду, и его сразу окружила стайка рыб. Они плавали из стороны в сторону, как будто звали куда-то. Мы решили плыть за рыбками. И они нас привели к осьминогу, который запутался в сетях. С помощью механических рук мы освободили осьминога от сети. Он поблагодарил нас и спрятался в камнях. Продолжая своё путешествие мы встретили морских звёзд, они кружились в воде и исполнили для нас морской танец.
Кислород в батискафе начал заканчиваться и нам пришлось подниматься на поверхность.