Светлана Плешакова
Конспект занятия по экологии в средней группе. «Зелёная красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Дать представления о значении ели в жизни обитателей леса и использовании этого дерева человеком.
2. Формировать знания о том, что дерево - живой организм, которой нуждается в воде и тепле.
3. Уточнить представление детей о хвойных деревьях.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Развивать речь детей
Материал к занятию : искусственные елочки, белая ткань, ветки и шишки сосны и ели, игрушки, "лесовичок"
Публикация «Конспект занятия по экологии в средней группе, „Зелёная красавица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Предварительная работа: наблюдение за елью зимой, рисование елей; рассматривание иллюстраций; составление рассказов;
Ход занятия:
На полу расстелена белая ткань (снег, расставлены искусственные ёлочки, мягкие игрушки (животные) у каждой елочки
Воспитатель:
- Ребята, вы любите гулять? Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в зимний лес, согласны?
Давайте закроем глаза. Раз, два, три - в зимний лес попади!
Звучит музыка.
Вот мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво!
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
-Послушайте, как тихо в нашем лесу. Ой, посмотрите, кто-то к нам идет! Это Старичок-лесовичок.
- Здравствуй, Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, дети! Я очень рад видеть вас в своем лесу. Знаю, вы любите природу и не потревожите лесных жителей. В моем лесу много разных деревьев. А попробуйте отгадайть, какое из них я люблю больше всех других?
Что же эта за девица
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год!
Дети: Ель
Старичок-лесовичок: Правильно, ель. А знаете, как называется еловый лес? Запомните: ельник. Ну-ка, повторим все вместе! (Дети хором повторяют слово "ельник")
- Какие еще хвойные деревья вы знаете? / ответы детей/
- Ребята, скажите, пожалуйста, как можно по другому назвать сосновый лес?
/сосновый бор/.
Старичок-Лесовичок: (показывает корзину с еловыми и сосновыми ветками) А я знаю интересную игру «Найди веточку», давайте поиграем. (показать букет из сосновых и еловых веточек и попросить отделить их друг от друга, при этом объясняя свои действия)
- Молодцы!
Воспитатель: Ребята, возьмите себе по еловой и сосновой веточке и внимательно рассмотрите, что общего у этих веток? /ответы детей/
- А чем отличаются веточки? / ответы детей: у сосны хвоинки длиннее и растут по 2 вместе, т. е. кучкой; у ели хвоя короткая и расположена по одной/.
Воспитатель: Правильно, их можно отличить по расположению веточек, по хвоинкам и форме шишек.
(Воспитатель берет шишку ели и постукивает ей по столу, вылетают семена).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это такое? /ответы детей/
Воспитатель: Правильно, это семена. Как вы думаете, что нужно для того, чтобы это семечко выросло и превратилась в ель? /ответы детей/
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, дерево живое или нет? /ответы детей/.
Воспитатель обобщает: Деревья - это живой организм, ведь для их роста и жизни нужна земля, свет и вода.
Физкультминутка /звучит музыка/
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы маленькое семечко ели и это семечко посадили в землю. Прошел теплый дождь, засветило яркое солнышко, семечко пустило росток. Росток тянется к солнцу, слегка покачивается на ветру и тянется все выше, выше… Вот и выросли стройные, красивые елочки.
Воспитатель: Много лесных обитателей можно встретить в ельнике
Старичок – Лесовичок: Да, я расскажу, как все они с ёлочкой дружат.
Много в лесу любителей полакомиться еловыми шишками: любит семена елей дятел; белочка с дерева шишки срывает, семена грызет острыми зубками; клёст питается еловыми семенами, потроша шишки ели. При этом часть семян падает на землю, и мышки, полевки очень этому рады — ведь им самим шишку с дерева не сорвать, а семена для них зимой — настоящее лакомство! Значит не только ель “дружит” c клестом, дятлом, белкой и лесной мышью, но и “друзья” ели дружны между собой. А вот и подумайте, что может произойти с обитателями леса, если вдруг исчезнут ели? /ответы детей/
- Правильно! Они погибнут, т. к. им негде будет укрыться, нечем будет питаться.
Но ели помогают не только птицам и животным, они и для человека незаменимые помощники. Из древесины ели делают бумагу, мебель, картон, ткани, целлофан, музыкальные инструменты и даже лекарство. / все показываю детям/.
Воспитатель: Ель очень красивое дерево. Особенно нарядна она зимой, когда стоит среди других деревьев, пушистая и зеленая. Ели высаживают во дворах, скверах, парках. Ель в любое время года очищает воздух и дарит людям здоровье.
Дети читают стихи.
Скачет белка-шалунишка
Рвет с еловых веток шишки
Есть у белки семена
И зима ей не страшна.
Старичок-лесовичок: Да, несколько лет должно пройти, чтобы выросла ель. А некоторые люди срубают в лесу самые красивые, самые пушистые ели, чтобы всего несколько дней полюбоваться её красотой.
Воспитатель: /показывает семена ели/
- Ребята, а давайте эти семена посадим весной на лесной поляне. Пусть вырастит новый, молодой ельник. А для тебя, Старичок-Лесовичок, ребята сделают пушистые зеленые елочки из бумаги.
Старичок-Лесовичок хвалит детей.
Воспитатель: хорошо в зимнем лесу. Но нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо, тебе Старичок-Лесовичок, до свидания.
- Ребята, давайте закроем глаза! Раз, два, три - в детский сад попади.
Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу. Мы сегодня узнали с вами много интересного: чем отличаются еловые ветки от сосновых; с кем дружить ель; почему надо беречь лес.
Я думаю, что вы дома обязательно расскажите, какую пользу приносят ели, почему их нельзя срубать.