Получи документы

Конспект занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями, фольклором коренных народов ХМАО (3 фото)

Светлана Флегонтова
Конспект занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями, фольклором коренных народов ХМАО

Несколько лет назад я разработала систему работы со старшими дошкольниками по приобщению воспитанников к культуре, искусству и традициям народов ханты и манси. Имея достаточный опыт, я выступила на районном семинаре со своими детьми, показывала занятие по рисованию. Ниже можете посмотреть небольшую презентацию.

Публикация «Конспект занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями, фольклором коренных народов ХМАО» размещена в разделах

Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского сада.

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ ДСКВ “Сказка» Флегонтова Светлана Федоровна, п. Излучинск, ХМАО –ЮГРА. Задачи: Продолжать знакомить детей с орнаментами народов ханты и манси.

Закреплять умение самостоятельно рисовать три – четыре орнамента, используя знания об элементах и цветосочетаниях данных орнаментов, полученные на предшествующих занятиях. Учить умению располагать их на изделиях, использовать разное положение кисти при рисовании (всей кистью, концом кисти, примакиванием). Продолжать знакомство детей с фольклором коренных народов (колыбельными песенками, потешками, загадками). Познакомить с новым орнаментом «Глухарка сна», его назначением в традиционном укладе жизни ханты и манси. Воспитывать интерес и уважение к обычаям и обрядам коренных народов.

Предварительная работа: Чтение сказок, рассказов, стихотворений поэтов и писателей народов ханты и манси, знакомство с фольклором (потешками, сказками, колыбельными, показ и рассматривание предметов обихода, одежды, украшенной орнаментами, народных игр и игрушек. Рисование, лепка и выполнение работ по аппликации и ручному труду детьми по декоративно – прикладному искусству коренных народов.

Воспитатель: Ребята в нашем поселке проживает очень много разных народов, которые приехали сюда с разных мест России? А какие народы здесь жили всегда?

Дети: Народы ханты и манси.

Воспитатель: В хантыйских семьях дети также как и вы играли с игрушками, в том числе и с куклами. Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла. Ее зовут Окся. Посмотрите, какая она красивая. Послушайте стихотворение о кукле, я его прочитаю на хантыйском языке:

Ма аканем, омса.

Тоса яма вола,

Хураманг сухен

Яма, яма тае.

Моя кукла, сиди,

Хорошо себя веди,

Красивое платье

Аккуратно носи.

Вот такую потешку проговаривали дети, когда играли с куклой.

Как вы думаете, почему Окся такая красивая. Что вам понравилось у нее?

Дети: У нее красивое платье.

Воспитатель: Но вот у многих девочек тоже есть платья, но они так не привлекают взгляд, а почему? Чем оно отличается от обычных платьев?

Дети: Платье украшено узорами и орнаментами.

Воспитатель: Да, ребята, на Оксе надето хантыйское платье. Может кто-то из вас узнал эти орнаменты? Назовите их?

Дети: «Змейка», «треугольники», «головки», «ушки молодого зайца», «головки небесной гусеницы».

Наша Окся устала. Давайте положим ее спать. Когда куклу укладывали тоже проговаривали потешку или пели колыбельную ей: (Колыбельная для девочки)

(По мотивам хантыйской песни)

Пестрая глухарка, доченька,

Сюда садись, сюда садись.

На золотую голову моей доченьки

Сюда садись, сюда садись.

Длиною в сажень свое длинное крыло

Сюда накрой, сюда накрой.

Длиною в сажень свое длинное крыло

Сюда накрой, сюда накрой.

Доченьку мою, деточку мою

Ты заслони, ты заслони.

Маленькую мою, младенца (грудного) моего

Ты охраняй, ты охраняй.

Вот и заснула Окся. Положим ее спать в люльку. Ее сон будет охранять «Глухарка сна», которая изображена на люльке в виде одноименного орнамента.

Воспитатель: А мы с вами будем украшать платье хантыйскими орнаментами. Что нужно украшать на платье?

Дети: Подол, рукава, воротник.

Воспитатель: Ребята, объясните, как нужно рисовать орнамент «Треугольники»?

Дети: Сначала нужно провести широкую горизонтальную полосу толстой кистью, потом на верхней стороне полосы делаем мазок тонкой кистью наклоняя кисть вправо, а потом влево, получается форма треугольника, и так повторяем свои действия до конца полосы. Закрашиваем треугольники тем же цветом, каким нарисовали полосу.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно объяснили. А теперь посмотрим на слайд и еще раз закрепим наши знания.

Идет просмотр на экране анимированного слайда поэтапного моделирования хантыйского орнамента «Треугольники».

Воспитатель: Ребята, а сейчас приступаем к рисованию хантыйских орнаментов на платье. Давайте подготовим руки к рисованию. Но прежде хотелось бы узнать, каких диких животных вы знаете, которые живут в лесах нашего края?

Дети называют животных.

Проводится пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».

Вспомним, где живут дикие звери.

У лисы в лесу глухом ( Дети загибают пальцы на обеих руках:

Есть нора — надежный дом по одному пальцу на каждое двустишие)

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Поочередно выполняют хлопки

Всем тепло, уютно в нем. ладонями и кулачками).

Дети рисуют орнаменты на образцах своих платьев. Воспитатель индивидуально помогает каждому ребенку. По завершению работы воспитатель вызывает детей встать в круг.

Воспитатель: На чем ездят ханты?

Дети: Ханты ездят на санях.

Воспитатель: Как эти сани называются? Кого запрягают в нарты?

Дети: Сани называют нартами.

В нарты запрягают оленей.

Воспитатель: Правильно, ребята, давайте и мы с вами покатаемся на оленьей упряжке, но сначала Саша расскажет стихотворение Николая Смирнова «Привезите скорей».

Ребенок рассказывает стихотворение:

-Оленья упряжка по тундре летит,

Под нартою снег завихряя.

Каюр молчаливый на нарте сидит,

Оленей вперед направляет.

Бегите олени по тундре дружней,

Каюра домой привезите скорей.

Проводится физкультминутка «Олени».

Сибирское небо ночи темней Дети поднимают руки над головой,

Струйками пар из оленьих ноздрей. Покачивают ими в разные стороны.

Хей, хей, хей, Дети скрещивая руки над головой,

хей, хей, хей. бегут по кругу на носочках.

Свистят по дороге полозья саней Имитируют скольжение лыж,

Поземка скользит и струится по ней. держа руки за спиной.

Хей, хей, хей, Дети скрещивая руки над головой,

Хей, хей, хей. Бегут по кругу на носочках.

И ветер с веселою песней моей Дети бегут врассыпную, руками

Летит над просторами машут, как крыльями.

Снежных полей

Хей, хей, хей, Дети, скрещивая руки над головой,

Хей, хей, хей. бегут по кругу на носочках.

Летит за оленями песня - мой друг, Выполняют движения дирижера

И стадо само собирается в круг

Хей, хей, хей, Скрещивают руки над головой, Хей, хей, хей. бегут на носочках.

Пока сохнет гуашь на ваших работах, мы с вами будем разгадывать хантыйские загадки:

-Ляжет – калач, встанет – стол. (Собака).

-Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. (День и ночь).

-Один говорит, двое слушают. (Рот и уши).

-Посреди болота женщина в красном платке сидит. (Клюква, морошка).

-В уголке дремучего леса мужчина в красной рубахе. (Мухомор).

-Посреди бора длинный хвост лежит – покоится. (Тропинка, дорога).

-(Показывается приподнятая рука с тремя средними согнутыми и -прямыми большим и мизинцем). Кто такой? (Олень).

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с загадками. Это значит, что вы многое знаете о жизни народов ханты и манси. Скажите, как называют куклу у хантов?

Дети: Акань.

Воспитатель: А вот куклу Оксю мы можем назвать «Акань»?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему?

Дети: Куклу «Акань» сами делали (изготовляли) из лоскутков ткани и у нее не было лица. Ей также украшали платье орнаментами. Она, как и Окся выглядела нарядно и красиво.

А сейчас возьмите свои образцы платьев, рассмотрите друг у друга.

Подойдите ко мне, расскажите о своей работе или о той, которая вам чем – то понравилась. Может кто - то увидел ошибки и знает, как их исправить?

Проводится анализ каждой работы, воспитатель поощряет каждого из детей, находя лучшие стороны в работе ребенка.

Конспект занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями, фольклором коренных народов ХМАО
Фото №1 Несколько лет назад я разработала систему работы со Фото №2 Старшая группа старшими дошкольниками по приобщению воспитанников к культуре искусству и традициям
Публикации по теме:

Краеведение. Презентация «Ханты — коренной народ Земли Югорской» Автор: Корженевская Наталья Александровна, воспитатель ДОУ ХМАО – Югра, г. Радужный. Презентация "Ханты - коренной народ Земли Югорской".

«Волшебница-ёлочка» (аппликация)«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница - ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями, фольклором коренных народов ХМАО
Опубликовано: 30 марта 2014 в 11:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД