Папки-передвижки

Конспект занятия «Птицы»

Марина Пихтулова
Конспект занятия «Птицы»

Цель:

Систематизировать знания детей о птицах.

Задачи:

Расширять и углублять представления детей о птицах, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний (самостоятельно выбирать тему исследования, источник информации).

Публикация «Конспект занятия „Птицы“» размещена в разделах

Учить детей более точно характеризовать птиц, их строение, образ жизни, объяснять экологические зависимость. Закреплять умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, понятно для окружающих излагать мысли. Формировать у детей представление о том, что животных и птиц нельзя делить на «полезных» и «вредных» и руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним; вызвать стремление оказывать им помощь.

Материал:

Детские энциклопедии, иллюстрации птиц, микроскопы, плакаты о жизни и развитии птиц, папки на каждого ребенка со схемами (как провести исследование, как составить рассказ о птице, листы чистой писчей бумаги, цветные карандаши, запись голосов птиц.

Предварительная работа:

1. Рассматривание с детьми изображения птиц на иллюстрациях, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, побеседовать о бережном отношении к птицам зимой.

2. Беседы с детьми в процессе наблюдений и кормления птиц на прогулке.

3. Чтение энциклопедической и художественной литературы.

4. Заучивание стихов о птицах.

5. Проведение обучающего исследования под руководством воспитателя.

6. Детская мастерская: рисование и лепка птиц.

7. Экспериментирование: «Почему зимующие птицы не могут улететь на юг?»

Формы организации совместной деятельности:

1. Наблюдение

2. Беседа.

3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.

4. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование

5. Решение проблемных ситуаций

6. Дидактические игры.

Проведение НОД:

Дети входят и встают на ковре

Психогимнастика «Веселый, грустный, испуганный воробей».

Воробышки замерзли осенью, покажите, как им холодно. Солнышко появилось, отогрелись воробышки, стало весело им. Покажите, как радостно воробьям. Вдруг раздался треск сучьев. Кто бы это мог быть? Испугались наши воробьи. Покажите испуганных воробьев. Это просто сильный ветер испугал воробьев. Нет повода для беспокойства. Можно и повеселиться. Обрадовались наши воробьи, улыбнулись друг другу.

Дети садятся на ковер на подушки, воспитатель на стульчик.

Вниманию детей предлагается стихотворение А. Плещеева

«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!

Не улетай от нас прочь…. Подожди!»

«Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидают подруг!

Завтра вы спать еще будете, детки,

А уж мы понесемся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,

Ветер листы не срывает с ветвей,

Солнышко в тучи не прячется там…»

«Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?»

(Воспитатель дает минуту на осмысление прочитанного)

Вопросы к детям:

- Что будет, если перелетные птицы, о которых говорится в стихотворении не вернуться к нам из теплых краев?

- А если все птицы исчезнут?

- Изменится что – нибудь в природе?

- Нужны ли нам птицы?

- Что будет с людьми с исчезновением птиц?

Дети отвечают. Воспитатель подводит к тому, что нужно решить проблему: пользу или вред приносят птицы.

Игра «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

(По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку.)

В красных майках снегири,

Распушили перышки,

(На первое слово каждой строки- частое потряхивание руками на второе – один хлопок по бокам.)

Греются на солнышке.

Головой вертят,

(По 2 поворота головы на каждую строку.)

Улететь хотят.

- Кыш! Кыш! Улетели!

(Дети бегут по группе., взмахивая руками, как крыльями)

За метелью! За метелью!

Каждому юному ученому предлагается выбрать птицу для самостоятельного исследования.

Дети самостоятельно выбирают на магнитной доске птицу, одевают четырехуголки.

Рассаживаются на свои места. Начинают работать.

Воспитатель берет на себя роль научного консультанта (закрепить бейдж).

Дети выбирают из взрослых консультантов (учителя – логопеда, старшего воспитателя) закрепляют бейдж.

Воспитатель напоминает детям, что у каждого в папке есть наши значки – помощники для научного исследования и чистые листы для сбора информации. Первый наш значок-помощник «Подумать». Если возникнут какие – либо вопросы, можно обратиться за помощью к консультантам. Вниманию детей предлагается большой выбор различной литературы.

Помощником для составления доклада будет схема для составления рассказа о птице: строение, питание, размножение и т. д.

Детям предлагается ответить на самый главный вопрос: птицы друзья или враги?

Дети самостоятельно составляют свое выступление о выбранной птице, о том: пользу или вред приносит; в своей работе используют энциклопедии, книги, задают вопросы консультантам. Во время работы над исследованием звучит запись голосов птиц.

Детям напоминается, что они должны внимательно выслушать докладчика, если есть что добавить или спросить, можно это сделать. Но вопрос должен быть четким и понятным.

Заслушивается 2 – 3 доклада.

Воспитатель помогает детям сделать выводы: «Плохо», «Хорошо», «вред», «польза» в природе существуют рядом. Изучение природы, всех ее связей, всех взаимоотношений – вот с чего должен начинать каждый, кто хочет стать ее другом. Человеку и природе птицы приносят иногда вред, иногда пользу. Но мы должны понимать, что в природе вредных птиц не существует, так как все они связаны между собой. Все птицы очень нужны и важны в природе. И говорить только о вреде или пользе птиц мы не можем, поскольку «вред» и «польза» в природе существуют рядом.

Дети вместе с воспитателем обсуждают, кто заслуживает сегодня звания «Академика».

Дети отвечают, аргументируют.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

Взаимодействие с родителями:

1. Беседы родителей с детьми о зимующих и перелетных птицах во время прогулок, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор, парк и т. д.

2. Вспомнить стихотворения и загадки о птицах.

3. Провести беседу с детьми о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой.

4. Совместное изготовление кормушек для птиц и их размещение на улице.

Публикации по теме:

День Зимующих птиц. Проект «Зимующие птицы»День Зимующих птиц. Проект «Зимующие птицы» 15 января – День Зимующих птиц Проект «Зимующие птицы». Цель: уточнение и расширение представлений у детей о зимующих птицах нашего края;.

Перспективное планирование по использованию художественной литературы в формировании системы знаний о птицах Методическая разработка "Использование художественной литературы в формировании системы знаний о птицах". (Перспективное планирование организации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Птицы»
Опубликовано: 25 января 2015 в 13:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД