Елена Ситкова
Конспект занятия в ДОУ по экологии в подготовительной группе «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной группе по экологии
«Земля- наш общий дом».
Цель: дать представление детям о недопустимых действиях в природе, об экологической культуре.
Задачи:
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей, мышления, воображения, любознательности, наблюдательности.
- Формирование системы экологических знаний и представлений о природных объектах и экологической культуры поведения в природной среде.
Публикация «Конспект занятия в ДОУ по экологии в подготовительной группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дать детям представления об экологических проблемах, о влиянии экологии на здоровье человека.
-Воспитывать у детей бережное отношение к природе, желание ухаживать за ней, защищать ее.
Оборудование: глобус, карточки пазлы, контейнера с надписью того материала, который нужно в них бросать (стекло, пластмасса, целлофан, бумага, противогаз, стаканчики по количеству детей, цветы лилии из бумаги 2-3 шт., тазик для воды, лоток для воды, сачок 3-4 шт., одноразовые стаканчики по количеству детей, колонка, запись «звук дождя».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Предлагаю поприветствовать всех:
(утреннее приветствие)
«Доброе утро»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Воспитатель: Ребята, сегодня предлагаю вам отправиться в мир природы. Как вы думаете, что это такое? (Это мир который нас окружает)
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает в природе? (солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)
Воспитатель: Живые существа связаны с объектами неживой природы и не могут без них жить. От Солнца всё живое получает тепло и свет.
Природа бывает живая и неживая.
Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы. Для жизни живым организмам нужны пища, вода, воздух.
К объектам не живой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце. Этот мир такой разнообразный и неповторимый.
-Сейчас мы с вами поиграем
Д/игра «Живая и неживая природа».
( называются слова: если природа живая, дети хлопают, если не живая природа, то дети топают)
Воспитатель: -У каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (планета Земля)
Воспитатель: - Наш общий дом – это планета Земля.
Я сейчас вам загадаю загадку, а вы мне назовете этот предмет.
На нём уместилась
Вся наша Земля :
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь – В руках унесёшь. (это глобус. (Показ глобуса)
-Глобус – это макет нашей планеты Земля. Она круглая похожа на шар.
-А как вы думаете, что обозначает на глобусе синий цвет?
(Вода обозначена синим, голубым цветами, белым ледники)
- А как вы думаете, что обозначают коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым? (это суша)
- А чего больше на планете воды или суши?
Воспитатель: Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь, кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно.
- Скажите, без чего на земле никто не сможет прожить?
-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Воспитатель: -Без Солнца не было бы жизни на Земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Солнце-главный источник тепла и света. Если не будет солнышка, все погрузится в темноту и жизнь на Земле угаснет. Солнце дарит тепло и жизнь всему миру. Оно – наш главный друг. Его свет несет людям радость, здоровье и красоту.
Воспитатель: - А без воздуха можем мы прожить?
Проводится эксперимент: закройте ладошками себе рот и нос, получится ли у вас дышать (Ответы детей)
Воспитатель: - Воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут. И воздух очень нужен растениям и животным. Всему живому и воздух нужен чистый.
-А какой бывает воздух? А всегда ли воздух бывает чистым?
- А где можно встретить грязный воздух?
Ответы детей: (в больших городах где очень много заводов и фабрик, и машин, которые выпускают ядовитый дым в воздух и люди, и животные, и растения начинают заболевать, либо гибнут.)
-Вспомните тот момент, когда мы все надевали маски и ходили в них, чтоб не заболеть, потому что в воздухе летали микробы, но даже через маску этот микроб попадал в человека. (показ маски)
-А чтобы защититься от ядовитых газов, нам надо надевать противогаз. (показ противогаза)
Вот как вы думаете, если бы мы все ходили в них, это удобно, а как бы мы кушали, если бы постоянно их носили?
(дать примерить противогаз желающему ребенку)
- А как бы мы могли помочь природе очистить для нас воздух?
Ответы детей (садить больше деревьев, они нам чистят воздух, на фабриках и заводах сделать специальные фильтры, которые не выпустят яд в воздух)
Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек?
(Без воды)
Воспитатель: Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная, дождевая).
-А давайте мы представим, как будто на улице сейчас пошел дождь.
ФИЗМИНУТКА под звуки дождя (звучит музыка «звук дождя, или «вальс дождя»-Ф. Шопен)
Дождик, лей веселей (поднимаем руки вверх)
Тёплых капель не жалей (выставляем ладошки)
Для лесов, для полей (руки вверх-покачали, вниз и в стороны)
И для маленьких детей (присели на корточки)
И для мам, и для пап (встали, потянулись на носочки)
Дождик кап-кап-кап (маршируем)
Воспитатель: Кому нужна вода? Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)
- А вы знаете, что и речки, и озера, человек тоже засорил отбросами и вредными стоками, во многих речках стали запрещать купаться, там гибнет рыба.
-Ребята, как помочь природе, чтоб вода у нас оставалась чистой, ведь так мало воды, которую мы можем употреблять в пищу, в морях и океанах вода соленая и ее нельзя использовать.
Ответы детей: (делать специальные очистные сооружения)
Воспитатель: -Надо охранять чистоту воды, не загрязнять ее: не бросать в реки мусор, он отравляет все живое, не надо мыть машины и велосипеды в них.
- Давайте мы с вами сделаем такое очистное сооружение
Проводится эксперимент: с грязной водой, в которой плавает пробки, деревяшки, целлофан, оргстекло)
(в стоящие четыре ящика, дети вылавливают мусор сачком и сортируют, а затем фильтруют через ватные диски воду)
Воспитатель: - Вот вода у нас получилась прозрачная и чистая, а мусор, который мы изъяли из речки мы отсортировали и отправим на переработку.
Воспитатель: Вода – вещество уникальное. Вода «слышит» всё, что мы ей говорим и запоминает все. Возьмите стаканчики с водой и прошепчите ваши пожелания, и выпейте, вода поделиться с вами своими волшебными свойствами и наполнит вас доброй энергией.
Проводится эксперимент: уникальность воды.
(Раздаю стаканчики с водой каждому ребенку)
Воспитатель: -И так, мы знаем, что не можем жить без воздуха, солнца и воды!
Наша планета - это общий дом.
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом.
- А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
- Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.
Воспитатель: Друг природы – это человек, который любит, бережёт и охраняет её.
- Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья, соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки деревьев?
(ответы детей).
Воспитатель: Завтра 1 марта, это первый день весны и уже совсем, совсем скоро начнут проявляться первые проталины, на которых появятся первые весенние цветы.
Предлагаю поиграть
Д/и «Собери и назови первоцветы»
(Желающие дети собирают пазлы и называют цветы.)
Воспитатель: - А вы знаете, что все первоцветы практически являются лечебными растениями.
- А как люди должны себя вести в лесу?
Ответы детей (нельзя топтать растения, вырывать с корнями, отрывать и выбрасывать цветочки, пчелы будут собирать с них первую нежную пыльцу, а потом люди получат очень полезный, лечебный мед.)
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы очень любите природу. Давайте же скажем, как сберечь нашу Землю!
Ребенок читает стихотворение:
Нельзя рвать цветы, топтать траву,
Нельзя обрывать с деревьев листву.
В лесу ходить лишь по тропинке,
Не мять зеленую былинку,
Животных надо охранять,
А гнезда птиц не разорять.
Воспитатель: Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем, когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется.
Ребенок читает стихотворение:
1) Давайте дошколята, природу охранять!
О ней не на минуту, не надо забывать.
Цветы, леса, поля и реки,
Это все для нас навеки.
2) Давайте, друзья, в любую погоду,
Будем беречь родную природу
И от любви заботливой нашей,
Станет земля и богаче и краше.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам посмотреть, как красиво будут распускаться цветы, так распускается наша Природа, когда ее любят, берегут и ценят.
Проводится эксперимент: «цветок лилии»
В лоток с водой опускается бумажный цветок, который дети сделали заранее, попадая в воду происходит «чудесное распускание».
Демонстрация игр из бросового материала.
Воспитатель: Берегите все, что есть на земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Потому что мы помогаем ей справиться с её бедами. Молодцы, вы - настоящие друзья природы!
А дорогих гостей мы напоим чаем из первоцветов!
(дети и гости пьют чай с медом, вареньем или конфетами с цветочными названиями).