Конспект занятия «В гости к Масленице»

Виктория Прокопович
Конспект занятия «В гости к Масленице»

Конспект занятия «В гости к Масленице».

Цель:

приобщить дошкольников к русским народным праздникам.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

2. Развивать познавательный интерес и способности.

3. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Конспект занятия «В гости к Масленице»

Ход:

Воспитатель в народном костюме под музыку Масленичных гуляний зазывает детей:

Добрый день, добрый час!

Поиграем мы сейчас?

К нам сюда скорее просим,

Подходи честной народ.

Фейерверки зажигайте,

Всех нас Масленица ждёт.

Как хозяева наши постарались,

В доме к празднику все прибрались.

Все готовы?

Ну, тогда

Ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Логоритмическое упражнение «Дом и ворота»

На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу".

Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота".

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.

Всех вас в гости приглашаем. Кланяются

Дети садятся. Проводится беседа:

- Какое сейчас время года? А до этого какое было время года?

- Какие вы знаете зимние месяцы, а весенние?

- Какой народный праздник мы отмечаем в этом году вначале марта? (Масленица)

- Что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной)

- Что является символом Масленицы? (Блин) Почему?

- Как народ отмечает Масленицу?

- Сколько дней длится Масленица?

- А чем этот праздник отличается от всех остальных?

Какие вы молодцы! На все вопросы ответили. В этом году в начале марта мы отмечаем праздник Масленицы. Люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком. Длится Масленица целую неделю. И всю неделю не только пекутся блины, но и народ веселится, играет, соревнуется, устраивает состязания. Люди ходят друг к другу в гости. Я вам предлагаю тоже отправиться в гости к Масленице. Только вот на чем мы поедем? (Дети предлагают свои варианты). Хорошо, отправимся на поезде.

Под музыку дети встают паровозиком и имитируют движение поезда.

А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется?

1. «Встреча»

- Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Зимушку студёную провожаем,

Весну-Красну привечаем да встречаем!

А для начала, вы, ребятки

Отгадайте-ка загадки!

Загадки:

1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима)

2. Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

(снежинка)

3. Что же за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(елка)

4. Если днем на солнце тает,

Если к ночи вновь зима,

Что, скажите, вырастает

На деревьях и домах?

(сосулька)

5. Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

(снег)

6. Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(зимой)

7. В белом бархате деревня -

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет.

(иней)

8. Он приходит в зимний вечер,

зажигать на елке свечи,

бородой седой оброс, кто же это?

(Дед Мороз)

9. Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла.

(весна)

Воспитатель:

А вы весну ждёте? (да)

Так надо её позвать!

Как её зовут-зазывают?

Закличка:

Приезжай к нам в гости, масленица,

на широкий двор —

на горах покататься,

в блинах поваляться,

сердцам потешаться!

2. Прочитайте, как называется вторая остановка?

«Заигрыш».

-Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?

Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.

Игра со стульями и ленточками (под веселую народную музыку).

Стулья ставятся в круг, а игроков на одного больше, чем стульев. На сиденье стула кладется цветная ленточка. Дети под музыку движутся в одном направлении вокруг стульев, и когда музыка обрывается – они садятся на ближайший стул, взяв сначала в руки ленточку. Кому стула не хватило – тот выбывает из игры, унося один стул. Игра продолжается до тех пор, пока из оставшихся двух игроков самый шустрый не усядется на последний стул.

3. А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется?

«Лакомка»

- Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?

В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Игра «Горячий блин».

Дети становятся в круг. Взрослый дает трем участникам, стоящим на разных сторонах круга, по пластмассовому кружку – «блину». Под музыкальное сопровождение дети начинают быстро передавать блины в одном направлении по кругу (чтобы «не обжечь» руки). Как только музыка замолкает, дети, у которых в руках оказались блины, выходят на середину круга. Под запись мелодии русской народной песни дети выполняют танцевальные движения из русских народных танцев. Остальные дети им хлопают.

4. Как называется следующая остановка?

«Разгуляй»

Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будете называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.

-Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.

-Блин – вкусный, круглый, масленый.

-Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.

-Дерево – высокое, красивое, зеленое.

-Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.

-Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки.

Дети считают фишки, определяют, кто победил.

- А мы отправляемся дальше.

Хоровод.

Традиционная игра на Масленицу. Для хоровода вам понадобится народная музыка. Суть игры заключается в том, чтобы разделить детей на две или несколько команд. Дети становятся в кружки, спиной к центру хоровода, берутся за руки и танцуют под музыку, изображая блинчики, которые жарятся на сковороде. Когда музыка резко заканчивается, дети должны застыть. У кого получился самый ровный «блин», та команда и выиграла.

5, 6. «Вечерки»

- Как вы понимаете слово – вечерки?

Пятница, суббота — вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.

Игра «Ручеек».

Дети встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается "ручеек". Игрок, которому не досталась пара, идет к "истоку" ручейка и произносит такие слова:

Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:

"Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай! "

После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками, ищет себе пару. Найдя пару, игрок произносит слова: "А я Машеньку люблю и с собой ее возьму". Взявшись за руки, новая пара вдвоем пробираются в конец "ручейка", а тот, кто остался без пары, идет в начало "ручейка" и проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился со словами: "А я (имя ребенка) люблю и с собой его возьму" и так далее. "Ручеек " должен двигаться быстро.

Для завершения игры использую следующие слова, которые произносят все играющие хором:

Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.

7.«Прощенное воскресенье».

- Как вы думаете, почему так называется это остановка?

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это.

Коммуникативная игра «Назови ласково».

Дети стоят в кругу и по очереди называют ласково своего соседа справа.

Ну вот наше путешествие и закончилось. (Под музыкальное сопровождение имитируется движение поезд). Вот и приехали в детский сад. И сейчас мы посмотрим сказку «Как Блиночек Весне помог».

После театрализованного показа сказки воспитатель предлагает сделать каждому ребенку свое весеннее солнышко, символ Масленицы. И вот что получилось у ребят.

Приложение.

Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.

Выходит, Весна и плачет.

Весна:

Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.

Воспитатель:

Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?

Весна:

Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.

Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарко.

Баба-Яга:

Фу-ух, хорошо то как!

Воспитатель:

А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!

Баба-Яга:

Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее!

Весна:

Не может быть! Почему именно ТЕБЕ! Да зачем оно тебе?

Баба-Яга:

Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!

Весна:

А как же дети?

Баба-Яга:

А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.

Весна:

Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!

Баба-Яга:

Еще чего захотели, не верну. (уходит).

Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.

Весна и воспитатель вместе:

А ты кто такой?

Блиночек:

Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!

Весна:

Но как ты нам поможешь?

Блиночек:

Посмотрите на меня!

На солнышко похож же я!

Такой же круглый и румяный,

Мешен на масле со сметаной!

Солнышко на время заменю.

Свет, тепло на мир пролью!

И будет вам весна, веселье,

И хорошее будет настроение!

Весна:

Ура! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.

Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В гости к самовару»Конспект занятия «В гости к самовару» Цели и задачи: - Пробудить интерес к истории и культуре России. - Способствовать развитию познавательной активности и любознательности.

Конспект занятия «В гости к Сибирячку» Программное содержание. Формировать у детей заботливое отношения к родной природе; воспитывать бережное отношение к родному краю; прививать.

Частушки к Масленице о блинах 1. Как на масляной неделе Мы блиночков захотели. Для гостей их напекли Угощайтесь от души. 2. Я румяная девица, Я люблю повеселиться Ох, держите.

Готовимся к масленице, костюм скомороха своими рукамиГотовимся к масленице, костюм скомороха своими руками Масленица- это древний славянский праздник, сохранившийся до наших дней еще со времен языческой культуры. Масленица- неделя гуляний и веселья,.

Конспект занятия «В гости к снеговикам» Конспект организованной образовательной деятельности для детей общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет «В гости к снеговикам»Цель:.

Мастер-класс «Украшаем муляж «Каравай» к Масленице»Мастер-класс «Украшаем муляж «Каравай» к Масленице» Масленица на носу. Готовятся праздничные гулянья на улице, оформляются тематические уголки, изготавливаются поделки на тему Масленицы.

Конспект занятия «Приходите в гости к нам» Образовательная деятельность конспект занятия «Приходите в гости к нам» Для детей 3-4 лет Цель Формирование общей культуры, развитие эстетических,.

Поделки к МасленицеПоделки к Масленице С масленицей Вас поздравляю! Счастья и здоровья желаю! Много радости, добра, мира, солнца и тепла! А также, пусть в вашей жизни никогда.

Праздник русского платка на МасленицеПраздник русского платка на Масленице Праздник русского платка на Масленице (для детей подготовительной к школе группы) Под музыку дети входят в зал, рассаживаются на места.

Рецепт блинов «К масленице»Рецепт блинов «К масленице» Рецепт приготовления блинчиков «К масленице» Вот наступил первый день масленичной недели. Хозяйки взялись за приготовление блинов. Я.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Грибы
Автор публикации:
Конспект занятия «В гости к Масленице»
Опубликовано: 16 марта 2016 в 21:38
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фотоотчет об открытии нового сквера ко Дню города Ставрополя
В этом году мой родной город Ставрополь отпраздновал свое 242- летие. В день рождения горожане получили подарок - новый сквер в храмовом комплексе...
Фотоотчет о творческих работах детей подготовительной группы «В осеннем лесу»
В процессе углубления знаний детей об осенних явлениях в лесу были созданы работы по рисованию, аппликации, лепке индивидуальные и коллективные....
День Знаний в «Светлячке»
Отчёт о проведении праздничного концерта ко Дню Знания в детском саду. Музыкальный руководитель: Баранова Надежда Григорьевна По традиции 1 сентября ученики...