Татьяна Семенченко
Конспект занятия в музее «Тряпичная кукла-Кувадка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА
Конспект занятия «Тряпичная кукла-Кувадка»
Подготовила: воспитатель Семенченко Т. А.
2024 г.
Цель: развитие интереса к истории народного фольклора и творчества; воспитание любви к русской культуре и традициям.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со значением «музея»;
Публикация «Конспект занятия в музее „Тряпичная кукла-Кувадка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Кувадка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- дать представление о разнообразии народных тряпичных кукол;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к народной культуре;
- воспитывать желание научиться изготавливать народных тряпичных кукол;
Развивающие:
- развивать познавательные способности;
- развивать интерес к народной тряпичной кукле и музею.
Оборудование для воспитателя: куклы из мини-музея; ноутбук; технологическая карта изготовления куклы-кувадки, лента 30 см, кукольная кроватка, кулы-вертушки, русская народная музыка.
Для детей: белые лоскуты ткани 6х10 см, цветные лоскуты ткани 15х25 см, нитки-мулине, ножницы.
Ход занятия:
Экскурсия в мини-музей
- Сегодня я приглашаю вас в мини – музей «Народная тряпичная кукла». Как вы думаете, почему он так называется?
- Давным-давно на Руси была такая присказка: «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит».
- А какие они были? (Кукол делали из тряпочек и ниток. У них нет лица. Куклы небольшие по размеру.)
- Посмотрите, как много здесь разных кукол. Они разного размера, цвета и формы. А еще они по-разному изготовлены. Есть куклы обрядовые, есть куклы игровые, есть куклы-обереги. Самой распространенной игрушкой деревенских девчонок была тряпичная кукла. Кукол этих берегли: вырастает девочка, становится мамой, куклу своей дочке передавали.
Мы уже с вами делали куколок своими руками. Расскажите, каких? Для чего люди использовали эти куклы? Легко ли вам было делать их?
А может, сегодня вы будете нашими экскурсоводами? (дети выходят и рассказывают про кукол)
Спасибо большое за очень интересные рассказы. А сегодня мы с вами научимся делать вот такую куколку Кувадку (показ куклы).
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому что
народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь». Значит, для того чтоб сделать куколку, надо друг другу помогать.
Просмотр презентации
Предлагаю вам узнать, как выглядит Кувадка и для чего её делали. Кувадка – это кукла-оберег. А вы знаете, что обозначает слово «оберег»? (Оберег защищает людей от разных бед.)
Оберег – символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей.
Обереги были только на Руси. Обереги наносили абсолютно на все вещи - посуда, одежда, оружие, мебель, рабочие инструменты, даже дом и ворота превращали в оберег.
Кувадка (куватка) – куколка для магического обряда «кувады». Куклу вешали над колыбелью младенца после крещения, чтобы она отгоняла злых духов. А связка из нескольких таких кукол заменяла ребенку погремушку. Мягкие и безопасные для ребенка, кувадки часто становились любимой игрушкой.
Рассмотрите куколок. Из какого материала они сделаны? (Куклы сделаны из кусочков яркой ткани и ниток).
- Сколько лоскутков ткани нам потребуется для изготовления куклы? (Нам нужно два лоскутка.)
- Рассмотрите лоскутки. Какую форму они имеют? (Это прямоугольники.)
- Как вы думаете, для чего нам нужен большой прямоугольник? (Из большого прямоугольника сделаем голову, туловище, платье.)
- А для чего нам нужен маленький прямоугольник? (Из маленького прямоугольника сделаем руки.)
- Для чего нам нужны нитки? (С помощью ниток соединим руки с туловищем.)
Показ последовательности выполнения работы
1. Положите перед собой большой лоскуток ткани. Скручиваем лоскуток к середине по длинным сторонам.
2. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив примерно 2 пальчика от места сгиба, туго перетягивает лоскут несколькими витками нитки. Отрезаем нитку, оставив небольшие кончики. Концы нити завязываем тугим узлом. Обратите внимание на цвет ниток. Эти два цвета выбраны неслучайно. Так красный цвет символизирует изобилие, плодородие, а белый – чистоту, порядок.
3. Берем маленький лоскуток ткани. Также скручиваем его. Нитью стягиваем нашу скрутку с обеих сторон, отступив от краев один пальчик. Это будут руки нашей куклы.
4. Вставьте ручки в туловище и перевяжите талию куколке. Перевяжите куколку на груди крест на крест нечётное количество раз. Крест - знак жизни и плодородия. Завяжите двойной узелок. Кувадка готова.
- А сейчас подготовим наши руки к работе. Мы с вами уже делали куклу Вертушку и можем с ней сейчас поиграть.
Пальчиковая гимнастика
Я игрушка-веселушка,
Разудалая вертушка.
Подходите посмелее —
Заводите посильнее.
Показать мне вам охота
Сто четыре оборота.
Работа детей (индивидуальная помощь при необходимости; включить фоновую музыку)
Анализ ООД и рефлексия
- Наше занятие подошло к концу. Пройдите со своими куклами. Мы наденем их на веревочку и подвесим на кроватку нашему малышу. Расскажите, что вы запомнили из рассказа о кукле? (Кукла называется Кувадка. Это обереговая кукла. Эту кукла участвовала в обряде кувады. Кукла помогала отгонять злых духов во время рождения ребенка. Ее вешали над колыбелькой малыша.)
- Что такое «оберег»? (Оберег - это символ или предмет, наделенный способностью оберегать от различных бедствий, хворей.)
- Что чувствовали при изготовлении куклы? (Я испытывала чувство радости, потому что первый раз делала куклу из ткани.).
- Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя. Если хотите кому-то подарить, то сделайте дома еще куколки вместе с родителями.