Юлия Шохова
Конспект занятия в подготовительной группе «Необыкновенный мир магнитов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Дать представление о магните и его выраженных качествах и свойствах.
Задачи.
Обучающая. Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя качества и свойства.
Развивающая. Развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
Воспитывающая. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Оборудование и материалы.
На каждого ребёнка маленькая матрёшка, деревянный кубик, дверной ключик, большая скрепка, монетка номиналом 50 копеек, пластмассовая пробка, колпачок от фломастера, бумажная салфетка, носовой платок, тарелочка, стакан с водой, крупный магнит, картонные карточки с «лабиринтом».
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Необыкновенный мир магнитов“» размещена в разделах
Ход НОД
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Ребята, я однажды отдыхала в Турции – это такая страна, возможно, кто-то из вас тоже там был?
Дети (ответы).
Воспитатель. И вот там я познакомилась с человеком по имени Вату, который рассказал мне удивительную историю. Сегодня я хочу вам поведать о ней. Присядьте на ковер, чтобы было удобнее слушать.
Легенда. Звучит приглушённая лирическая музыка.
В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой - притягивать к себе некоторые предметы. Неподалёку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей. Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте ещё ни разу не был - возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо неё проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает. Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернётся. Но как ни был Магнитолик силён и отважен, гора всё равно притянула его к себе. Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей.
Как вы думаете, какой способ нашёл Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа).
Дети (предлагают различные варианты).
Воспитатель. Ребята, я не буду пока говорить кто из вас прав. Я хочу, что бы вы сами пришли к правильному решению. А для этого сейчас мы с вами пройдём в знакомую для всех вас лабораторию и снова станем маленькими исследователями.
2. Основная часть
Воспитатель. Давайте вспомним, кто такие исследователи и как правильно нужно вести себя в лаборатории.
Дети. Исследователи – это человек, который что-то изучает.
Правила (дети подготовительной группы уже знают буквы, поэтому каждое правило мы решили обозначать буквой)
• В лаборатории должна быть тишина (Т)
• На столах должен быть порядок (П)
• Исследователи выполняют только те действия, которые необходимы
(В) обозначали буквой «В», что означает внимание, возможно нарушили одно из правил
Опыт № 1
Воспитатель. И так приступим к первому исследованию. Рассмотрите предметы, которые лежат перед вами (матрёшка, монетка номиналом в 50 копеек, пластмассовая пробка, колпачок от фломастера, кубик, дверной ключ, салфетка бумажная, носовой платок, скрепка). Из каких материалов они сделаны?
Дети. Матрёшка и кубик – деревянные, пробка и колпачок – пластмассовые, монетка, ключ и скрепка – железные, салфетка – из бумаги, платок – из ткани.
Воспитатель. А теперь возьмите предмет с середины стола, который спрятан под салфеткой. Что это за предмет?
Дети. Магнит.
Воспитатель. Что такое магнит?
Дети. Камень, железо…
Воспитатель. А почему вы так думаете? Докажите.
Ребята под руководством воспитателя сравнивают магнит, с другими предметами вспоминая их свойства. Бумага рвётся и намокает, а магнит нет; ткань намокает, тонет в воде, её можно разрезать, а магнит нет; дерево держится на плаву, а магнит тонет и т. д. Дети приходят к выводу, что магнит схож с железом. Воспитатель даёт понятие магнита.
Ребята, а давайте узнаем, что такое магнит из умной книжки, под названием «Энциклопедия» (зачитывается формулировка).
Магнит это удивительный и волшебный камень. А что же в нём такого удивительного, что он может делать?
Дети (ответы детей).
Опыт № 2
Воспитатель. Давайте проведём второй эксперимент. Выберите предметы, на которые действует магнит, и положите их в чашечку. Обратите внимание, какие разные предметы вы выбрали. Из какого они материала сделаны?
Дети. Из железа.
Воспитатель. Какие предметы остались на столе? Из какого они материала?
Дети. Бумага, ткань, дерево, пластмасса.
Воспитатель. Какой можно сделать вывод? На какие предметы действует магнит?
Дети. На железные. Магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель. А сейчас мы дружно встанем, выйдем все ко мне в кружок. Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.
Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик сесть опять.
Воспитатель. Ребята, мы с вами выяснили, что такое магнит и познакомились с первым свойством магнита. Напомните мне с каким.
Дети. Магнит притягивает железо.
Опыт № 3
Воспитатель. Правильно. А теперь познакомимся со вторым свойством магнита. Возьмите стакан с водой и опустите туда скрепку. А теперь попробуйте достать её, не намочив пальцы рук.
Дети сами приходят к решению взять магнит, приложить к стакану и по стенке передвигают магнит к краю стакана.
Воспитатель. И так между скрепкой и магнитом была преграда, какая?
Дети. Вода и стакан.
Воспитатель. Какой можно сделать вывод?
Дети. Вода и стекло не преграда магниту.
Опыт № 4
Воспитатель. Магнит воздействует через стекло. А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт». У вас у всех лежат карточки с разными дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через картон. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.
Что происходит с монеткой?
Дети. Двигается.
Воспитатель. Какой можно сделать вывод?
Дети. Картон тоже не преграда для магнита.
Воспитатель. Правильно. Магнит оказывает своё волшебное действие и через картон.
А теперь я хотела бы спросить, есть ли у вас дома магнит? И для чего вы его используете?
Дети (ответы детей).
Воспитатель. Показ слайдов.
Магниты используют в медицине и промышленности, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колёс и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способностью притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты. Магнит используют в игрушках и фокусах.
Люди делают из природного магнита украшения : серьги, браслеты, бусы (показ изделия).
3. Итоговая часть
Воспитатель.
Ну что же наша исследовательская работа подошла к концу. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакоми-лись? Какие свойства магнита вы запом-нили?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Ребята давайте оставим нашу лабораторию и вернемся туда, где мы начали наше знакомство с легендой о рыцаре. Давайте вспомним нашего рыцаря и загадочную гору. Что это была за гора, почему все рыцари притягивались к ней и как освободился от неё Магнитолик?
Дети. Гора была магнитом. Рыцари притягивались, потому что носили железную одежду. Магнитолик снял свои доспехи и тем самым освободился и освободил других рыцарей (если дети вдруг не ответят на вопрос об освобождении, то это задание можно дать домой, пусть вместе с родителями подумают и примут решение).
Воспитатель. И в заключение я хочу вручить вам грамоты «Юного исследователя» и поблагодарить за хорошую и плодотворную работу.