Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»

ольга шевелева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»

Способ организации детей : подгруппа девочек из 11 человек.

Предварительная работа с детьми

1. Чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию.

2. Составление рассказов на тему «Моя любимая кукла».

3. Сюжетно-ролевые игры с куклами: «Дочки-матери», «Кукла заболела» и т. д.

4. Изготовление альбома «Куклы разных времен».

5.Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица – такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т. д.

6. Изготовление обрядовой куклы на Масленицу, куклы – «бессоницы».

Наглядный дидактический материал

Демонстрационный материал:

Куклы «берегиня», «зернушка», «травница», «десятиручка», «бессоница», «мировое дерево», соломенные куклы, «дымковская барышня»; куклы, связанные из ниток, матрешки; выставка современных кукол; альбом иллюстраций игровых, обрядовых и обереговых (обережных) кукол; детские костюмы – куклы и оловянные солдатики; схема изготовления куклы-скрутки.

Раздаточный материал: заготовки лоскутков для приготовления куклы-скрутки, нитки.

Задачи

1. Познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно.

2. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память.

3. Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

Ход занятия

1. Часть - вводная

Танец кукол и оловянных солдатиков (муз. Н. Вересокина «Озарная полька»).

2. Часть – основная

Воспитатель: Дорогие мои барышни! Мы начали занятие с танца этих очаровательных кукол неспроста. Сегодня у нас девичьи посиделки, и мы поговорим о наших девичьих заботах – о куклах. Обратите внимание, сколько красивых кукол! Их вам покупают, дарят. Сегодня к нам на занятие (имя девочки) принесла свою подружку – куклу Ксюшу. Посмотрите, что она умеет. (Демонстрирует умение куклы говорить и петь песню.) Кукла – это что?

Дети: Кукла – это игрушка.

Воспитатель: Как с ней можно играть?

Дети: Куклу можно пеленать, кормить, укладывать спать. Кукле можно спеть колыбельную песню. Кукле можно сшить одежду, придумывать фасоны разных платьев. С куклой можно делиться секретами – она никому не расскажет. С куклой можно разговаривать.

Воспитатель: Как называется игра, когда дети играют с куклой?

Дети: «Дочки - матери».

Воспитатель: Девочки, а вы знаете, что эта игра очень старинная и пришла к нам из глубины веков? Только куклы в старину были не такие, как сейчас. Их не продавали в магазинах, а делали своими руками. Вы можете рассказать, из чего делали кукол на Руси?

1-й ребенок.

Золотистая солома,

Без сомненья, всем, знакома.

Соберем ее в пучок

И повяжем в колосочек.

Ленточку шелковую

Розовую, новую.

Лоскуточек ситца

Тоже пригодится.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша!

На Руси делают куклу из соломы!

(Показывает куклу.)

2-й ребенок.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа!

Щеки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво-

Барышня, ты так красива!

Такую куклу делали из глины, а называется она «Дымковская игрушка».(Показывает куклу.)

3-й ребенок.

Рукодельница-мастерица

Вечером вязала на спицах

Не платочек, не шарф, не шапку,

А веселую куклу Марфу!

Этих нарядных кукол связали из клубочков ниток! (Показывает куклу.)

4-й ребенок.

Поглядите-ка скорее:

Щечки розовеют,

Пестренький платочек

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки –

Русские матрешки!

Русские матрешки – это точенные из дерева куклы, раскрашенные яркими красками. (Показывает матрешку.)

Воспитатель: Можно, я подержу в руках твою Матрешку? Какая она яркая, красивая! А я знаю старинную русскую игру «Возьми матрешку».

Игра «Возьми матрешку»

Под музыку русской народной песни «Барыня» девочки водят хоровод, исполняют русскую пляску, а по окончании музыки берут матрешку.

Дети:

Ну-ка «русскую» давайте,

Веселее начинайте.

Прогуляемся, прогуляемся!

Мы похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко.

Забавляемся, забавляемся!

Ножкой громко застучим,

Чтобы всех нас услыхали,

Постараемся, постараемся!

А теперь пошли вприсядку,

Вот какие мы ребятки!

Не стесняемся, не стесняемся!

Воспитатель:

Вы, девчонки, не спешите,

А немного попляшите.

Кончит музыка играть –

Матрешку нужно быстро взять!

Воспитатель:

Дети, мы с вами про всех кукол рассказали? О каких мы забыли рассказать?

Дети: Мы забыли рассказать о тряпичных куклах.

Воспитатель: Да, про тряпичных или лоскутных. Тряпичные куклы имелись в каждой русской семье, даже в самой бедной. Иногда их было около ста штук. Кукол берегли, хранили на полках в красном углу, в корзинках, в сундуках. Куклы были разные. Какие виды тряпичных кукол были в русской семье?

Дети: Были игровые куклы, с которыми дети играли. Такую куклу называли «девкина забава». Были обрядовые куклы – их делали на праздники, например на Масленицу или на свадьбу. Обережные куклы – оберегали детей и взрослых от злых духов, болезней,помогали справиться с трудностями: в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» кукла помогала девочке – сироте.

Воспитатель: Скажите, кто делал малышке – девочке первую куклу?

Дети: Первую куклу мастерили взрослые – мама или бабушка.

Воспитатель: А в дальнейшем кто шил девочке кукол?

Дети:Девочки шили кукол сами: так они учились пользоваться иголкой, ножницами, ведь им придется потом самим шить одежду для себя или своей семьи.

Воспитатель: Какие народные приметы вы знаете про детей, играющих в куклы?

Дети:На Руси была такая примета: если дети много играют в куклы, обращаются с ними бережно – в семье будет прибыль, дети вырастут настоящими хозяевами. А если дети не играют в куклы или играют мало, бездельничают, то и хозяева из них будут плохие, пропадет дом.

По кукле, с которой играла девочка, судили о мастерстве и вкусе мастерицы, о ее опрятности, аккуратности. «Какова мастерица – такова и работа», - говорили в старину.

Воспитатель: До каких пор девочки играли на Руси в куклы?

Дети: Пока у них не появлялись свои дети.

Воспитатель: Куклы в старину были безликими, то есть без лица. У меня в корзине куклы, которые достались мне от моей мамы, от моей бабушки. Это старинные куклы. (Показывает кукол.) Вот это – «берегиня» - моя самая любимая. Эта кукла бережет меня, приносит мне благополучие, здоровье и радость.

Это кукла «десятиручка». Такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она справлялась со своими домашними делами, у нее был порядок, чистота.

Эту куклу зовут «кубышка» или «травница». Ее наполняли лекарственными или пахучими травами и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух, успокаивал ребенка.

Игра

Вот такие куклы были у наших предков. Люди наделяли их волшебной силой и с их помощью растили и воспитывали своих детей, вели хозяйство. Изготовление кукол –это тоже волшебство: занимаясь таким делом, девочки росли трудолюбивыми, спокойными, усидчивыми, старательными.Почти все были мастерицами: умели шить, вышивать, вязать кружева. А вам хотелось бы самим сделать куклу? (Дети соглашаются.) Запомните, приступая к работе, нужно думать о хорошем. Я бы хотела, чтобы перед началом работы вы вспомнили пословицы.

Игра «Закончи пословицу»

От скуки бери дело (в руки).

Маленькое дело лучше большого … (безделья)

Была бы охота – заладится любая (работа)

К большому терпенью придет и … (умение).

Поспешишь – людей… (насмешишь)

Глаза страшатся, а руки … (делают)

Где хотение, там и (умение) .

После игры девочки по схеме изготавливают кукол-скруток из заранее приготовленных заготовок.

Воспитатель: Это самая первая кукла, сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много. Я вспомнила еще одну пословицу «Хороша дочка Аннушка, коли хвалит ее мать и бабушка». А я вас хвалю! Молодцы! Возьмите своих кукол и поиграйте с ними в группе в дочки-матери. У вас теперь на одну куклу стало больше.

Публикации по теме:

Планирование по ОО «Чтение художественной литературы». Совместная деятельность воспитателя и детей (подготовительная группа) Сентябрь Чтение рассказа К. Паустовский «Теплый хлеб» Стихи М. Волошиной «Осенью»; Чтение сказки «Волк и лиса» Рассказывание сказки А. Пушкина.

Тематический план работы по экологическому воспитанию (осень)Тематический план работы по экологическому воспитанию (осень) Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" СЕНТЯБРЬ. 1 неделя – «Хлеб»: экскурсия в поле; беседа на тему «Как выращивают хлеб»;.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 18:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...