Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»

ольга шевелева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»

Способ организации детей: подгруппа девочек из 11 человек.

Предварительная работа с детьми

1. Чтение русской народной сказки «Василиса прекрасная», беседа по содержанию.

2. Составление рассказов на тему «Моя любимая кукла».

3. Сюжетно-ролевые игры с куклами: «Дочки-матери», «Кукла заболела» и т. д.

4. Изготовление альбома «Куклы разных времен».

5. Ознакомление с пословицами: «Какова мастерица – такова и работа», «К большому терпению придет и умение» и т. д.

6. Изготовление обрядовой куклы на Масленицу, куклы – «бессоницы».

Наглядный дидактический материал

Демонстрационный материал:

Куклы «берегиня», «зернушка», «травница», «десятиручка», «бессоница», «мировое дерево», соломенные куклы, «дымковская барышня»; куклы, связанные из ниток, матрешки; выставка современных кукол; альбом иллюстраций игровых, обрядовых и обереговых (обережных) кукол; детские костюмы – куклы и оловянные солдатики; схема изготовления куклы-скрутки.

Раздаточный материал: заготовки лоскутков для приготовления куклы-скрутки, нитки.

Задачи

1. Познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками. Учить отвечать на вопросы связно и последовательно.

2. Развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа. Развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память.

3. Воспитывать у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

Ход занятия

1. Часть - вводная

Танец кукол и оловянных солдатиков (муз. Н. Вересокина «Озарная полька»).

2. Часть – основная

Воспитатель: Дорогие мои барышни! Мы начали занятие с танца этих очаровательных кукол неспроста. Сегодня у нас девичьи посиделки, и мы поговорим о наших девичьих заботах – о куклах. Обратите внимание, сколько красивых кукол! Их вам покупают, дарят. Сегодня к нам на занятие (имя девочки) принесла свою подружку – куклу Ксюшу. Посмотрите, что она умеет. (Демонстрирует умение куклы говорить и петь песню.) Кукла – это что?

Дети: Кукла – это игрушка.

Воспитатель: Как с ней можно играть?

Дети: Куклу можно пеленать, кормить, укладывать спать. Кукле можно спеть колыбельную песню. Кукле можно сшить одежду, придумывать фасоны разных платьев. С куклой можно делиться секретами – она никому не расскажет. С куклой можно разговаривать.

Воспитатель: Как называется игра, когда дети играют с куклой?

Дети: «Дочки - матери».

Воспитатель: Девочки, а вы знаете, что эта игра очень старинная и пришла к нам из глубины веков? Только куклы в старину были не такие, как сейчас. Их не продавали в магазинах, а делали своими руками. Вы можете рассказать, из чего делали кукол на Руси?

1-й ребенок.

Золотистая солома,

Без сомненья, всем, знакома.

Соберем ее в пучок

И повяжем в колосочек.

Ленточку шелковую

Розовую, новую.

Лоскуточек ситца

Тоже пригодится.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша!

На Руси делают куклу из соломы!

(Показывает куклу.)

2-й ребенок.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа!

Щеки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво-

Барышня, ты так красива!

Такую куклу делали из глины, а называется она «Дымковская игрушка».(Показывает куклу.)

3-й ребенок.

Рукодельница-мастерица

Вечером вязала на спицах

Не платочек, не шарф, не шапку,

А веселую куклу Марфу!

Этих нарядных кукол связали из клубочков ниток! (Показывает куклу.)

4-й ребенок.

Поглядите-ка скорее:

Щечки розовеют,

Пестренький платочек

Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки –

Русские матрешки!

Русские матрешки – это точенные из дерева куклы, раскрашенные яркими красками. (Показывает матрешку.)

Воспитатель: Можно, я подержу в руках твою Матрешку? Какая она яркая, красивая! А я знаю старинную русскую игру «Возьми матрешку».

Игра «Возьми матрешку»

Под музыку русской народной песни «Барыня» девочки водят хоровод, исполняют русскую пляску, а по окончании музыки берут матрешку.

Дети:

Ну-ка «русскую» давайте,

Веселее начинайте.

Прогуляемся, прогуляемся!

Мы похлопаем в ладошки,

Мы потопаем немножко.

Забавляемся, забавляемся!

Ножкой громко застучим,

Чтобы всех нас услыхали,

Постараемся, постараемся!

А теперь пошли вприсядку,

Вот какие мы ребятки!

Не стесняемся, не стесняемся!

Воспитатель:

Вы, девчонки, не спешите,

А немного попляшите.

Кончит музыка играть –

Матрешку нужно быстро взять!

Воспитатель:

Дети, мы с вами про всех кукол рассказали? О каких мы забыли рассказать?

Дети: Мы забыли рассказать о тряпичных куклах.

Воспитатель: Да, про тряпичных или лоскутных. Тряпичные куклы имелись в каждой русской семье, даже в самой бедной. Иногда их было около ста штук. Кукол берегли, хранили на полках в красном углу, в корзинках, в сундуках. Куклы были разные. Какие виды тряпичных кукол были в русской семье?

Дети: Были игровые куклы, с которыми дети играли. Такую куклу называли «девкина забава». Были обрядовые куклы – их делали на праздники, например на Масленицу или на свадьбу. Обережные куклы – оберегали детей и взрослых от злых духов, болезней, помогали справиться с трудностями: в русской народной сказке «Василиса Прекрасная» кукла помогала девочке – сироте.

Воспитатель: Скажите, кто делал малышке – девочке первую куклу?

Дети: Первую куклу мастерили взрослые – мама или бабушка.

Воспитатель: А в дальнейшем кто шил девочке кукол?

Дети: Девочки шили кукол сами: так они учились пользоваться иголкой, ножницами, ведь им придется потом самим шить одежду для себя или своей семьи.

Воспитатель: Какие народные приметы вы знаете про детей, играющих в куклы?

Дети: На Руси была такая примета: если дети много играют в куклы, обращаются с ними бережно – в семье будет прибыль, дети вырастут настоящими хозяевами. А если дети не играют в куклы или играют мало, бездельничают, то и хозяева из них будут плохие, пропадет дом.

По кукле, с которой играла девочка, судили о мастерстве и вкусе мастерицы, о ее опрятности, аккуратности. «Какова мастерица – такова и работа», - говорили в старину.

Воспитатель: До каких пор девочки играли на Руси в куклы?

Дети: Пока у них не появлялись свои дети.

Воспитатель: Куклы в старину были безликими, то есть без лица. У меня в корзине куклы, которые достались мне от моей мамы, от моей бабушки. Это старинные куклы. (Показывает кукол.) Вот это – «берегиня» - моя самая любимая. Эта кукла бережет меня, приносит мне благополучие, здоровье и радость.

Это кукла «десятиручка». Такую куклу дарили девушке на свадьбу, чтобы она справлялась со своими домашними делами, у нее был порядок, чистота.

Эту куклу зовут «кубышка» или «травница». Ее наполняли лекарственными или пахучими травами и давали играть детям. Запах лечебных трав освежал и очищал воздух, успокаивал ребенка.

Игра

Вот такие куклы были у наших предков. Люди наделяли их волшебной силой и с их помощью растили и воспитывали своих детей, вели хозяйство. Изготовление кукол – это тоже волшебство: занимаясь таким делом, девочки росли трудолюбивыми, спокойными, усидчивыми, старательными. Почти все были мастерицами: умели шить, вышивать, вязать кружева. А вам хотелось бы самим сделать куклу? (Дети соглашаются.) Запомните, приступая к работе, нужно думать о хорошем. Я бы хотела, чтобы перед началом работы вы вспомнили пословицы.

Игра «Закончи пословицу»

От скуки бери дело (в руки).

Маленькое дело лучше большого … (безделья)

Была бы охота – заладится любая (работа)

К большому терпенью придет и … (умение).

Поспешишь – людей… (насмешишь)

Глаза страшатся, а руки … (делают)

Где хотение, там и (умение) .

После игры девочки по схеме изготавливают кукол-скруток из заранее приготовленных заготовок.

Воспитатель: Это самая первая кукла, сделанная вашими руками, а потом, я надеюсь, их у вас будет много. Я вспомнила еще одну пословицу «Хороша дочка Аннушка, коли хвалит ее мать и бабушка». А я вас хвалю! Молодцы! Возьмите своих кукол и поиграйте с ними в группе в дочки-матери. У вас теперь на одну куклу стало больше.

Публикации по теме:

Планирование по ОО «Чтение художественной литературы». Совместная деятельность воспитателя и детей (подготовительная группа) Сентябрь Чтение рассказа К. Паустовский «Теплый хлеб» Стихи М. Волошиной «Осенью»; Чтение сказки «Волк и лиса» Рассказывание сказки А. Пушкина.

Тематический план работы по экологическому воспитанию (осень)Тематический план работы по экологическому воспитанию (осень) Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка" СЕНТЯБРЬ. 1 неделя – «Хлеб»: экскурсия в поле; беседа на тему «Как выращивают хлеб»;.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Дикие животные
  • Сказочные существа
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Кукла из глубины веков»
Опубликовано: 7 октября 2014 в 18:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

«Приходите, скоморохи, поиграть с ребятами!» Сценарий игрового праздника для детей...
Здравствуйте, друзья мои и коллеги! Я уже в нескольких публикациях рассказывала о нашем масштабном проекте «Музей друзей». Сегодня немного о следующем его...
План Месячника пожилых людей во второй младшей группе
01. 10. 19 Консультация для родителей « Международный день пожилых людей» Познакомить родителей с историей и традициями праздника день пожилого человека....
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Осенние чудеса»
В народе говорят, что осень время мудрости, а описывая и характеризуя осень можно сказать с уверенностью, осенняя пора никого из нас не оставляет...