Ольга Салимова
Конспект занятия в средней группе. Ознакомление с окружающим
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические эксперименты.
Цель. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
Материал. Клеёнка на стол, три-четыре сосуда различной формы, формочка для песка, сухой песок, по два одинаковых стаканчика на каждого ребёнка, молоко, ложечки, термометр, горячая вода, глобус.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята сегодня утром я получила письмо, в нём загадка, помогите мне, пожалуйста, её отгадать.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю капает опять.
(вода)
Публикация «Конспект занятия в средней группе, Ознакомление с окружающим» размещена в разделах
Молодцы. Я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках?
(воспитатель показывает детям глобус, и предлагает им сесть).
- Кто знает, что это такое? (ответы)
- Правильно это глобус.
Глобус- это модель Земли. Слово глобус обозначает шар.
Наша планета Земля – огромный шар, который летает в космосе вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг себя. Облетела Земля вокруг Солнца - прошёл год. Повернулась вокруг себя – прошли сутки, т. е. день и ночь.
Какого цвета на глобусе больше?
Дети. Синего.
Воспитатель. Что обозначено на глобусе синем цветом?
Дети. Синей цвет-вода, реки, моря и океаны.
Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный-голубой. Это потому, что этой краски действительно на нём намного больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой. А сегодня вы видели воду?
Дети. Видели! Она течёт из крана, это снег, лёд. А ещё мы видели воду в аквариуме, в чашке, в лейке и т. п.
Воспитатель. Хорошо, молодцы. Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к Профессору воды, и стать его учениками. Хотите? Ну что ж, сидите тихо и закройте глаза.
Включается аудио кассета. Слышится спокойное журчание воды. Воспитатель переодевается в костюм профессора. Дети открывают глаза.
Профессор. Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька - замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить;
Без воды нам не прожить!
Здравствуйте мои дорогие ученики. Сегодня я расскажу вам о воде. Только мне понадобиться ваша помощь. Вы мне поможете? Очень хорошо. Для этого нам надо вооружиться вниманием и терпением.
Опыт 1.
У меня есть три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой. (Можно привлечь к этому детей).
Какую форму приняла вода? (ответы). Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость.
Воспитатель вызывает ребёнка и предлагает ему насыпать в формочку песок, затем пересыпать его из формочки в ведёрко, а потом насыпает горкой на специальный поднос.
Посмотрите, песок тоже меняет форму. Неужели он жидкость? А вы как думаете? (Ответы). Давайте, с помощью опыта определим, что же такое песок? И отличается ли он от воды?
Опыт 2.
Профессор. Опрокинем стакан с водой. Что происходит? Вода растеклась. А что будет, если опрокинуть ведёрко с песком? Песок ложится горкой.
Так что, песок – это жидкость (ответы.) Значит, вода и песок разные вещества: вода – жидкость, песок – сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода – жидкость. Теперь необходимо определить какого она цвета? Как вы считаете? (ответы.)
Давайте проделаем ещё один опыт. Согласны? Профессор предлагает детям перейти к столам, на которых стоят по два одинаковых стакана: в одном – вода, в другом – молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.
Дети. В стакане с водой ложечка видна, а в стакане с молоком – нет.
Профессор. Значит, вода – прозрачная, а молоко нет. Теперь рассмотрим ещё одно свойство воды – у неё есть температура. Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня совершенно здоров, но, если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть у всего и у воды тоже.
Какая? (ответы.)
Опыт 3.
Нальём в один стакан холодной воды, а в другой – горячей. Измерим её при помощи термометра. Давайте опустим термометр сначала в стакан с горячей водой, а затем с холодной. Посмотрим, что происходит.
А теперь давайте немножко отдохнём.
Проводится игра «Дождик, лей веселей!». Дети выходят на середину комнаты, берут в руки ленты разного цвета. На строки 1-6 выполняют движения.
Дождик, лей веселей! Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап – кап! Кап – кап!
На строки 7 – 11 двигаются подскоками (в это время воспитатель раскладывает на полу обручи разного цвета).
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце яркого цвета,
Яркого, красивого, жёлтого и синего,
Зелёного и красного и любого разного.
По сигналу дети собираются у обруча своего цвета, потом рассаживаются по местам.
Профессор. Итак, мои дорогие ученики. Сегодня мы с вами узнали что: вода – жидкость, она прозрачная и у неё есть температура. А как вы думаете, что произойдет с водой, если она попадет на мороз.
(ответы.)
- Да, вода станет твёрдой, замё рзнет: превратиться в твёрдое вещество – лёд. Снег и лёд – это тоже вода, только в твёрдом состоянии.
Зато что вы сегодня все очень хорошо потрудились, я приготовил вам сюрприз, разноцветные сосульки.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!