Светлана Лямова
Песок, вода, камни
«Песок, вода, камни»
Предисловие.
Уважаемые коллеги, все мы знаем, что ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое образование нужно с самого раннего возраста, с момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение. Задача педагога заключается в том, чтобы заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что животные и растения – живые существа, они дышат, растут, пьют воду, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сорванный цветок плачет, сорванный листок плачет, сломанная веточка плачет и просит о помощи. В раннем возрасте малыши понимают всё буквально и сохраняют свои ощущения надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Поэтому правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослым, игре.
Публикация «Песок, вода, камни» размещена в разделах
Но есть вокруг нас ещё и неживая природа: камни, песок, вода. Дети с удовольствием изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику рук.
В нашей группе есть экологический центр «Песок, вода, камни». В первом лотке находится песок, во втором – камни, в третьем – вода, в четвёртом находятся маленькие совочки, формочки, маленькие пластмассовые шарики. Дети с большим удовольствием проводят эксперименты: льют воду, бросают камни и шарики в воду, набивают формочки песком, делают простые постройки из песка. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить, а из какого нет. Наблюдения и опыт повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. И как приятно видеть сначала удивленные, а затем восторженные глаза детей, когда поднимая формочку, они видят ушастого зайку, звездочку или резное печенье.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию мой первый опыт в проектной деятельности. Буду рада вашим отзывам, пожеланиям,
предложениям.
Тип проекта – исследовательско - игровой
Возраст детей – младшая группа
Длительность –3 месяца
Цель: познакомить малышей со свойствами неживой природы: камня, песка, воды.
Задачи:
• стимулировать потребности познания окружающего мира
• активизировать творческие способности детей
• открыть детям свойства неживой природы
• передать детям возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира
Пути реализации:
Первый месяц
1. Постройка из песка домика для зайчика
Цель. Дать представление о сухом и влажном песке: сухой – сыплется, влажный – лепится.
2. Постройка из камней дорожки к домику зайчика
Цель. Познакомить со свойствами камней: твердые, тяжелые, ими можно украсить постройку из дорожку к дому зайчика.
3. Игры- опыты с водойЦель. Показать, что вода прозрачная, но ее можно окрасить в любой цвет или сделать грязной; что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.
4. Рассматривание картин с изображениями реки, пруда.
Цель: закрепить представление о роли воды в природе.
В реке и в пруду живут рыбки и лягушки. Это их дом, и они без воды жить не могут.
Объяснить малышам, что воду загрязнять нельзя, потому что в грязной воде всё живое погибнет.
Второй месяц
1. Аквариум – дом для рыбок
Цель. Познакомить с устройством аквариума: дно засыпано песком, песок мокрый; камни утопают в песке, они тоже мокрые, темные, большие и маленькие.
2. Игра-опыт «Как растения пьют воду»
Цель. Дать представление о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темной; все живое любит чистую воду, загрязнять её нельзя.
3. Игра «Печём печенье»Цель. Закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений
(проводится в центре «Песок – вода»).
4. Игры-забавы с водой.
Цель: закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
Третий месяц.
1. Игра с песком в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати»
Цель. Закрепить знание свойств песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати.
2. Наблюдение за водой. Цель. Познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают. Обсудить вопрос о том, кому нужна вода: детям, рыбкам, птичкам.
Водой моем лицо, руки, чтобы были чистыми.
3. Игры с водой: «Кораблики плавают»
Цель. познакомить детей со свойствами различных материалов.
Закрепить знание свойств воды: лёгкие игрушки в воде плавают, а тяжёлые – тонут.
4. Дорожка из камешков для Колобка.
Цель: показать малышам, что из камня можно делать постройки, дорожки.
Ожидаемый результат:
Дети познакомились со свойствами песка, камня и воды: песок сыпучий, сырой, сухой, лепится, когда влажный, меняет цвет от воды.
Камень - твёрдый, тяжёлый, большой и маленький, из него можно построить различные сооружения.
Вода – источник жизни на Земле. Она бывает тёплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная, но без неё всё живое погибнет.
Закончить проект можно выездом родителей, детей и педагогов на природу или посещением главного фонтана вашего города.
Наш экологический центр "Песок, вода, камни"
Мы исследователи
.