Юлия Андреяшина
Конспект занятия в старшей группе «Голубая планета — Земля!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Голубая планета – Земля!»
Цели:
Углубить представления о том, что планета Земля – это огромная планета, большая часть которой покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша.
Формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Голубая планета — Земля!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты.
Развивать воображение. Ассоциативное и творческое мышление.
Задачи:
Продолжать формировать бережное отношение детей в первозданной чистоте природы ради блага всего живого на Земле.
Привлечь внимание к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха.
Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
Закреплять правила поведения в природе.
Предварительная работа:
Ознакомление с водой, воздухом и их свойствами.
Занятия по темам : «Кто живет на планете Земля»; «Как человек использует воду, воздух»; «Нам водичка – добрый друг».
Наблюдения в природе, опыты, занятия по изобразительной деятельности, чтение экологических сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок.
Материал: Глобус; схемы правил: «Правила поведения в природе»; картины: «Пруд, глазами подводных жителей»; слайды- шоу: «Вид земли из космоса»; запись «Журчание воды», «Космическая музыка»; материал для опыта фильтрации воды;банка с грязной водой.
Ход занятия
Воспитатель: - Добрый день, мои дорогие друзья! Сегодня мы с вами узнаем, что такое наша планета. Увидим, как она выглядит. Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, её название!
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар
Что наш дом – большущий шар.
Дети: земля!
Воспитатель: - Наша планета – это огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Вокруг Солнца вращаются планеты – твердые холодные шары. Наша Земля уникальна – на ней есть жизнь, растения, животные, человек. Это потому, что на нашей планете есть вода, воздух, тепло – эти условия нужны всем живым существам (воспитатель показывает макет земли).
Воспитатель: Что это, как вы думаете?
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: - Глобус.
Воспитатель: - Правильно, молодцы! (Звучит музыка, показываются слайды с фотографиями нашей планеты из космоса)
Воспитатель повествует:
- Дети, наша планета Земля – такая разная и красивая, потому что она живая: на ней живут растения, животные, люди! Послушайте замечательное стихотворение В. Орловой «Дом под крышей голубой!» Словно крыша над землею, голубые небеса.
А под крышей голубою, реки, горы и леса.
Океаны, пароходы, и поляны, и цветы,
Страны все и все народы, и, конечно, я и ты.
Вместе мы с тобой в ответе за чудесное жилье,
Потому что на планете все твое и все мое.
И пушистые снежинки, и река, и облака,
И травинки, и тропинки, и вода из родника.
Дом кружится возле Солнца, чтобы было нам тепло,
Чтобы в каждое оконце заглянуть оно могло.
Чтобы жили мы на свете, не ругались, не грозя,
Как хорошие соседи или добрые друзья.
Кружит в небе голубом наш огромный круглый дом.
Воспитатель: Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Дети: Вода!
Воспитатель: Это означает, что на земле много воды, рек, морей и океанов.
- Кому в природе нужна вода?
Дети: Человеку, деревьям, животным….
Воспитатель: - На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам. Для того чтобы вода стала безопасной, ее специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и по этому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде, будут засорять наши реки?
Дети: Реки высохнут, обмелеют, засорятся, будет катастрофа…
Воспитатель: Давайте представим на время, что мы с вами космонавты. И перенесемся немного в будущее, лет на 20 и посмотрим что станет с реками?
Физкультминутка: «Космонавт»
А сейчас мы с вами, дети, – Маршируют на месте.
Улетаем на ракете. – Руки вверх, ладони образуют
«купол ракеты».
На носки поднимись, – Стойка на носках.
А потом – руки вниз! – Опускают руки – основная стойка.
Раз, два, три, четыре! – Маршируют на месте.
Вот летит ракета ввысь. – Руки вверх, образуют ракету.
В небе ясном солнце светит, – Показывают «солнышко» – руки скрестить,
Космонавт летит в ракете, пальцы – лучики, раздвинуть, потом показать опять ракету, поднимаясь на носки.
А внизу леса, поля – – Низкий наклон вперед,
Расстилается земля. – Руки разводятся в стороны,
выпрямляются и «летят» на места.
Импровизированный «пруд».Звучит музыка «журчание воды». Появляется персонаж Лягушонок-Квакун.
Воспитатель: Здравствуй Лягушонок – Квакун, что с тобой?
В пруду я чистом поживал,
Горя-горюшка не знал.
А теперь настало время,
Плавать мне совсем вот, негде,
Все сегодня изменилось
И в помойку превратилось.
Лягушонок: - Здравствуйте, ребята, я вас так ждал. С нашим прудом приключилась беда. Он погибает. Люди загрязнили наш пруд, растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели.
Жители пруда нарисовали картину : «Пруд, глазами подводных жителей».
(Сверху вода, а на дне мусор: палки, банки, пищевые пакеты). Помогите нам.
Воспитатель: Мы с радостью вам поможем. Правда ребята? (Воспитатель предлагает детям очистить пруд от мусора, дети вынимают из импровизированного пруда мусор).
Игра: «Собери мусор!»
(дети делятся на 2 команды и складывают мусор в импровизированный мусорный бак.)
Лягушонок: Пруд стал чище, но не совсем. Мы очистили дно, а вода в пруду осталась грязной (лягушонок показывает банку с загрязненной водой) я прошу вас помочь мне очистить воду. (предлагается детям очистить воду через фильтр.)
Опыт: Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр (воронка с ватой) Обращается внимание детей, как изменилась вода. (Затем все дети возвращаются к пруду и отдают чистую воду лягушонку.)
Воспитатель: Ребята мы с вами очистили воду, пруд стал прозрачным, чистым, зеркальным. Прилетели птицы, рыбы выздоровели, кувшинки стали белыми.
(Звучит бодрая музыка, лягушонок благодарит детей.)
Лягушонок: Спасибо ребята! Помните, что бывает если люди не берегут природу!
Воспитатель: Проведем еще один опыт:
давайте попробуем закрыть рот и нос, сколько времени мы сможем не дышать?
Очень мало несколько минут. Правильно ребята человек может прожить несколько дней без пищи и воды, но без воздуха он может прожить лишь несколько минут. В чем мы сейчас с вами, убедились. Все живое на земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, животные и конечно же человек. А как вы думаете какой нам нужен воздух?
Дети: чистый, без запаха…
Воспитатель: Что мешает воздуху быть чистым?
Дети: Заводы – дым, машины – газ…
Воспитатель: - Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают?
Дети: Выделяют кислород.
Воспитатель: - Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.
Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище?
Дети: Посадить деревья, кустарники, цветы и т. д.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как много растений у нас в группе. Они нас радуют своей красотой и помогают дышать. Давайте посадим еще один цветочек в горшок. Он очень красивый! Природа нам помогает расти здоровыми, крепкими, красивыми. Природа не жалеет ничего, даря свои бесценные дары. Она взамен лишь просит одного: чтоб люди были к ней добры!
Давайте вспомним какие факторы вредят природе, а что не причинить ей вреда.
Работа с перфокартами: Лягушонок – Квакун детям предлагает карточки с картинками «Вредит, не вредит природе?». Дети ставят напротив «+» или «-».
Лягушонок: Какие вы ребята молодцы! Вы все знаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы не причинять ей вреда! Я бы остался с вами жить, но мне пора в моё озеро! Досвидания!
Воспитатель: Природа, рукотворный мир. Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля. Я предлагаю вам принять законы охраны природы и соблюдать их:
Закон мудрости – будем наблюдать, учиться, действовать и нести ответственность за свои поступки.
Закон доброты – будем приходить на помощь каждому, кто в ней нуждается.
Закон солидарности – каждое живое существо имеет право на солнце, воздух и воду.
Закон ответственности - будем украшать землю добрыми делами.
- Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на нашей планете- Земля! На которой человек – хозяин, который должен быть заботливым и добрым! Земля – это дом для всех людей, его надо любить и не разрушать, содержать в чистоте! А вам еще одно задание: сделайте на память о нашем путешествии, рисунки на тему «Земля – живая планета».
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как кружит солнце со всеми нами.
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь планету -
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она…