МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе по музейной программе: «Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки».

Наталья Захарова
Конспект занятия в старшей группе по музейной программе: «Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки».

Тема: «Пёстрые игрушки : матрёшки, погремушки».

Цель: Обогащать представление детей о народных промыслах: истории возникновения, особенностях.

Задачи:

1. Развивать умения различать стилистические особенности разных промыслов.

2. Развить художественно эстетического восприятие, умение эмоционально откликаться на образы народного искусства, эстетически их оценивать.

3. Познакомить с творчеством богородских мастеров и полхово-мойдановскими матрёшками.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по музейной программе: „Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки“,» размещена в разделах

4. Обогащать сенсорный опыт, активизировать разнообразное обследование различных свойств и качеств предметов, развивать познавательные процессы.

5. Активизировать использование слов и словосочетаний: народные промыслы, ремесла; народные умельцы, народные традиции, народная игрушка, узор, орнамент, элементы узора.

6. Формировать уважительное отношение к национальным традициям.

Материал : дымковские игрушки,филимоновская игрушка ; гжель,матрёшки,богородская игрушка; тряпичные куклы. Шаблоны игрушек,краски, кисточки.

Ход занятия.

В горнице сидит хозяйка и поёт песню. Дети с воспитателем стучат и входят в горницу.

Педагог. Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей.

Хозяюшка. Здравствуйте, дорогие гости, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Сижу, работу делаю для продажи. Скоро ярмарка,а изделий мало, коли гости пришли,помогите мне. Как на Руси водится- вместе дело спорится, а врозь хоть брось.

Хозяюшка. Ребята, поможете мне в работе?

Давайте приниматься за работу. Делу время, а потехе час.

Хозяюшка. У меня для ярмарки были приготовлены работы. Они стояли на столе. Мимо проходил кот, задел своим хвостом и все мои работы разбились. Необходимо их собрать.

Д ля того, чтобы собрать части необходимо встать вкруг и рассчитаться от 1до 4. Мастера под номером 1 встают в свою команду….

Хозяйка кладёт на ковёр разрезные картинки. Дети cобирают картинки.

Хозяюшка. Молодцы. Теперь посмотрите на свои картинки посовещайтесь между собой и ответьте что на них изображено. Каждая команда мастеров очень внимательно слушает ответы другой команды и если согласны поднимают руки.

(картинки дымковская,филимоновская, гжельская,хохломска роспись)

Хозяюшка. Каждая команда посоветуется и решит, из какого материала сделаны эти игрушки.

-Какие краски использовали мастера для росписи этих игрушек.

-Какие элементы росписи используют мастера в своих работах.

-Для чего нужны эти игрушки?

-У меня перепутались все элементы росписей. Сейчас каждая команда найдёт элементы своей росписи.

- Молодцы. Вы хорошо знаете росписи, а теперь посмотрим любите ли вы заниматься зарядкой. Сейчас мы с вами поиграем в игру. «Заводные человечки».

Хозяюшка. Да наш народ не только умеет работать он горазд и веселиться, а что за веселье без игрушек. А ещё русский народ богат любовью к родной земле, к своим детям. Вот для них и делает игрушки из разных материалов: из глины, из дерева и из ткани женщины мастерили для своих дочек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать игрушки животных и птиц.

Фигурки коней и птиц имеют особое значение. Они оберегают человека и побеждают зло.

Я хочу вас познакомить с игрушками из села Богородского

-Посмотрите на эти фотографии и решите, из какого материала сделаны эти игрушки?

-Как вы думаете каким инструментом пользовались мастера,когда работали над этими игрушками?

Эти игрушки сделаны из липы. Берёт мастер липовую чурку,приглядывается к ней внимательно, а затем острым ножом вырезают круглые уши, короткий нос, лохматый живот, толстые лапы и вот уже готов Михайло Потапович.

- Посмотрит на фотографии, какую игрушку чаще всего делали мастера.

Медведей очень любят делать богородские мастера. Каких только медведей у них нет – вот мишка лакомится мёдом, а вот дрова рубит. А здесь посмотрите мужик с медведем делят вершки и корешки. Ещё богородские мастера придумали хитрость. Их игрушки двигаться умеют : потянешь за палочку, и медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро –быстро зерно клюют. Много радости приносят людям эти игрушки, большое спасибо им за это.

А вот здесь под платком ещё кто-то спрятался, чтобы узнать надо отгадать загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой чёрных смородинок-глаз.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская …. (матрёшка).

Правильно, это матрёшка, самая любимая игрушка нашего народа.

Фигурки матрёшек вырезаны из деревянного бруска. Она открывается и в ней находится другая матрёшка и так до 10-12 куколок. Вначале делается самая маленькая матрёшка. Затем фигурки обрабатываются шкуркой и расписываются. Самые известные это семёновские и полхово - майдановские матрёшки.

- Сейчас я каждой команде раздам матрёшек. Посовещайтесь и расскажите, как украшены ваши матрёшки.

- Все они отличаются элементами росписи, но у всех есть сарафан и красивый платок.

- Сейчас мы с вами поиграем. Когда вы услышите весёлую музыку превратитесь в матрёшек,а когда услышите другую музыку превратитесь в медведей. (дети играют).

Хозяюшка. А сейчас нам пора на ярмарку.

Звучит русская народная мелодия «Хоровод». Дети проходят в ворота на ярмарку.

(переходят к столикам, на которых выложены картинки, и работы мастеров).

Филимоновские мастера вставайте к своим столикам, дымковские мастера к своим, гжельские мастера к своим,хохломские к своим. Будем продавать. Для того,чтобы товар покупали нам надо про него рассказать.

О чём вы будете рассказывать?

(что это за изделие; из чего оно сделано; какими красками пользовался мастер, когда расписывал работу; какими элементы росписи украшал; для чего можно использовать это изделие; почему оно тебе нравится)

Хозяюшка. Гости! Лавки открывайте.

Покупайте, продавайте.

Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары.

Собирайся народ,мастер торговать идёт.

Гости дорогие, подходите к мастерам они расскажут вам про свой товар. Товар покупайте, денежку платите.

- Филимоновские мастера расскажут про свой товар.

--Дымковские мастера расскажут про свой товар.

-Гжельские мастера расскажут про свой товар.

-Хохломские мастера расскажут про свой товар.

Хозяюшка. Мастера потрудились на славу, продали свой товар. Предлагаю на вырученные деньги купить сладкое угощение.

Солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась.

-Куда мы с вами ходили? Что делали на ярмарке? Вам понравилось на ярмарке?

Давайте вы сейчас нарисуете рисунки о том,что вам понравилось.

Публикации по теме:

Игра «Составь узор»Игра «Составь узор» Цель. Формирование и закрепление у детей знаний о народном прикладном искусстве: их истории, характерных особенностях росписи. Задачи: Обучающие.

Проект: «Народные промыслы Липецкого края. Романовская игрушка». ДОУ №68 Калинина Мария Ивановна Паспорт проекта 1. Вид проекта: информационно – творческий. 2. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по музейной программе: «Пёстрые игрушки: матрёшки, погремушки».
Опубликовано: 19 апреля 2015 в 14:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД