МААМ-картинки

Конспект занятия «Светлая Пасха» в старшей группе

Ксения Пьянзина
Конспект занятия «Светлая Пасха» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха

Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.

Словарная работа: святая пасха, пост, «христосоваться», обряд, крашенки, писанки,

Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, силуэтные яйца (из бумаги, горка, ложки, коллекция пасхальных яиц.

Публикация «Конспект занятия „Светлая Пасха“ в старшей группе» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.

Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица - это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

Воспитатель. А что делают на Пасху?

Ответы детей.

Воспитатель. Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

Воспитатель: Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.

Воспитатель: А кто знает, что это за праздник?

Ответы детей. Празднуется Воскресение Иисуса Христа.

Воспитатель: Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год.

Воспитатель: Для православных христиан самый главный праздник - Пасха. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась, и люди ее считали "праздником праздников". Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.

На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.

Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос воскрес!»- «Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться».

- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.

- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой?

Ответы детей.

Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.

- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.

- Отгадайте загадку: Красное катается – всему миру чудо оповещает.

- Правильно – пасхальное яйцо.

- Ребята, а вы знаете, почему красят яйца?

- Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни

- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?

- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.

Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков).

Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте.

Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют СТРАСТНОЙ ПЯТНИЦЕЙ.

Ученики Христа после казни сняли его тело с креста и положили в пещеру и закрыли вход в неё огромным камнем.

В воскресенье женщины пришли к пещере и увидели, что вход в неё открыт. Женщины очень удивились, что такой огромный и тяжёлый камень отодвинут.

Ангел сообщил радостную новость о чудесном воскресении Христа. Христос воскрес – значит, стал бессмертным.

Одна из женщин Мария Магдалина решила сообщить римскому императору о воскресении Христа. Она подарила императору Тиберию яйцо, которое символизировало чудо. Но император сказал Марии: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в то, что Иисус воскрес»

Яйцо тут же стало красным…С тех пор появилась традиция на Пасху яйца красить.

Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.

Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками.

- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.

- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.

В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает «чокаться» с другим человеком.

Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе. А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке. Давайте и мы с вами поиграем.

Игры детей

Игра «Чьё яйцо будет дольше крутиться?»

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше покрутится, тот и победитель.

Игра «Чьё яйцо дальше укатится?»

Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.

Эстафета «Кто быстрее прокатит яйцо между конусов деревянными ложками».

Игра «Бой крашенок»

Участвуют по парам. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!" Игроки бьются крашенками любой стороной. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл.

Игра «Боулинг по-русски». По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, матрешки и т. д. и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Задача играющих – своими яйцами выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо по очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. (К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок)

Игра «За двумя зайцами». Воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Игра «Курица -несушка» : для этой игры понадобятся 2 яйца и 2 ложки. Дети делятся на две команды, воспитатель устанавливает флажки. По команде дети кладут яйцо в ложку и несут яйцо так, чтобы не уронить с ложки, обходя при этом флажки. Далее яйцо и ложка передаются команде. Выигрывает та команда, которая первая пронесла яйцо вокруг флажков.

Игра «Путаница» : Выбирается ведущий, остальные дети встают в круг, держатся за руки и запутываются. Ведущий должен их распутать.

Воспитатель: Кроме пасхи, крашеных яиц и куличей к празднику на Руси пекли булочки - "жаворонки". Тесту придавали форму птички - жаворонка, делали глазки - изюминки, посыпали сахаром и ставили печься.

Воспитатель: Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю». Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем. (Дети повторяют за воспитателем хором) :

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

Воспитатель: Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.

Приметы.

Воспитатель: Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы:

Воспитатель: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег?

Ответы детей.

Воспитатель: Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».

Воспитатель: А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?

Ответы детей.

Воспитатель: Есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.

Воспитатель: Как вы думаете, какое у нас будет лето?

Ответы детей.

Продуктивная деятельность. Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц и подарить своим друзьям, как оберег. У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.

Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.

Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.

Итог – анализ:

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши друзья будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца?

Ответы детей. Писанки

Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.

Поведение итогов:

- Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.

- О чем узнали на занятии?

- Что было нового для вас?

- Вам понравилось занятие?

Публикации по теме:

Фотоотчет о беседе игумена Пантелеимона с детьми старшей группы на тему «Светлая Пасха»Фотоотчет о беседе игумена Пантелеимона с детьми старшей группы на тему «Светлая Пасха» В старшей группе прошла встреча с настоятелем храма "Всех Скорбящих Радость" игуменом Пантелеимоном. Батюшка беседовал с детьми о православном.

Фотоотчёт «Светлая Пасха в средней группе»Фотоотчёт «Светлая Пасха в средней группе» Уважаемы коллеги, прошу вашего внимания! Я хочу пригласить вас на фото отчет «Светлая пасха». Я очень много видела на самом лучшем сайте.

Фотоотчет «Светлая Пасха с детьми старшей группы»Фотоотчет «Светлая Пасха с детьми старшей группы» Фотоотчёт «Светлая Пасха» Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла. К. Фофанов На этой.

Фотоотчет «Светлая Пасха во второй младшей группе»Фотоотчет «Светлая Пасха во второй младшей группе» Из года в год, из века в век Передаётся истина: Пусть слышит каждый человек: — Христос воскрес воистину! К празднику Пасхи мы приобщаем.

Конспект НОД по ФЦКМ «Великий праздник — Светлая Пасха» для старшей группыКонспект НОД по ФЦКМ «Великий праздник — Светлая Пасха» для старшей группы Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой,.

Конспект НОД по лепке «Праздник — Светлая Пасха» в средней группеКонспект НОД по лепке «Праздник — Светлая Пасха» в средней группе Конспект НОД по лепке «Праздник – Светлая Пасха» (Пластилинография) Подготовила: Карандина Л. А (средняя группа) Воспитатель: - Ребята,.

Мастер-класс по аппликации в младшей группе «Светлая Пасха»Мастер-класс по аппликации в младшей группе «Светлая Пасха» Цель: Познакомить с традицией празднования праздника «Светлая Пасха». Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с традициями, народными.

Образовательный проект «Светлая Пасха» в младшей группеОбразовательный проект «Светлая Пасха» в младшей группе Образовательный проект «Светлая Пасха» Цель: Познакомить детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями. Актуальность: Не.

Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха»Познавательное развитие в подготовительной группе. Беседа «Светлая Пасха» Интеграция ОО:" Социально-коммуникативное развитие ", Познавательное развитие ", " Речевое развитие ", " Художественно-эстетическое развитие.

Сценарий развлечения «Светлая Пасха» в младшей группеСценарий развлечения «Светлая Пасха» в младшей группе Сценарий развлечения «Светлая Пасха» в младшей группе Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи и народными традициями. Задачи: - познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Светлая Пасха» в старшей группе
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 19:33
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Светлая Пасха» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Пьянзина (УИ 302714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД