Валентина Харькова
Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Харькова В. П.
Программное содержание.
Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);
Обогатить представления детей об использовании глины человеком;
Продолжать учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
Расширять знания о народной глиняной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской. Закрепить знания детей о камнях, их использовании.
Материал :
Халаты для проведения опытов, бейджики каждому ребёнку.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Волшебный материал-глина“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Емкости с камнями, землёй, глиной, песком. Полевой шпат.
Лупы, стаканы пластиковые с водой, ложки.
Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая, салфетки влажные, доски для лепки.
Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами.
Фарфоровые статуэтки: конёк - горбунок, золотая рыбка, балерина, Аленушка и др.
Карточки – схемы по теме «Камни». Модель обследования глины.
Ход занятия.
Воспитатель: послушайте загадку
Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе.
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-
В ладошке лежать.
Тяжёлый, большой-
Одному не поднять.
Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? (Дети, используя карточки обследования камня, рассказывают о камнях).
Правильно, камни имеют разную форму, размер, поверхность, вес, они тяжёлые.
Попробуйте отгадать еще одну загадку.
Гончар для меня разведет жаркий пламень.
Сухая, я твердой бываю - как камень.
Размочат - как тесто, податливой буду.
Могу превратиться в игрушки, в посуду.
Лечебными свойствами очень богата.
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная и голубая.
Узнали, ребята, кто я такая? (В. Мирясова)
Воспитатель: верно, это глина. Сегодня мы с вами будем говорить о глине.
Воспитатель: сейчас оденьтесь для работы в нашей лаборатории и сядьте за столы. На них стоят подносы. Что вы видите?
Воспитатель: какого цвета глина? Дети. Она коричневая.
Воспитатель: а бывает глина другого цвета?
Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет:
красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый.
Больше всего на планете глины серого цвета.
Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету.
Возьмите в руки сухую глину. Какая она?
Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.
Воспитатель: если в первый стакан сначала опустить комочек глины, в другую - камешек, а затем размешать воду ложкой, что произойдет с водой?
Дети выдвигают различные гипотезы. ( Мнения разделяются: одни утверждают, что вода в пробирке с глиной станет "грязной", помутнеет, другие - что вода останется прозрачной в обеих пробирках).
1 опыт.
каждый ребенок, сначала опускает глину и камешки в стаканы и потом, помешивая воду палочкой, убеждается в верности первой гипотезы (вода в пробирке с глиной становится мутной, т. е. глина растворяется в воде; в другой пробирке вода остается прозрачной - камень в воде не растворяется).
Воспитатель: а как вы думаете: дружит ли глина с водой?
Давайте проверим.
2 опыт.
Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Воспитатель: да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду?
3 опыт.
Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?
Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.
Воспитатель: скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.
Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.
Воспитатель: посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?
Дети. В глине все частицы слипшиеся.
Воспитатель: они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Оказывается, её пылинки когда – то были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
Воспитатель: Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.
Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?
Дети. Глина мягкая, меняет форму.
Воспитатель: мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить.
Воспитатель: позже мы будем лепить, а сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка «Гончары»
Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим, слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу, взявшись за руки)
- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.
(Плотно прижались друг к другу)
Воспитатель: садитесь за столы, кто хочет рассказать, что мы узнали о глине?
Вам поможет карточка обследования глины. Дети рассказывают: глина серого цвета, мягкая, влажная, из неё можно лепить посуду и игрушки.
Воспитатель: как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки.
Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная.
Вспомните, как делают глиняные игрушки?
Глину замешивают в воде, когда она становится мягкой, из нее лепят игрушки,
которые затем обжигают в печи. Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными.
Какие глиняные игрушки вы знаете?
Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.
Воспитатель:
Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки. Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).
Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.
Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).
Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.
1 -я экспозиция — глиняная игрушка.
Посмотрите, какие красивые изделия!
Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.
Какие игрушки собраны в этой экспозиции? ( Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.
2-я экспозиция - керамические изделия.
Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.
3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.
Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.
4-я экспозиция - кирпичи.
Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.
Воспитатель:
Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.