Приложение МААМ

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина» (2 фото)

Валентина Харькова
Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель Харькова В. П.

Программное содержание.

Продолжать знакомить со свойствами глины (твёрдая в сухом состоянии, пластичная и мягкая - во влажном);

Обогатить представления детей об использовании глины человеком;

Продолжать учить проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

Расширять знания о народной глиняной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской. Закрепить знания детей о камнях, их использовании.

Материал :

Халаты для проведения опытов, бейджики каждому ребёнку.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Волшебный материал-глина“» размещена в разделах

Емкости с камнями, землёй, глиной, песком. Полевой шпат.

Лупы, стаканы пластиковые с водой, ложки.

Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и мокрая, салфетки влажные, доски для лепки.

Фаянсовая посуда, глиняные горшки, игрушки; кувшины с двумя стаканами.

Фарфоровые статуэтки: конёк - горбунок, золотая рыбка, балерина, Аленушка и др.

Карточки – схемы по теме «Камни». Модель обследования глины.

Ход занятия.

Воспитатель: послушайте загадку

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий-

В ладошке лежать.

Тяжёлый, большой-

Одному не поднять.

Что это? Верно, камень. Что вы знаете о камнях? (Дети, используя карточки обследования камня, рассказывают о камнях).

Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»

Правильно, камни имеют разную форму, размер, поверхность, вес, они тяжёлые.

Попробуйте отгадать еще одну загадку.

Гончар для меня разведет жаркий пламень.

Сухая, я твердой бываю - как камень.

Размочат - как тесто, податливой буду.

Могу превратиться в игрушки, в посуду.

Лечебными свойствами очень богата.

Меня отыскать вам поможет лопата.

Я белая, красная и голубая.

Узнали, ребята, кто я такая? (В. Мирясова)

Воспитатель: верно, это глина. Сегодня мы с вами будем говорить о глине.

Воспитатель: сейчас оденьтесь для работы в нашей лаборатории и сядьте за столы. На них стоят подносы. Что вы видите?

Воспитатель: какого цвета глина? Дети. Она коричневая.

Воспитатель: а бывает глина другого цвета?

Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет:

красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый.

Больше всего на планете глины серого цвета.

Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Глина - осадочная горная порода. В нее входят полевой шпат и слюда (показывает, их). Полевой шпат бывает разного цвета, поэтому и глина разная по цвету.

Возьмите в руки сухую глину. Какая она?

Дети. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится.

Воспитатель: если в первый стакан сначала опустить комочек глины, в другую - камешек, а затем размешать воду ложкой, что произойдет с водой?

Дети выдвигают различные гипотезы. ( Мнения разделяются: одни утверждают, что вода в пробирке с глиной станет "грязной", помутнеет, другие - что вода останется прозрачной в обеих пробирках).

1 опыт.

каждый ребенок, сначала опускает глину и камешки в стаканы и потом, помешивая воду палочкой, убеждается в верности первой гипотезы (вода в пробирке с глиной становится мутной, т. е. глина растворяется в воде; в другой пробирке вода остается прозрачной - камень в воде не растворяется).

Воспитатель: а как вы думаете: дружит ли глина с водой?

Давайте проверим.

2 опыт.

Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?

Дети. Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.

Воспитатель: да, глина - плохой проводник воды. А что происходило с песком, когда мы туда наливали воду?

3 опыт.

Давайте еще раз попробуем (наливает воду в песок). Какой вывод можно сделать?

Дети. Песок быстро намокает и хорошо пропускает воду. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.

Воспитатель: скажите, из чего состоит песок? Посмотрите на него в лупу.

Дети. Из зернышек-песчинок, они очень маленькие и лежат отдельно друг от друга.

Воспитатель: посмотрите через лупу на комочек глины. Видны ли такие же частицы в ней?

Дети. В глине все частицы слипшиеся.

Воспитатель: они как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Оказывается, её пылинки когда – то были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель: Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

Теперь возьмите в руки мокрую глину и сожмите ее в кулаке. Что можете сказать про нее?

Дети. Глина мягкая, меняет форму.

Воспитатель: мокрая глина пластичная. Что из нее можно делать? Верно, лепить.

Воспитатель: позже мы будем лепить, а сейчас немного отдохнём.

Физкультминутка «Гончары»

Руки хорошо потрём, до тепла их разотрём.

Чисто вымоем сначала, чтобы глина не серчала.

Нежно их погладим, слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите, нам поделочку слепите».

- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.

(стоят рядом друг с другом)

- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.

(Встали плотно друг к другу, взявшись за руки)

- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.

(Плотно прижались друг к другу)

Воспитатель: садитесь за столы, кто хочет рассказать, что мы узнали о глине?

Фото «Волшебный материал-глина»

Вам поможет карточка обследования глины. Дети рассказывают: глина серого цвета, мягкая, влажная, из неё можно лепить посуду и игрушки.

Воспитатель: как вы думаете: нужна ли человеку глина? Что он делает с глиной? Верно, из глины лепят посуду, игрушки, вазы. Глина липкая, пластичная, плохо пропускает воду. Эти ее свойства используют мастера глиняной игрушки.

Посмотрите: у меня игрушка, она глиняная.

Вспомните, как делают глиняные игрушки?

Глину замешивают в воде, когда она становится мягкой, из нее лепят игрушки,

которые затем обжигают в печи. Затем игрушки расписывают, и они становятся вот такими яркими, красивыми, нарядными.

Какие глиняные игрушки вы знаете?

Дети. Дымковскую, филимоновскую, каргопольскую.

Воспитатель:

Из глины также делали посуду, кухонную утварь: кувшины, кринки, тарелки. Позже появилась фаянсовая посуда, которой мы пользуемся и ныне. В производстве этой посуды также участвует глина, но более ценная — белая. Глину используют и скульпторы. Они вначале лепят фигуру из глины, а затем превращают ее в красивое изделие из металла, камня, фарфора (показывает).

Есть глина, которая обладает повышенной огнеупорностью. Она используется для изготовления топок, паровых котлов, электрокерамики, патронов для электрических лампочек.

Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете, посмотрев видеофильм (смотрят видеофильм «Как делают кирпич»).

Сегодня мы много узнали о глине. Сейчас я приглашаю вас на выставку глиняных изделий. Помните: на выставке надо вести себя осторожно, не толкаться, экспонаты руками не трогать.

1 -я экспозиция — глиняная игрушка.

Посмотрите, какие красивые изделия!

Видите, как благодаря человеку, его мастерству и фантазии глина ожила и превратилась в дивные игрушки.

Какие игрушки собраны в этой экспозиции? ( Глиняные игрушки: дымковская, филимоновская, каргопольская.) Они все одинаково расписаны? (Нет, у каждой свой узор.) Правильно, этим все они отличаются друг от друга. В каждой местности игрушки расписывали особым узором.

2-я экспозиция - керамические изделия.

Здесь вы видите кувшины, стаканы, горшки, кашпо. Известно: в керамической посуде дольше хранится молоко. Почему? Керамика не нагревается - молоко не скисает.

3-я экспозиция - фарфоровые статуэтки и глиняные.

Эти изделия используются для украшения интерьера, а также как сувениры.

4-я экспозиция - кирпичи.

Кирпичи люди используют в строительстве. Из него возводят дома, заборы, стены.

Воспитатель:

Еще раз полюбуйтесь нашей выставкой. Выберите вещь, которую вы сами хотели бы слепить из глины. Чуть позже у вас будет возможность сделать это. А затем мы устроим выставку ваших глиняных изделий.

Публикации по теме:

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных группОпытно-экспериментальная деятельность в ДОУ у детей разных возрастных групп то я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю» (Конфуций Занятие «Откуда берутся облака?». Экспериментальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»
Опубликовано: 13 июня 2014 в 21:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Волшебный материал-глина»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Харькова (УИ 37391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД