наташа старкова
Конспект занятия «Вода — источник жизни» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия «Вода – источник жизни»
[/b]
Цели занятия:
1. Образовательные:
• формировать представление о воде и значение ее в природе, об условиях преобразования воды из одного состояния в другое;
• закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.
2. Развивающие:
• развивать исследовательский подход к познанию свойств воды
• формировать умение применять усвоенные знания на практике
Публикация «Конспект занятия „Вода — источник жизни“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• умение устанавливать взаимосвязи воды с объектами живой и неживой природы
• развивать наблюдательность
• совершенствовать внимание, память, логическое мышление
• принимать игровую ситуацию и участвовать в ней
• развитие дыхания
• развитие речи
3. Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде.
Цель экспериментальной деятельности:
1. Учить проводить исследования.
2. Добиваться результатов.
3. Размышлять, иметь своё мнение.
4. Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия:
• глобус
• иллюстрации о воде
• запись с шумом океана, с журчанием ручья
• игрушечные персонажи Кап и Капелька.
Материал для проведения опытов:
Для воспитателя: Два стеклянных стакана, два яйца, пиала с солью, чайная ложка, лед.
На каждого ребёнка: 2 баночки, ванночка одна на двух детей, деревянные палочки и железные предметы Чайная ложка по количеству детей, гуашь, сахарный песок в пиале одна на двух детей.
Ход занятия
Я хочу загадать вам загадку:
«Она и в озере, она и в лужице. Она и в чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит».
Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные записи. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море)
Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла (показываем глобус). Вы узнали что это? Да, это глобус – модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. Давайте посмотрим, что же мы можем увидеть на глобусе, тут и разные страны, леса и горы. Посмотрите, а какого цвета на глобусе больше всего? Верно, синего и голубого, он означает моря и океаны. В морях и океанах находится соленая вода, для питья ее использовать нельзя. Воду мы пьем пресную, ее можно встретить в реках, озерах, прудах, ключах и родниках.
А теперь представьте, что на земле вся вода исчезла, что будет (Без воды все живое погибнет). Всему живому в том числе и растениям нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех, до семи). Взгляните на эти две картинки (пустыня, берег у реки). В пустыни нет воды, а вот как красиво выглядит берег у реки.
Ребята, а вы знаете почему вода – это хорошо? Воду мы пьем, моемся, стираем, моем посуду, поливаем цветы, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым. Значит без воды прожить невозможно.
Физминутка
Капля раз, капля два
Капля медленно сперва.
А потом, а потом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Ребята послушайте историю:
-Жили-были Кап и Капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька – маленькая и смешная. После дождя они весело прыгали с листьев на цветы, с веток на траву. Их фигурки блестящие и прозрачные. В солнечный денёк лесные зверушки: зайчики, лисички, белочки смотрелись в них, как в зеркало. И сегодня Кап и Капелька у нас в гостях и они вас приглашают в нашу лабораторию. Здесь мы узнаем о свойствах воды, то есть ответим: Какая она вода?
Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Опыт 1.
Педагог : Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте воду, скажите какая она?
Дети: Вода без запаха, без вкуса, без цвета.
Педагог : Вы что то видите на дне стакана?
Дети: На дне есть картинка.
Педагог : Мы ее видим на дне стакана. Значит вода какая?
Дети: Вода прозрачная.
Опыт 2.
Педагог : Посмотрите в подносе, у каждого есть белое вещество, добавьте его в воду и размешайте. Что произошло с веществом?
Дети: Оно растворилось.
Педагог : А теперь попробуйте воду и попробуйте догадаться, что вы добавили в свой стакан?
Дети: В воду добавили соль, потому что вода стала соленой.
Педагог : Ребята, а все ли вещества растворяются в воде, как сахар и соль?
Дети: Нет, не все. Песок, земля, крупа и т. д. не растворяются в воде.
Опыт 3.
Педагог : А теперь предлагаю вам добавить в стакан с водой земли. Какая вода стала?
Дети: Вода стала грязной, не прозрачной.
Педагог : А какая вода в водоемах?
Дети: Вода в водоемах грязная.
Педагог : Что человек делает, прежде чем использовать воду?
Человек очищает воду, специальными фильтрами.
Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Давайте очистим нашу воду в стаканчиках.
Опыт №4
«Тонет, не тонет».
Педагог : Перед вами ванночки с водой а на подносе у вас различные предметы. Дети в ванночку с водой опустите предметы что мы видим
Дети: мы видим, что деревянные предметы не утонули, а железные утонули.
Педагог : А скажите мне, что тяжелее железо или дерево?
Дети: Железо.
Вывод: Какое первое свойство воды мы с вами увидели. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
Педагог : А сейчас, у меня для вас сюрприз. (Показывает льдинку) Как вы думаете что это? Как можно получить цветные льдинки? Вода на морозе превращается в лед.
Опыт №6:
А сейчас еще один фокус с водой. У воспитателя на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане воспитатель растворяет 5 чайных ложек соли, а другой оставит так. Опустить в оба стакана яйца. Что происходит?
Дети: В соленой воде яйцо всплывает
Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли
Итак: Ребята мы сегодня с вами узнали о свойствах воды. Давайте вспомним еще раз.
1. Вода выталкивает более легкие предметы, а тяжелые тонут.
2. Чистая вода не имеет запаха.
3. Вода является растворителем.
4. Вода может менять цвет, когда ее окрашивают
5. На морозе вода застывает и превращается в лед.
6. В соленой воде легче плавать потому - что тело держит не только вода, но и соль растворенная в воде.
Педпгог : Давайте с вами вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем за собой краны? Экономим ли воду? Как мы с вами сможем беречь воду?
Дети: Всегда плотно закрывать кран. Не оставлять надолго открытым кран.
Педагог : Ребята, посмотрите, какая у меня есть интересная коробочка. Вытяните из нее улыбку если вам понравилось занятие! Если не понравилось, то грустную картинку. Расскажите, что вам понравилось больше всего, что запомнилось? (ответы детей)
Спасибо ребята!