Ольга Мирошниченко
Конспект занятия «Вы слыхали о воде?»
Конспект занятия «Вы слыхали о воде?"
Программное содержание: - расширить знания детей о воде;
- учить на основе опытов, определять физические свойства воды;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать речь и обогащать словарь;
- учить анализировать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы к занятию : - озеро с ручейками (+картинки);
- мини фонтан;
Публикация «Конспект занятия „Вы слыхали о воде?“» размещена в разделах
- три блюдца с сахаром, с солью, с подсолнечным маслом покрытые с салфеткой;
- прозрачные стаканчики по количеству детей;
- сахар-рафинад, по количеству детей;
- соль, один стаканчик на стол;
- подсолнечное масло в одноразовых шприцах без иголок, по количеству детей;
- мерные ложки, по количеству детей;
- фильтр-салфетка, по количеству детей.
Предварительная работа: Чтение познавательной литературы. Рассматривание иллюстрации, фотографии. Проведение опытов со снегом, льдом, водой. Беседы. Игры.
Ход занятий:
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы узнать многое на нашем занятии нужно быть внимательными громко не разговаривать, а слушать друг друга. Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Оно и возле озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это? (Вода)
Правильно ребята, это вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?». Посмотрите на картину.
- Как вы думаете, что это? (Это озеро)
- Кому нужна вода? Выберите мелкие картинки с изображением птиц, дерево, рыб, животных, грибов, растении, насекомых и так далее. Прикрепляйте к озеру те картинки, кому вы считаете необходимо вода. (Дети подходят, берут картинки и прикрепляют их вокруг озеро.) Объясните, пожалуйста, почему вы считаете, что этих картинок нужно прикреплять к озеру.
Дети: Животные, птицы, рыбы, растения, насекомые и люди они живые. Они дышат, растут, едят. (Слушаем все ответы детей, и делаем итог).
Воспитатель: Да ребята, без воды всё живое на земле погибнет. Вода – это источник жизни!
Физкультминутка:
Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
На цветы (круговое движение правой рукой)
И на дорожку (обе руки перед собой)
Льется, льется - ой, ой, ой! (покачивание головой)
Побежали мы домой (бег на месте).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что такое лаборатория, и что там делают? Правильно, проводят опыты.
Ребята, в нашей лаборатории появился необычный предмет, это фонтан. Подойдем и рассмотрим его. Как вы думаете, для чего нам нужен фонтан? А в нашем городе есть фонтаны? Где они находятся? А что льется в фонтане? (Ответы детей)
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода - плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет)
Воспитатель: Вода, какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Ребята, прошу вас подойти к столу. На столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
1. Что кладем мы в чай, ребятки,
Чтобы стал он сладким, сладким? (Сахар)
2. Отдельно - я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна! (Соль)
3. Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится, Брызгается и шипит. (Масло)
Воспитатель: Ребята, сейчас рассаживаемся на свои рабочие места. Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду? Возьмите один прозрачный стаканчик с водой. В него положите кусочек сахара и размешайте его ложкой. Что получается?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: А теперь попробуйте эту воду. Какая она на вкус?
Дети: Вода сладкая.
Воспитатель: Возьмите другой стаканчик с водой и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте ее. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А теперь попробуйте эту воду. Какая она на вкус?
Дети: Вода стала соленой.
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что, сахар и соль в ней исчезают.
Воспитатель: Все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканчики с чистой водой масло, выдавливая из шприца которой находится у вас на столе. (Идет самостоятельная работа детей)
Что произошло с маслом в воде?
Дети: Масло не растворилась в воде, оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя опыты с солью, сахаром и маслом, что нового вы узнали о воде?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стаканчик, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет, нельзя пить. Оно пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Ее нужно очистить от масло.
Воспитатель: Вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Фильтр – это предмет для очищения воды. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Складываю салфетки шесть слоев, затем устанавливаю в пустой стакан. А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. (Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: У всех правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, кА работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу будем лить масленую воду в стаканчик с фильтром. (Идет самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ. Что нового и интересного узнали на сегодняшнем занятии?
Дети: Вода – это жидкость, она течет, журчит. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие. Вода может быть сладкой и соленой. Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Вода у нас настоящая волшебница. Вода – это жизнь, и воду надо беречь!
Давайте послушаем стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят оно везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смеем мы вам доложить:
Без нее нам не прожить!