Папки-передвижки

Конспект занятия «Загадки бабушкиного сундучка»

Галина Абраменко
Конспект занятия «Загадки бабушкиного сундучка»
▼ Скачать + Заказать документы

Загадки бабушкиного сундука

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры: бытом, обычаями, гостеприимством. Познакомить детей с историей возникновения народной куклы (рванки, кукла- оберег). Познакомить с русскими обрядами и традициями. Научить мастерить куклу из лоскутов ткани.

Задачи: - Обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

- познакомить с пословицами и поговорками;

- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси

- формирование любви и бережного отношения к предметам старины.

Ход занятия

- Милости прошу! Хлебом, солью привечаем

Публикация «Конспект занятия „Загадки бабушкиного сундучка“» размещена в разделах

Самовар на стол несем! Мы за чаем не скучаем! Говорим о том, о сем!

Моя изба встречает вас красивыми деревянными углами и народными пословицами:

«Домом жить – не лукошко шить»

«Что есть в печи – на стол мечи»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

«Много гостей – Много новостей»

В-ль: А вы знаете почему Русь называли деревянной?

Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. (Показывает миниатюру избы)

И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

- «Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее. Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена».

- А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом.

- Но не только на Руси плясали и пели, но и трудиться умели.

В-ль предлагает детям отгадать загадку :

«Верчусь по горнице сработаю моею

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею» (веретено)

В-ль рассказывает и показывает, что такое веретено и как на Руси пряли пряжу. Шили наряды, вязали кружева.

- А еще в избе, кроме веретена, было много предметов-помощников, которые хозяюшки использовали почти каждый день.

Загадки :

Тело бело, душа льняная, маковка золотая. (Свеча)

Стоит толстячок, блестит бочок

Шипит, кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Он по горнице гуляет

Пыль и мусор собирает. (Веник)

В лесу родился, на руках крестился, на ногах умер. (Лапоть)

То назад-то вперед ходит-бродит пароход

Остановишь – горе! Продырявит море. (Утюг)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Шуба в избе,

Рукав на улице. (Печь и труба)

ПОСЛОВИЦЫ:

- «Хочешь есть калачи - не сиди на печи.»

- «Скучен день до вечера, коли делать нечего.»

Самое главное в деревенской избе — это печь. Войдя в избу, сразу обратишь внимание: она занимает почти пол избы. Печь обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, сушили одежду, грибы и ягоды.

-В старину русская печь заменяла кровати целому семейству.

Печка - деревенская кормилица.

Я знаю много сказок, где упоминается русская печь: Емеля, разъезжающий на печке; Баба Яга грела свои косточки на печи; «Гуси - лебеди»; А Илья Муромец вообще 33 года на печи пролежал.)

Хозяюшка хвалит детей.

-В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками.

Хозяюшка предлагает детям поиграть в хороводную игру «Бояре»

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идет вперед со словами:

-Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

-Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

-Бояре, нам невеста нужна. Дорогие нам невеста нужна.

-Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

-Бояре, нам вот эта мила. Дорогие нам вот эта мила.

Другая:

-Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, т. е. Выходит замуж. Задача команд оставить у себя больше игроков.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ: «НАРОДНАЯ КУКЛА-ОБЕРЕГ»

Раньше в старину семья была большая, детей было много, 8.10,а иногда и 12 ,но все они жили дружно. И в те времена дети тоже любили играть.

- Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Родители сами мастерили игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: дерева, глины, соломы, бересты. Деревянные и глиняные игрушки, чтобы не были грустными – добавили красок и расписали (матрешки, дымковский петух, барыня и т. д.) В каждой области, губерни –были свои узоры, мотивы, роспись и каждая роспись имела свое название (хохлома, гжель, городец, жостовская роспись).

- Авот перед вами самая первая кукла, ее еще называли кукла-оберег.

- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, соломы. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, кукол делали без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки")

- Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок.

- Вспомним, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег? Сказка «Василиса Прекрасная».

- Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

- Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой.

Первую куклу называли еще «Куватка».

Ё Кувадки (куватка)- делают накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивают в доме, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца.

«Ангелочек»- в подарок на именины.

«Пеленашка» - клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом.

«День и Ночь» - они оберегают дом жилище, упорядочивает жизнь обладателей.

Многоручка- оберег, кукла рукодельниц. Считается, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

Её дарят хозяйке для помощи во всех делах, отдавая дань непростому женскому труду.

Конь (Символ Солнца) Конь у славян — священное животное. Конь, как символ солнца — доброго начала, обеспечивает богатство и защищает от злоумышленников.

Оберег Крупеничка (Зернушка) – это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность).

Кубышка-травница- травница это оберег на здоровье, радость, удачу, так как в здоровом теле- всё хорошо!

Оберег Колокольчик- символ радости и веселья. Это оберег хорошего настроения.

Кукла-оберег На счастье (Ржевское счастье) -

Такую куколку делали с пожеланиями счастья, любви, удачи. Кукла опирается на косу (символ женской силы).

Высота около 6см.

Оберег Неразлучники- Свадебный (семейный) оберег.

Оберег Коза- Обрядовая кукла Коза — символ жизненной силы. Она обязательна в обряде святочно-рождественского колядования

ЁЧучело Масленицы- делали на Масленицу, наряженное в женские одежды.

Божье око- Яркий, привлекающий внимание оберег, сочетающий в себе цвета Солнца. в семье живущей под защитой Божьего ока всегда будет мир, достаток и приумножение рода.

Оберег имеет крестообразную форму, что указывает на обращенность ко всем сторонам света, распространению света, блага, вокруг себя (на все 4 стороны).

"Божье око" помещают над входной дверью в дом, комнату, над кроваткой малыша, или в место, которое хорошо видно входящему человеку.

-Крестьянская кукла (и вообще, игрушка) была многофункциональна: она предназначалась для игры и воспитания, они оберегали дом – жилище (как оберег, народных праздников и обрядов.

-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

- Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками.

«Умеешь в гости звать, умей и угощать»

А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот вам связка баранок. Придёте в группу кушайте и мои рассказы вспоминайте.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Новогодние сюрпризы из волшебного сундучка» 1. Воспитатель: Вы на елочку взгляните, Вьются бус цветные нити, Средь блестящей мишуры Золотистые шары! (Дети рассматривают елку) Вот.

Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка»Фотоотчёт. Мастер-класс «Куклы из бабушкиного сундучка» Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, традициям и обычаям русского народа, истории народной.

Фотоотчет «Игры из маминого сундучка»Фотоотчет «Игры из маминого сундучка» Игры из маминого сундучка Цель: создать условие для активного общения с родителями через народные игры. Задачи - способствовать осознанию.

Конспект занятия по творческому развитию «Загадки с грядки» для воспитанников 4 класса с ОВЗКонспект занятия по творческому развитию «Загадки с грядки» для воспитанников 4 класса с ОВЗ Цель: Формирование творческого воображения посредством изобразительной деятельности и развития познавательных способностей детей. Задачи:.

Конспект занятия с использованием развивающих игр Воскобовича «Как Краб Крабыч загадывал загадки»Конспект занятия с использованием развивающих игр Воскобовича «Как Краб Крабыч загадывал загадки» Конспект занятия с использованием развивающих игр Воскобовича «Как Краб-Крабыч загадывал загадки». Старшая группа. Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундучка»Мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундучка» Участники мастер-класса: воспитатели детского сада. Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий.

Мастер-класс по изготовлению сундучка со сказкамиМастер-класс по изготовлению сундучка со сказками Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу продемонстрировать Вам как из простой коробки сделать замечательный волшебный сундучок со.

Фотоотчет «Народные куклы из бабушкиного сундука»Фотоотчет «Народные куклы из бабушкиного сундука» В нашем детском саду прошёл конкурс народной игрушки. Родители вместе с детьми смастерили разных кукол и игрушек. Немного о истории возникновения.

«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых«Староновогодняя история» из бабушкиного сундучка. Проза для взрослых Канун рождественского Сочельника Праздничные дни мелькали один за другим и вот, вопреки логике (ну разве может наступить Новый год перед.

Вязаные прихватки «Из бабушкиного сундучка»Вязаные прихватки «Из бабушкиного сундучка» Уважаемые коллеги, приглашаю вас посмотреть мои новые вязаные прихватки. Эти изделия мне пришлось изготовить для участия в IV Межрегиональном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Загадки бабушкиного сундучка»
Опубликовано: 13 марта 2020 в 03:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Загадки бабушкиного сундучка»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Абраменко (УИ 1983133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД