Нина Михайловна Афанасьева
Конспект занятия Знакомство с картой Хабаровского края.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство с картой Хабаровского края
Задачи:
1) Продолжить знакомство с картой Хабаровского края; обогащение словарного запаса: (макет, рельеф, граница, контур, умение ориентироваться на карте.
2) Научить отличать детей карту от макета: обучить изготовлению макета Хабаровского края.
3) Воспитывать любовь к своему краю, гордость за свой край (патриотические чувства к родному краю).
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия Знакомство с картой Хабаровского края,» размещена в разделах
Познавательный час «Сейчас узнаем» - рассматривание карты, измерение условной меркой (Красный шнур) границы края.
Атрибуты: глобус, карта, ватман с контуром Хабаровского края, бумага, краски, кисти, клей.
Ход занятия:
1. Ребята, я сейчас вам покажу один очень интересный предмет, а что это, вы должны догадаться сами: «Шар не велик, лениться не велит. Если знаешь предмет, ты покажет весь свет» (Глобус)
Как вы думаете, что это такое?
• Да, это глобус - игрушечная модель Земли. Посмотрите в какие только цвета он не раскрашен. А сделано это для того, чтобы могли как можно больше и понятнее рассказать о Земле.
• Посмотрите какого цвета больше всего на Земле? (голубого). Да, большую часть занимает вода – океаны и моря.
• А в какой цвет окрашены горы? (Коричневый)
• А равнины? (В зеленый)
• Желтым цветом что окрашено на Земле? (пустыня).
• А что это за белые острова на самых крайних точках Земли? (Это снег и лед на Северном и Южном полюсах). Значит мы сможем определить где находится Север – Юг, Восток – Запад.
• Вот здесь на Востоке находится наш Хабаровский край.
2. Шум, вбегает Незнайка.
- Ой, куда это я попал? (Незнайка)
В. – А ты кто такой?
Н. – Я – Незнайка из цветочного города, путешествую на воздушном шаре, но произошла авария (мой шар лопнул) и вот я оказался здесь. Только вот не знаю, где все-таки я! Наверно я на севере – вот снег кругом!
В. – Нет, ты не прав, это не Север!
Н. – Ну тогда я в пустыне, вон кактусы растут! Солнце вон ярко светит!
В. – Да нет же, это не пустыня!
Н. – А, знаю, это столица нашей России Москва, вон дома какие большие!
В. – Ребята, покажем Незнайке, где он все-таки находится! (В городе Хабаровске). Да, в г. Хабаровске, в Хабаровском крае. Ребята, покажем Незнайке, где он находится на карте. (один из ребят показывает на карте). Хабаровск – это центр Хабаровского края. Понял, Незнайка! Посмотрите какой большой наш Хабаровский край. На многие километры он тянется с Севера на Юг, с Запада на Восток. На севере он граничит с Якутией. На Западе с Амурской областью и Еврейской, а на Юге с Приморским краем.
Если границу нашего края (а она обозначена толстой красной линией) вытянуть прямой линией, то она достанет до самой Москвы. Хабаровский край в 2,5 раза больше Японии и он превышает по территории любое из зарубежных государств.
Причудлив рельеф края. Он то расстилается равнинами, то коробится крутыми горными складками.
- Ребята, скажите Незнайке, какой хребет находится на Севере? (хребет Джугджур). Покажите Незнайке.
-А в Западной части края? (хребет Буреинский). На Востоке? (хребет Сихотэ-Алинский). А между хребтами по Среднеамурской равнине протекает река. Как называется эта река? (Амур). Теперь тебе, Незнайка, всё понятно?
Н. – Теперь я понял, где я нахожусь!
В. – Ребята, нашу Землю и весь Хабаровский край согревает доброе и ласковое солнышко.
3. Психогимнастика:
Теперь давайте сядем на ковер в удобную позу, закроем глаза и представим, что вам на лицо падает солнечный луч. Ощутите его тепло, оно нежное, согревает ваше лицо. Мышцы лица расслаблены, вам спокойно и хорошо. А теперь представьте, что луч ярко светит вам в лицо, в глаза. Зажмурьтесь, а затем снова расслабьте мышцы лица. Что вы чувствуете? Откройте глаза и подойдите ко мне.
4. В. – Ребята, подумайте, что напоминают вам эти очертания? (Хабаровский край)
Да, это контур Хабаровского края. Ребята, а вы не хотели бы сделать макет Хабаровского края и подарить его Незнайке? (согласны, отличие от карты). Сейчас я покажу вам как это делается. (берет лист бумаги и сминает его). Вот посмотрите, похоже ли это на горы? Сейчас я раздам вам листы бумаги и вы попробуете сделать то же самое. И когда у вас получатся отдельные горы мы будем их соединять в хребты. Мы с вами отметим, что на севере расположен хребет Джугджур. На Западе и Востоке тоже высокие горы. А Амур протекает по какой равнине? (Среднеамурской).
Давайте теперь ваши горы, одну за другой начнем приклеивать на контур Хабаровского края. Это получится макет. Берите кисти и клей. (дети работают). Вот мы закончили создавать горный рельеф. Сейчас мы будем раскрашивать горы. В какой цвет? (коричневый). Пока вы будете работать я расскажу вам легенду:
В нанайской мифологии существует легенда, которая рассказывает о том, «Как орел землю добыл». В ней говорится о том времени, когда ни земли, ни воды, ни дерева не было. Кругом только один ил, шаг ступишь и утонешь. Никто не считал сколько миллионов лет летал орел над зыбкими местами. Он устал летать, совсем из сил выбился и добыл часть земли с острова, где сидела добрая старушка, Богиня Земли. Он стал бросать комочки земли, чтобы было где отдохнуть от бесконечного летания надо илом. Комочки земли, выпущенные орлом из когтей и упавшие в ил сказочным образом приумножились: где комочек побольше бросил, там гора получилась, где поменьше, там холмик. Также и у нас, где-то горы повыше, где-то пониже. В низинах между хребтами расположена равнина. Как она называется? (Среднеамурская равнина). В какой цвет я буду её закрашивать (в зеленый). Я беру кисть и закрашиваю в зеленый цвет. Рита, помоги мне с другой стороны! А по равнине протекает река Амур. Кто хочет нарисовать Амур на макете? Каким цветом вы будете это делать? Дети рисуют голубой краской реку. Воспитатель берет красный кружок и говорит – а вот здесь находится город Хабаровск. Вот и готов наш макет Хабаровского края. Незнайка, тебе нравится? Мы с ребятами дарим тебе его, чтобы ты мог свободно ориентироваться по карте края. (исполняется песня о родном крае).