Лучший педагог года

Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?»

Штацкая Татьяна Николаевна
Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?»

Конспект занятия экскурсии «Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?»

Цель: учить понимать взаимосвязь природных биоценозов между собой, закрепить знания детей полученных на занятиях. Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Ход экскурсии:

*Используя технические средства, видео или мультимедийного оборудования показывается фильм о важности воды в природе (5-7 минут).

Публикация «Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста „Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?“» размещена в разделах

Разминка: «Плавает или летает». Воспитатель называет птиц, рыб, насекомых, виды транспорта которые могут летать или плавать. Дети в движении показывают действие названного.

Работа с модулем природного биоценоза.

* Воспитатель выставляет вдоль берегов реки всех примерных обитателей этих мест и растительный покров, а затем убирает реку и предлагает детям подумать, какие организмы пострадают первыми.

* Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места, если, конечно, останутся живы (убирает картинки) и переберутся туда, где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. Из-за этого лишатся пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью. К ним относятся черепахи, грызуны, многие насекомые. Кроме того, они будут страдать и из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. Несколько позже засохнут деревья. Это связано с понижением уровня грунтовых вод. На следующем этапе пострадают остальные животные. Многие из них останутся без пищи и без дома.

* Вывод: погибнет все живое и в итоге лес как биоценоз перестает существовать.

* Взаимосвязь важна не только в природе, но и во взаимоотношениях среди людей это тоже важно. Вот мы сейчас поиграем с вами и посмотрим, можете ли вы приходить на взаимовыручку друг к другу

Подвижная игра: «Кривое колесо».

Цель игры. Учить регулировать дыхание во время бега. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Развивать эмоциональную сферу детей. Данная игра подходит в качестве эмоциональной разрядки после

напряженной интеллектуальной работы. Формирует навыки коллективной деятельности.

Конспект осенней экскурсии : «В гости к сосне и дубу».

Цель: пронаблюдать за деревьями в середине осени, научиться отличать деревья по внешним признакам. Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов.

Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем - разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом. Уметь показать свои знания, уметь соревноваться.

Методические указания: Готовясь к этой экскурсии, воспитатель проводит беседы о правилах поведения в живой природе, рассматривают и обсуждают характерные отличительные внешние признаки двух деревьев. Экскурсия проводится как познавательно обучающая беседа. До парка дети все вместе доходят пешком в сопровождении взрослых.

Ход экскурсии:

Воспитатель. Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в парк (район кинотеатра «Аврора») и посмотрим, какие изменения произошли в природе по сравнению с прошлым месяцем.

* Кто знает как нужно себя вести в гостях у «Матушки природы».

* Кто поможет нам вспомнить, как правильно переходить дорогу.

* Давайте посмотрим маршрут до парка

Воспитатель: Говорят, что в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома», другие - в качестве «столовой». Любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладнее, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений, что в сосняке мы найдем совсем другие травянистые растения, кустарники, чем в дубраве. С разными видами деревьев связаны и разные животные.

Давайте найдем два дерева, которые пригласили нас сегодня к себе в гости.

* Почему сосну и дуб называют деревьями?

* Чем отличается дуб от сосны?

* Воспитатель предлагает разложить карточки с изображением растений, грибов, и животных, разделив их на связанные с дубом и сосной. В итоге мы получаем две группы живых организмов. Жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Одни используют дерево как дом, другие - как столовую, третьи - и живут, и питаются на этих деревьях, причем одни животные едят листья, другие - желуди и шишки, третьи - кору и т. д., то есть используются самые разные части деревьев.

Подвижная игра «Бабочки, лягушки и цапли».

Дети свободно бегают по поляне, подражают движениям названных насекомых или птиц.

Экологическая задача: Представьте, что сосну срубили люди. Кто из вас видел пни деревьев в лесу, парке? Что будет с дятлом? Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. Или другой вариант: если срубили не одну сосну, а весь сосновый лес, и дятел не может найти другую столовую? Зимой не будет сосновых шишек, и дятел погибнет от голода. Используя знания детей о животных, связанных с сосной, приходим к выводу, что случится с животными, если сосна в лесу исчезнет. В результате рубки сосны могут исчезнуть и животные, которые питаются непосредственно сосной и живут на ней. Пример: исчезают гусеницы, а вместе с ними могут исчезнуть и птицы, которые ими питаются. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои для питания и они погибнут, уменьшится и количество хищников, которые ими питаются, например, рыси. Аналогично беседует с детьми о последствиях исчезновения в лесах дуба. Не будет желудей - меньше станет животных, которые ими питаются (кабанов, барсуков, белок, соек). Сова потеряет не только свой дом-дупло, но и пищу - лесных мышей, которые питаются желудями, то есть она останется голодной и бездомной. Поскольку дуб, в отличие от сосны, создает тень, после его рубки резко изменяются световые условия для растущих под его кроной растений, например, ландыша, копытня. Уменьшится количество цветов -уменьшится количество насекомых, которые их опыляют. Уменьшится количество птиц. Воспитатель просит детей еще раз перечислить, что случится в лесу, если человек срубит или спилит дерево или весь лес? А если человек посадит дерево в лесу, парке?

Опытническая деятельность: «Летающие семена»

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, на примере семян, которые он разносит.

Сделать вывод о проведении опыта совместно с детьми.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. Давайте посмотрим обратный маршрут до детского сада (дети совместно с воспитателем проговаривают маршрут пути, затем по продвижению во время маршрута отмечают место, где они находятся в данный момент).

Конспект экскурсии «Маленький уголок леса».

Цели: закрепление представлений детей о растительном мире ближайшего природного окружения, знакомство с названиями деревьев, растущих на территории парка; закрепление представлений об изменениях в природе, определение зависимости от сезонных явлений. Воспитание коллективизма, уважительного отношения к сверстникам, формирование умения действовать сообща, в соответствии с правилами.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся на прогулку, но не просто гулять, а на встречу с чудесами. С собой мы возьмем маршрутный лист.

Воспитатель: Давайте отметим на маршрутной карте начало пути условным значком. А теперь отправимся в «Маленький уголок леса», туда, где ждут чудеса.

* По дороге педагог проговаривает маршрут, пользуясь про-странственными предлогами и наречиями, рисует стрелочками соответствующие отрезки пути.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Сколько деревьев — больших и маленьких — растет в нашем, «Маленьком уголке леса».

* Игра «Прятки с деревьями».

Правила игры: выполнять действие можно только после указания педагога; отвечать на вопрос должен тот ребенок, имя которого называет педагог.

Воспитатель: Ребята, спрячьтесь за деревьями, которые вам знакомы.

Воспитатель: За каким деревом спрятался Алеша? Как называется дерево, за которым спрятался ты, Миша? Отведите в сторону правую руку, посмотрите направо. Скажи, Аня, какое дерево находится справа от тебя? Кто за ним спрятался? Ребята, вот мы и встретили первое чудо. Посмотрите: деревья тоже играют друг с другом в прятки.

* Как называется дерево, которое спряталось (растет) за березой? За сосной? За рябиной? Ответы детей.

* Какое дерево вы можете назвать высоким? Какое низким? Как называются вот эти маленькие деревья? Ответы детей.

*Давайте познакомимся с кустарниками, которые растут в нашем «Маленьком уголке леса».

Дети подходят к кустарникам, рассматривают их, отмечают особенности, узнают названия. Воспитатель: Посмотрите, на веточках деревьев и кустарников ещё есть листья? Чем отличаются листья березы и рябины? Какой они формы? Есть ли листья у сосны? Какого цвета листочки на деревьях в это время года? Ответы детей.

Физ. минутка: р/игра «Желтые листочки»

Воспитатель: Наш «уголок леса» — волшебный, здесь могут происходить чудеса — превращения. Давайте закроем глаза. Раз, два, три — повернись, в деревцо превратись.

Педагог «узнает» в каждом ребенке знакомые детям деревья и кустарники.

Ира, ты — березка? Коля, а ты какое дерево?

Дети представляют себя одним из знакомых им деревьев

Глазки открываются — в деток превращаемся! А чудеса продолжаются.

Наблюдение: «Лиственница». Цель: познакомить с лиственницей.

Ход наблюдения:

Воспитатель: Что за чудное деревцо находится слева от нас, рядом с рябинкой?

*Какой величины дерево?

*Какой толщины ствол?

* Есть ли у дерева листья? На что похожи? Какие иголочки на ощупь?

Воспитатель: Вот какие чудеса можем встретить мы в лесах — у каждого дерева есть свое имя и свой наряд: листочки, иголки.

Игра «Я скажу — вы покажите».

Воспитатель называет дерево, известное детям. Дети показываю.

*Ребята, давайте разглядим внимательно наш лесной уголок. Посмотрите на землю — что вы там видите? Вся земля усыпана листьями, веточками с иголками.

*Откуда они?

*Почему листочки падают?

*Какого листочки цвета?

* Посмотрите, опавшие листья напоминают разноцветный ковер. Такое чудо можно увидеть в природе только осенью.

Дети с помощью педагога вспоминают признаки осени.

Воспитатель: Дети, а теперь погуляйте по лесочку. Сбор природного материала.

Воспитатель: Вот такие чудеса можем встретить мы в лесах. Чтобы их не потерять, нужно лес оберегать.

Отправляемся в обратный путь в детский сад.

Публикации по теме:

Настольная игра по ФЭМП «Фотоохота». Подготовительная группа.Настольная игра по ФЭМП «Фотоохота». Подготовительная группа. Игра "Фотоохота". Цель: развивать у детей внимание, закрепить количественный счет, состав числа, устанавливать взаимосвязь между количеством.

Вторая жизнь математического пособия. «Учись считать»Вторая жизнь математического пособия. «Учись считать» Часто на занятиях по математике мы использовали наборы «Учись считать», а сейчас мы работаем в младшей группе и нашли им другое применение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Что случится, если пересохнет река или ее отведут в другое место?»
Опубликовано: 10 мая 2014 в 20:35
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 59.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД