Получи документы

Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Письмо от лесных жителей»

Штацкая Татьяна Николаевна
Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Письмо от лесных жителей»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект экскурсия по экологической тропе на территории детского сада. «Письмо от лесных жителей»

Цель: расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлений, происходящих в природе весной, продолжение знакомства с представителями растительного мира родного края.

Экскурсия проводится на территории детского сада

Публикация «Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста „Письмо от лесных жителей“» размещена в разделах

1 часть — вступительная (мотивационная).Ребята мы получили письмо…

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам лесные жители — растения. Мы знаем, что летом вы все были в отпуске, отдыхали, грелись на солнышке, купались в речке, бегали по зеленой травке среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. Осень тоже принесла вам много приятных моментов. А зима порадовала вас веселыми играми и снежными забавами. Вы подросли и стали на год старше. С нами — растениями леса, растущих на экологической тропе — тоже произошли изменения. Хотите узнать, как мы изменились и что с нами происходит сейчас? Мы будем очень рады встрече с вами. Надеемся, что наш наряд вам понравится и что вы захотите рассказать об этом своим родителям и всем знакомым, нарисовать наши портреты или сделать поделку из природного материала».

Воспитатель: Отправимся в путешествие? Давайте подготовим карту и проложим маршрут нашего пути. По маршруту воспитатель делает 3 остановки и проводит беседу – игру «Знакомые времена года»

Дошли до экологической тропы и проводится подвижная игра «Беги к своему дереву» (цель — закрепление названий деревьев).

Подвижная игра «Ветер и листья»:

* Какие деревья остаются зелеными круглый год?

* Под какими деревьями лежат шишки. Шишки лежат под соснами.

* А вы знаете, ребята, что под чешуйками что-то есть, но узнать это можно, если взять шишки с собой на прогулочную веранду, там есть лупа и рассмотреть их более внимательно.

Исследовательская деятельность

Ребята, первое задание: возьмите лупы и рассмотрите сосновые шишки.

Наблюдение 1: «Чудесные чешуйки». Педагог рассматривает с детьми собранные шишки, предлагает потрогать их, погладить, понюхать. (Дети называют их цвет, форму, показывают чешуйки, отмечают их расположение на шишке, определяют внешние признаки: шершавые, липкие, пахнут смолой).

Наблюдение 2: «Что спряталось в чешуйках шишек?» Дети рассматривают шишки, заглядывают под чешуйки, обнаруживают семена. Педагог обращает внимание детей на размер шишек, их форму, цвет, легкость, наличие пленки.

Педагог. Из каждого семечка может вырасти сосна, но для этого нужны хорошие условия: влажная земля (почва) и бережное отношение людей (на маленький росток нельзя наступать). Давайте собираем семена в коробку, а потом на следующей экскурсии посеем семена сосны и будем наблюдать за их ростом.

Домашнее задание : «Кому в лесу нужны сосновые шишки?» Ребята, дома с родителями поговорите о том, кому в лесу нужны сосновые шишки. Нарисуйте животных, которым нужны шишки, составьте об этом рассказ и попросите родителей записать его на обратной стороне рисунка.

Конспект экскурсии по территории детского сада

«Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека».

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Экологическая игра «Узнай целебную траву». Цель: Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое воображение.

Ход экскурсии:

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Физкультурная разминка «Прогулка в лес»

Долго мы в лесу гуляли, любовались, наблюдали – шагают по площадке

Вверх на солнце посмотрели, нас лучи его согрели – потянулись вверх, фонарики.

Вокруг бабочки летали, дружно крыльями махали – взмахи руками

Наклоняемся немножко и понюхаем цветочки – наклоны

Раз присели, два присели в траве кузнечики запели – приседание

Выше ноги поднимаем, дружно весело гуляем – маршируют на месте

Хорошо мы погуляли и немножечко устали – упражнение на восстановление дыхания

Воспитатель: А сейчас отправляемся в поход, на полосе препятствий для вас задание. (дети двигаются по полосе препятствий и отгадывают загадки о лекарственных растениях.)

Загадки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка на красивой одежке. (Ромашка)

Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог.

Он однажды людям добрым Раны вылечить помог. (Подорожник)

Беседа на экологической грядке:

* Как называются эти растения?

* Для чего они нужны человеку?

* Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

* Это растение можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края. Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

* Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник, вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

* О каком растении говорят, что он жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже закрашивать крапиву как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

* Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой.

Физкультминутка "Дождик, лей веселей!"

Воспитатель:

* Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы?

* Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет, Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

Воспитатель: Отправляемся в обратный путь, и на веранде нас ждет сюрприз.

*Помощник воспитателя угощает детей витаминным чаем. Потом предлагает помочь своими советами больным зверям.

Помощник воспитателя: Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.

У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение. (Дети советуют). Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно горло полоскать.

А у нашей Лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? Очень полезно будет ей попить отвар мать-и-мачехи, чабреца.

Вы обратили внимание, какая бледная Обезьянка? У нее нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим больным будет легче.

Сюжетно ролевая игра «Больница». Игра проходит под руководством взрослых. В игре используются предметы заместители. Лекарственные растения изготавливает аптекарь (используется бумага различного цвета и разной фактуры).

Целевая экскурсия по экологической тропе. «Грибы наши друзья или враги»

Цель: развивать познавательную активность детей, в процессе формирования представлений о грибах, закрепить знания о правилах поведения в природе.

Ход экскурсии:

* Важный толстый боровик

Вырос у дорожки.

К уважению привык

Гриб на крепкой ножке.

Как увидим, что он близко —

Трудно мимо нам пройти.

Сразу кланяемся низко —

Белый гриб встал на пути!

Срежь ты бережно его,

Не порань грибницу,

В этом месте через год

Новый гриб родится.

Воспитатель: О чем говориться в стихотворении? А какие грибы вы знаете? (ответ детей).

Давайте отправимся в путешествие по нашей волшебной экологической тропе и посмотрим, что растет на наших полянках.

Сюжетно – ролевая игра «Туристы».

Руководитель группа готова к походу (ответ). Воспитатель берет на себя второстепенную, вспомогательную роль члена туристической группы (ученный - который идет вместе с группой, потому, что ему нужно найти редкий вид грибов, фотограф – который будет фотографировать предметы живой и неживой природы, и обращать внимание детей на интересные факты)

Экскурсия начинается: дети двигаются по маршруту, выполняют различные физкультурно – оздоровительные упражнения, двигаясь по полосе препятствий, на стадионе, воспитатель ненавязчиво может регулировать и направлять группу. Во время экскурсии по экологической тропе дети встречают грибы съедобные свежие (которые родители оставили на тропе) и муляжи ядовитых грибов, в подарок от белочки дети получают пакет сушеных грибов, который они забирают с собой в группу, воспитатель по мере необходимости дает детям следующую информацию

* Грибы — удивительные растения, даровой продукт природы. Мы их не сеем и не сажаем, на том же месте, где срезаем грибы сегодня, вновь получаем их завтра.

* Когда появляются первые белые грибы, — это чудесная летняя пора.

Лес тогда необыкновенно красив, воздух чист. Теплые летние дожди создают благоприятные условия для бурного развития и плодоношения грибов. Они растут везде, где есть береза, ель и сосна. Растут на полянах, опушка леса, заброшенных лесных дорогах, на склонах старых канав и оврагов.

* Какие грибы съедобные, а какие нет? Боровик, подберезовик, моховик, рыжик, груздь, волнушка, сыроежки, лисичка, сморчок, опята всё это съедобные грибы.

А несъедобные грибы, это бледная поганка, мухомор.

* Назовите лечебный гриб лосей. (Мухомор.)

* Охранять грибы от истребления долг каждого человека. Надо каждому знать правила поведения в природе:

«Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень важны в природе».

* Что можно приготовить из грибов? Суп грибной, грибную икру, солянку. Съедобные грибы, можно мариновать, солить, сушить.

Экскурсия закончилась, и дети возвращаются на игровую площадку, в индивидуальных беседах с детьми воспитатель выясняет какую информацию ребенок извлек и запомнил из путешествия.

Публикации по теме:

Примерный цикл целевых и тематических экскурсий Примерный цикл целевых и тематических экскурсий О с е н ь 1. Экскурсия в парк «Здравствуй, осень» Цель: закрепление представлений детей.

Проект по патриотическому воспитанию: «В гостях у ханты в тайге», для детей 5–7 лет Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога, детей и родителей по воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Письмо от лесных жителей»
Опубликовано: 10 мая 2014 в 21:35
+99Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект экскурсии для старшего дошкольного возраста «Письмо от лесных жителей»» (включая файлы) размещена пользователем Штацкая Татьяна Николаевна (УИ 210463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 96.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД