Приложение МААМ

Конструирование как способ подготовки ребёнка к обучению в школе

Наталия Савина
Конструирование как способ подготовки ребёнка к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация-презентация для воспитателей ДОО

Вопрос к слушателям: Для чего нужно конструирование в детском саду в разрезе подготовки детей к школе, давайте порассуждаем…

С этого вопроса я хотела бы начать своё выступление. Ваше мнение:

Попробуем обобщить:

Посредством конструктивной деятельности ребёнок приобретает умение соединять отдельные части в целое, в единую композицию, видеть образ конструкции. Ребёнок учится работать со схемой, по плану (видеть последовательность работы). Конструирование способствует формированию элементарных математических представлений (просчитать, сколько деталей нужно взять, какой формы, величины та или иная деталь, пространственное расположение деталей и т. д.). Осуществляется подготовка руки к письму (действие с мелкими деталями). Активно развивается наглядно-образное, логическое мышление, внимание, память. Формируется уверенность в себе, эмоционально-волевая сфера характера (желание довести начатое дело до конца, умение работать индивидуально и совместно с другими детьми).

Публикация «Конструирование как способ подготовки ребёнка к обучению в школе» размещена в разделах

Согласно ФГОС дошкольного образования, вступившему в силу 1 января 2014 года, основная задача детского сада состоит не в том, чтобы дать ребенку определенный багаж знаний (эта задача возложена на школу, а в том, чтобы научить их добывать эти знания самостоятельно, наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи и т. д. Другими словами, программа подготовки дошкольников в детском саду направлена преимущественно на эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие детей, а также на подготовку будущих первоклассников к суровым будням школьной жизни.

Если внимательно проанализировать ФГОС дошкольного образования, то можно выделить основные критерии (слайд 2, по которым определяется готовность ребенка к школе :

• интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;

• физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;

• мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив, и не потому что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив, а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;

• социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.

Основные направления конструктивной деятельности, которые присутствуют в старшем дошкольном возрасте и разберё м их по следующим критериям:

1 направление

Конструирование из строительного материала,

Задачи данного направления по подготовке детей к школе :

Формировать у детей желание экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов.

Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни.

Упражнять в строительстве по условиям, темам, замыслу. Научить использовать готовые схемы и вносить в конструкции свои изменения.

Упражнять в индивидуальном и совместном конструировании.

Условия для реализации данного направления:

Наличие строительного материала различной величины и форм, наличие соответствующих схем различной сложности.

Способы реализации данного направления:

игры с напольным и настольным строительным материалом: дети пользуются готовыми объёмными телами. Они свободно комбинируют материал и создают разнообразные постройки: пароходы, грузовики, дома, для чего соединяют отдельные части конструкции, используя различные приёмы (наложения, приставления и т. д., положительное качество этого строительного материала - отсутствие необходимости в скреплении. Занимаясь сооружением постройки из строительного материала, дети могут переделывать конструкцию несколько раз, добиваясь её улучшения.

Предполагаемый результат:

Дети умеют работать со схемой, по плану, сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни, вносить в конструкции свои изменения, работать в паре, в подгруппе.

2 направление (карточка для слушателей для самостоятельной работы)

Конструирование из металлических или пластмассовых конструкторов, имеющих сложные крепления (с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.).

Задачи данного направления по подготовке детей к школе :

Формировать умение детей самостоятельно выполнять действия в определенном порядке;

Учить умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей; делить части на составляющие детали; анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;

Познакомить детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами (отвёртка, гаечный ключ и т. д.);

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление довести начатое дело до завершения, умение проявлять фантазию, творческое отношение к работе; умение работать в паре, коллективе.

Условия для реализации данного направления:

Наличие различных металлических, пластмассовых и других конструкторов имеющих сложные крепления.

Способы реализации данного направления:

Совместная деятельность воспитателя с детьми по конструированию с использованием данного вида конструкторов и самостоятельная деятельность детей в данном направлении. Дальнейшие игры детей с собранными моделями.

Предполагаемый результат:

Дети самостоятельно создают конструкции по имеющимся схемам, по замыслу из предложенного набора деталей. Самостоятельно организовывают сюжетные игры с использованием созданных моделей.

3 направление (карточка для слушателей для самостоятельной работы)

Конструирование из крупногабаритных или мелкогабаритных модульных конструкторов типа «LEGO»

Задачи данного направления по подготовке детей к школе :

Формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого.

Учить конструированию с использованием LEGO-карточек.

Стимулировать детское техническое творчество.

Обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу.

Формировать умение самостоятельно решать технические задачи.

Познакомить с основами компьютерного моделирования.

Условия для реализации данного направления:

Наличие различных LEGO -конструкторов, LEGO -карточек, чертежей

Способы реализации данного направления:

Детям предлагаются разнообразные виды LEGO-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Предполагаемый результат:

В соответствии с темой дети создают постройку, владеют техническими умениями в конструировании из LEGO -конструктора, освоили способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности. Дети приобретают навыки культуры труда: умеют соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность, анализировать конструктивную деятельность, соотносить реальную конструкцию со схемой

4 направление

Конструирование из бумаги картона и использованием бросового, декоративного и других дополнительных материалов

Задачи данного направления по подготовке детей к школе :

Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам, используя различные приёмы и техники.

Закреплять умение сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни, подбирать адекватные способы соединения деталей, делая их прочными и устойчивыми, находить замену одних деталей другими.

Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях.

Познакомить детей с правилами безопасной работы с ручными инструментами;

Воспитывать аккуратность, стремления довести начатое дело до завершения, умение проявлять фантазию, творческое отношение к работе; умение работать в паре, коллективе.

Условия для реализации данного направления:

Наличие различных видов бумаги, картона, бросового, декоративного материала, ручного инструментария

Способы реализации данного направления:

создание объёмных фигур Оригами, поделок в стиле Квиллинг, объёмной аппликации, объёмных поделок, макетов и др. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также разные виды картона. Этот вид конструирования предполагает сооружение из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушек объёмной формы. Бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали. Весь этот процесс требует умения увидеть объёмную игрушку в её плоскостной выкройке-развёртке, умения пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Процесс конструирования из бумаги и дополнительных материалов значительно сложнее, чем конструирование из отдельных готовых форм способом их составления

Предполагаемый результат:

Умение использовать различные приёмы создания поделки, подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми, находить замену одних деталей другими. Соблюдение правил безопасности при работе с ручными инструментами. Умение работать в паре, подгруппе.

5 направление

Конструирование из природного материала. (карточка для слушателей для самостоятельной работы)

Задачи данного направления по подготовке детей к школе :

Совершенствовать умение творить, придумывая интересные поделки.

Учить организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие.

Способствовать овладению необходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов, реализующих творческие замыслы.

Условия для реализации данного направления:

Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года.

Способы реализации данного направления:

Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В качестве дополнительно средства могут использоваться: шило, иголка, проволока, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами, а также контролировать весь процесс работы.

Предполагаемый результат:

Умение детей целенаправленно создавать эстетичные поделки, способные украсить окружающую среду. У детей развито: творческое воображение, стремление к трудолюбию, внимательность по отношению к окружающим, аккуратность, терпеливость, бережливость.

6 направление

Художественный ручной труд

Задачи данного направления по подготовке детей к школе :

Формирование у дошкольников трудовых навыков.

Совершенствовать умение творить, придумывая интересные поделки.

Учить организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие.

Способствовать овладению необходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов, реализующих творческие замыслы.

Условия для реализации данного направления:

Наличие материалов и инструментария для ручного труда, иллюстрации, определяющие последовательность работы над поделкой.

Способы реализации данного направления:

художественно-трудовую деятельность, которая состоит в изготовлении детьми художественно-эстетических, полезных поделок, необходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольников.

Собственные поделки, которые дошкольники в последствии активно используют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой деятельности, приобретают для них определённую ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней относятся, чем к купленной в магазине.

Предполагаемый результат:

Умение детей целенаправленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности. У детей развито: стремление к трудолюбию, внимательность по отношению к окружающим, аккуратность, терпеливость, бережливость.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для родителей «Как проверить речевую готовность ребёнка к школе» Как проверить речевую готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей. Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается.

Консультация для родителей дошкольников «Конструирование в жизни ребёнка»Консультация для родителей дошкольников «Конструирование в жизни ребёнка» Конструирование-это пожалуй самый любимый вид увлекательной и полезной деятельности дошкольников. Занимаясь конструированием дети ориентируются.

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы родителям первоклассников «Готовность ребёнка к школе» Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе? Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конструирование как способ подготовки ребёнка к обучению в школе
Опубликовано: 15 мая 2020 в 13:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конструирование как способ подготовки ребёнка к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Савина (УИ 168318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД