Татьяна Данилова
Конструирование в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей. Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самым маленьким детям раннего возраста интересны подвижные игрушки. Они пытаются понять, как все это устроено. И мы, взрослые, должны дать им возможность это узнать.
Публикация «Конструирование в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Именно поэтому в последнее время в систему дошкольного образования активно внедряются разнообразные приемы и методы обучения и воспитания, направленные на изучение современных технологий. Одним из таких современных методов считается совместная интеграционная деятельность конструирование.
Технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий из разнообразных конструкторов.
Цель конструирования – развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения посредством овладения конструктором.
Принципы – конструирования :
от простого к сложному;
учет возрастных особенностей детей;
учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Ребенок – прирожденный исследователь, изобретатель и конструктор. Эти заложенные самой природой предпосылки особенно быстро реализуются в конструировании, так как только ребёнок может безгранично придумывать, создавать и обыгрывать созданные конструкции, проявляя при этом целеустремленность, любознательность, самостоятельность, смекалку и, самое главное, творчество.
Дети, увлекающиеся конструированием отличаются от других желанием экспериментировать, богатой фантазией и развитым воображением, стремлением к творчеству; у них сильнее развиты мышление и память, что является главным показателем интеллектуального развития и дальнейшего успешного обучения в школе.
В процессе игры с конструктором в детском саду используются разнообразные формы организации обучения детей-дошкольников конструированию :
Конструирование по образцу – детям демонстрируется образец постройки и они воспроизводят его.
Конструирование по модели –более сложная разновидность конструирования по образцу, демонстрируется не сам образец, а его модель.
Конструирование по условиям – дети проводят анализ условий и воспроизводят достаточно сложную модель по заданным условиям.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам.
Конструирование по замыслу – дети сами придумывают постройку и обыгрываю ее по своему усмотрению.
Конструирование по теме –то же, что и конструирование по замыслу, но замыслы детей ограничиваются определенной заданной педагогом темой.
Конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Конструирование можно добавить в непрерывную образовательную деятельность по «Познавательному развитию», «Формированию элементарных математических представлений»,«Речевому развитию», «Чтению художественной литературы», «Художественно-эстетическому развитию» и др.
Созданные детьми постройки из конструктора могут использоваться в сюжетно-ролевых играх, в дидактических играх, в играх-драматизациях. Они создают важные условия для развития творчества, речи, познавательной сферы, эмоциональной атмосферы в группе.
В конструирования можно использовать в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например: «Что лишнее?», «Запомни и повтори», «Светофор», «Собери модель по памяти», «Чудесный мешочек».Конструирование позволяет обучать детейразного возраста и различных образовательных возможностей. Для малышей от года до 3 лет идеально подходит конструктор серии Лего Дупло с крупными деталями для строительства домиков, конструирования машин, создания фигур животных. С детьми 3–4 лет чаще всего используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
С детьми 4–5 лет конструирование немного усложняется, начинают использоваться элементы среднего размера, детям доступы более сложные методы и варианты соединения деталей конструктора. В работе с детьми по конструированию используются картинки и фотографии с изображениями моделей, по которым дети могут выполнить постройку. Конструирование осуществляется по образцу, замыслу и теме.
В старшем дошкольном возрасте добавляются конструкторы с мелкими деталями со сложной и разнообразной техникой крепления. В работе детьми 6-7 лет используются задания в виде сложных графических схем, работу по замыслу, условиям, усложненные тематические задания.
В последнее время все чаще в работу с дошкольниками внедряются моторизированные модели Лего, которые приводятся в движение простыми приемами программирования. Появляется новая область - образовательная робототехника. Наш информационный мир находится в постоянном движении, поэтому современным дошкольникам предстоит работать по профессиям, которых еще не существует; решать задачи, о которых мы можем только догадываться. Именно поэтому образовательная робототехника в дошкольных образовательных учреждениях приобретает все большую актуальность. Она обеспечивает решения для практического обучения, которое побуждает детей задавать вопросы и предоставляет методы и инструменты для решения задач из обычной жизни.
Работая индивидуально, парами или в командах, дети всех возрастов могут создавать и программировать моторизованные модели, проводить исследования с ними, обсуждать идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Первый уровень образовательной робототехники – это работа с готовыми мини-роботами. Например, мини-робот «Умная пчелка». В процессе игры ребенок разрабатывает задания для устройства, назначает ему график передвижения и других манипуляций. Работа с данным устройством развивает воображение, учит планировать свою деятельность. Благодаря привлекательному дизайну и легкому управлению, дети играют с мини-роботом «Умная пчелка» с удовольствием.
Следующий уровень образовательной робототехники – из пластика и дерева которые дают возможность собрать и запрограммировать простые модели с помощью специального компьютерного приложения. Данный конструктор позволяет создавать подвижные модели животных, простых механизмов, программировать их действия и поведение по своему усмотрению.
Таким образом, констру-технология и робототехника приобретает большое значение в связи с внедрением ФГОС, так как:
- являются прекрасным средством для всестороннего развития дошкольника, обеспечивающего интеграцию образовательных областей;
- помогают стимулировать интерес дошкольников к естественным наукам и инженерному искусству.
- формируют познавательную активность детей, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества;
- объединяют игру с познавательско-исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляя ребенку возможность экспериментировать и создавать свой собственный мир.