Лилия Курбанова
Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с национальными костюмами народов Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт непосредственно образовательной деятельности
для воспитанников старшей группы по познавательно – исследовательской деятельности «Знакомство с национальными костюмами народов Урала»
Цель: расширение представлений детей о народах, проживающих на Урале.
Задачи:
ознакомление детей с особенностями национальных костюмов народов Урала (русские, татары, марийцы);
Публикация «Конструкт непосредственно образовательной деятельности „Знакомство с национальными костюмами народов Урала“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;
развитие познавательных универсальных учебных действий детей, таких как: умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов (национальные костюмы); умение устанавливать аналогии на предметном материале (аппликация);
развитие свободного общения со взрослыми и детьми, а именно: эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника.
развитие продуктивной деятельности детей (аппликация);
развитие детского творчества;
воспитание уважения к народам разных национальностей, доброжелательного отношения друг к другу.
Планируемый результат – это воспитанник:
• любознательный, активный. Участвует в разговоре во время рассматривания национальных костюмов. Активен в познавательно-исследовательской деятельности;
• эмоционально отзывчивый;
• овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет слушать взрослого, товарища. Умеет делиться своими впечатлениями со взрослым и друг с другом;
• способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Готов соблюдать элементарные правила в рамках продуктивной деятельности (нанесение клея, расклад бисера, пайеток).
Содержание мероприятия
Этапы НОД Содержание деятельности воспитателя Содержание деятельности детей
Эмоциональный настрой на совместную деятельность
Проблематизация содержания через анализ карты
Постановка задач совместной деятельности
Здравствуйте, я очень рада нашей встрече! Меня зовут Лилия Рашитовна.
-Ребята, как вы думаете, что перед вами? (карта)
-Да, это изображение карты Урала, нашей с вами малой Родины.
-Рассмотрите карту более внимательно, что вы видите? Что изображено?
-Кто из вас уже догадался, чем мы будем сегодня заниматься?
- Мы сегодня отправимся в тур по нашей малой Родине, и я как гид-экскурсовод предлагаю вам следующую программу экскурсии:
просмотр фильма в видеозале;
посещение выставки праздничного национального костюма;
работа в качестве модельера в творческой мастерской «Костюм своими руками»;
участие в показе высокой моды.
-А кто из вас ездил на экскурсию с родителями, братьями, сестрами?
Организация разговора-диалога, побуждающего ребенка к высказыванию собственных мыслей
Стимулирование детей к высказываниям
Проблематизация содержания
через просмотр и обсуждение видеофильма Я предлагаю вам пройти со мной в видеозал, посмотреть видеоролик и узнать, о каких народах мы с вами сегодня узнаем много нового и интересного.
(Включается видеоролик с отрывком из мультфильма «Гора самоцветов»)
-Какие народы живут в нашей стране?
-Чем они отличаются?
-А знаете ли вы, какие народы проживают на нашей малой Родине – Урале? (русские, татары, марийцы и др.)
-Мы с вами сегодня продолжим знакомство с традициями разных народов, познакомимся с основными элементами русских, татарских и марийских народных костюмов.
-Ребята, что вы знаете об этих народах?
- Каждый народ имеет свои национальные костюмы, свой родной язык, Любимые праздники и кушанье каждого народа по-своему интересны и очень многообразны.
Организация просмотра м/ф.
Организация разговора-диалога, побуждающего ребенка к высказыванию собственных мыслей
Стимулирование детей к высказываниям. Анализ костюмов.
Расширение представлений детей об особенностях нац. костюма
- А теперь, ребята, я приглашаю вас посетить выставку праздничного национального костюма и более подробно познакомиться с особенностями этих костюмов.
- Что общего в этих костюмах?
- А чем же они отличаются?
Рассказ воспитателя о костюмах и показ элементов.
Русский народный костюм - это рубаха с мягкими складками по вороту, сарафан, подхваченный у груди поясом с золотым шитьём. Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера, пушками. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани. Кокошник от слова «кокошь» - петух, кика или кичка (утка, сорока) Нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали струи дождя, капли росы, падающие на землю-матушку.
(Марийский костюм). Женское платье и фартук богато украшено вышивкой. Женщины также как и мужчины носили штаны, кафтан, лыковую обувь. Особенным своеобразием отличались женские головные уборы. Они были различны по своей форме.
На костюм женщины надевали набор разных украшений, которые они делали из монет, бисера, бусинок, ракушек.
Эти украшения позволяли отпугивать злых духов, нечистую силу.
Татарский костюм. Сейчас перед вами татарский национальный костюм – рубаха, камзол, шаровары. У женщин – камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей. Всё расшито орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья,веточки). Татарский головной убор - мужчины и женщины носили тюбетейки.
- Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками.
- Где же сегодня, в современной жизни, мы можем увидеть народные (национальные) костюмы? Когда их одевают?
- В таких костюмах можно встретить людей на улицах города?
- В такой одежде не очень удобно играть и бегать. Это праздничная одежда для особых случаев.
Дети рассматривают, сравнивают, высказывают свои предположения
Динамическая пауза
Дефиле, показ моделей одежды - Ребята, я приготовила сюрприз для вас. Я предлагаю вам померить понравившиеся костюмы.
Дети изображают походку и движения в костюме. Дефиле
Творческая продуктивная деятельность
-В прошлые времена девушки сами шили и украшали свою одежду.
- Интересно, сможем ли мы с вами сегодня быть такими же умелицами и умельцами?
- А кто знает, как называют людей, которые придумывают и создают новые модели одежды? (модельеры)
- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли модельеров и поработать в творческой мастерской «Костюм своими руками».
- Я принесла вам шаблоны костюмов, их необходимо украсить. Работать будем в группах. Выбирайте понравившийся костюм и материал, с которым будете работать.
Воспитатель предлагает выбрать способ работы: работать стоя или взять стульчики.
Объяснение: (нанести клей, разложить бисер, пайетки, промокнуть салфеткой, стряхнуть лишнее)
Воспитатель наблюдает за ходом работы детей, предлагает, стимулирует творческий поиск.
Ребята как вы думаете, получились у нас национальные костюмы?
Дети выбирают понравившийся костюм, обсуждают свою совместную деятельность, договариваются о выборе цветовой гаммы и элементов узора.
Работают в группах
Дети рассматривают получившиеся работы, обсуждают
Рефлексия
- Ребята, у вас остались хорошие впечатления от нашей экскурсии? Я предлагаю вам взять монетки и положить на ту картинку, которая показывает, чем вам больше всего понравилось сегодня заниматься: смотреть видеофильм, рассматривать одежду в музее, моделировать или примерять костюмы.
- Молодцы! Наша экскурсия завершена. Расскажите родителям, друзьям о нашей экскурсии, чем она вам запомнилась, что нового узнали. Рефлексия своей деятельности