Папки-передвижки

Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»

Светлана Смирнова
Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»

Общение играет очень важную роль в развитии малыша. По мере общения со взрослыми ребенок получает большинство знаний о мире и учится новому, а также получает внимание, тепло и заботу. Желание общаться со сверстниками и завести друзей обычно возникает у детей в районе 3 лет. Совместные игры приносят детям массу положительных эмоций, дают возможность выразить свою индивидуальность, научиться дружить. Если малыш имеет трудности при установлении контактов, родителям необходимо поддержать его и помочь научиться общаться со сверстниками.

Публикация «Консультации для родителей „Учим ребенка общаться“» размещена в разделах

Способность к общению включает в себя следующее:

Знание норм и правил, которые необходимо соблюдать при общении с окружающими.

Желание вступать в контакт с окружающими.

Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.

От рождения до 1 года ведущим типом деятельности (в котором происходят основные качественные изменения психики ребенка) является непосредственно-эмоциональное общение с матерью.

От 1 года до 3 лет ребенок открывает для себя смысл и назначение предметов благодаря общению со взрослыми. К полутора годам ребенок способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. В словаре у ребенка появляются первые слова. Дальше развитие способности к общению связано с развитием речи ребенка.

В возрасте 3-7 лет главным для ребенка является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении.

Большинство родителей уверены в том, что ребенку нужны теплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребенку в его трудностях, как стать не просто родителями, а настоящим другом. В этом смогут помочь некоторые игры, например повторение движений другого человека - "Зеркало", подражание зверям - "Зоопарк".

Хотелось бы еще рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника - конфликтность, замкнутость, агрессивность, застенчивость и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребенка могут быть психофизиологические, наследственные, соматические, а также неблагополучные отношения в семье.

Очень важным компонентом благополучного развития ребенка является формирование его адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, не давая себе отчета в этом, уже с самого раннего возраста. Качества адекватной самооценки - активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не пытайтесь решать за ребенка все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовольствие от сделанного;

- не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

- поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребенка

«ИМЯ» - предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребенком.

Принципы общения с агрессивным ребенком :

- для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребенка : он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя при этом не самые лучшие средства;

- обязательно помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- обязательно давайте ребенку возможность выплескивать свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему побить подушку, пнуть мячик, разорвать на мелкие кусочки бумагу, на котором нарисован объект, который вызывает злость. Вы обязательно заметите, что агрессивность ребенка снизилась;

- показывайте ребенку пример хорошего, доброго поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, нельзя допускать при ребенке вспышек гнева или нелестные высказывания о каких либо других людях, своих друзьях или коллегах, строя планы как отомстить;

- пусть ваш ребенок всегда чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать, поцеловать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры, которые можно проводить на выплеск агрессивности

«Брыкание ног» - ребенок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкание. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла» - кукла для выплеска агрессии.

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми

- старайтесь сдерживать стремления ребенка провоцировать ссоры с другими. Всегда надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.

- никогда не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- после конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности способы выхода из конфликтной ситуации;

- не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него - дети сами могут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Игра: «На кого я похож» - сравнение себя с животным, цветком, деревом

Застенчивость

Последствия:

- удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

- препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от общения;

- усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

- мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Помочь ребенку в преодолении застенчивости можно пока ребенок еще маленький. Т. к. с возрастом у застенчивого ребенка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».

Игра: рисуночная игра «Какой я есть и каким бы я хотел быть».

Советы родителям замкнутых детей :

Замкнутый ребенок в отличие от застенчивого не хочет и не знает, как общаться.

- старайтесь расширять круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью;

- стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.

Другую группу детей составляют дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Дефицит внимания - неспособность удерживать внимание на чем-либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени, а гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений. Причины возникновения данных отклонений многопочвенны. В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку :

- не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет», «нельзя»;

- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

- проявляется достаточно твердости и последовательности в воспитании;

- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (шутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);

- выслушайте то, что хочет сказать ребенок.

- повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

- не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

Изменение психологического микроклимата в семье:

- не допускайте ссор в присутствии ребенка;

- уделяйте ребенку достаточно внимания;

- проводите досуг всей семьей.

Организация режима дня и места для занятий:

- установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;

- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

- избегайте по возможности больших скоплений людей;

- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Специальная поведенческая программа:

- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.

- не прибегайте к физическому наказанию

- чаще хвалите ребенка, т. к. он чувствителен к поощрениям

- составьте список обязанностей ребенка и постепенно расширяйте его, предварительно обсудив их с ребенком

- воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией

- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка

- не разрешайте откладывать выполнение заданий на другое время

Помните, что словесные убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, т. к. гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

Для детей с дефицитом внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело» :

- лишение удовольствия, лакомства, привилегий

- запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры

- внеочередное дежурство на кухне и т. д.

Надеемся, что наши рекомендации помогут семьям в вопросах воспитания детей.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами»Фотоотчет «Учим ребенка работать с ножницами» Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все.

Консультация для родителей «Как общаться с ребенком» ПРАВИЛО №1. Не вмешивайтесь в дело,которым занят ребенок,если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:"С тобой.

Консультации для родителей по теме «Юные садовники»Консультации для родителей по теме «Юные садовники» Одной из задач «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» является создание условий для повышения эффективности.

Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком»Консультация для родителей «Как общаться с тревожным ребёнком» Тревожность – это беспокойство и ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Детская тревожность очень часто вызывается неизвестностью,.

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно держать ложку и карандаш» Современный ритм жизни не всегда позволяет уделить достаточно внимания обучению ребенка тому, как правильно держать ложку и карандаш. И.

Консультация для родителей «Учим ребенка доброте» Воспитание в ребенке чувство доброты надо начинать с малых лет. Каждый родитель хочет,чтобы его малыш вырос добрым,отзывчивым. Таким он может.

Консультация для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Консультация для родителей. «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека" Как приятно слышать от своего крохи вежливые.

Консультация для родителей «Учите детей общаться» Счастье очень во многом зависит от умения ладить с другими людьми. Поэтому одна из главных задач родителей - помочь детям в развитии социальных.

Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека»Методический материал для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека» Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста", "Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ за.

Советы родителям «Учим ребенка одеваться и раздеваться» У многих родителей есть большая проблема – это научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться. Для них проще и быстрее самому одеть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультации для родителей «Учим ребенка общаться»
Опубликовано: 7 апреля 2022 в 23:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД