Получи документы

Консультация. Актуальные вопросы соцадаптации детей «Республиканского Центра соцпомощи семье и детям». Проблемы и пути решения.

Татьяна Куприянова
Консультация. Актуальные вопросы соцадаптации детей «Республиканского Центра соцпомощи семье и детям». Проблемы и пути решения.
▼ Скачать + Заказать документы

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения. В концепции А. В. Петровского, адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития. Успешная адаптация позволяет сочетать принадлежность, интегрированность в группе с индивидуализацией, личностной неповторимостью.

Публикация «Консультация, Актуальные вопросы соцадаптации детей „Республиканского Центра соцпомощи семье и детям“, Проблемы и пути решения,» размещена в разделах

Адаптация – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную среду, новые виды деятельности, появляются новые друзья, подруги, воспитатели и сам Центр, как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется его уклад жизни на месяц пребывания у нас.

Задачи нашего Центра : - оказывать комплексную медицинскую и педагогическую помощь детям из семей «группы риска»;

-обеспечить санитарно – гигиенические условия проживания и питания детей. Прививать культурно – гиегиенические навыки;

-формировать адекватную самооценку, культуру межнационального общения;

-создавать условия для развития удетей познавательной активности, самостоятельности, инициативности, творчества.

В наш Центр «Звездочка» дети приезжают из разных уголков и районов республики Хакасия. Возраст детей от 3 до 12 лет. Дети в основном из неблагополучных, неполных, малообеспеченных, многодетных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В начале знакомства с детьми воспитатель стремиться расположить к себе ребенка, создать атмосферу доверия, снят с него напряжение, вызванное ожиданием неизвестного, помочь раскрыть свои чувства, мысли. Для этого используются любые приемы, любая отвлеченная (досуговая и игровая) деятельность, позволяющая ребенку проявить себя, а воспитателю необходимо поддержать, похвалить его действия. Можно предложить нарисовать то, что он любит, показать готовые мягкие игрушки сшитые детьми, поделки из кружка «Оригами» и увлечь каким- нибудь посильным для ребенка делом, при этом воспитатель подчеркивает, что он покажет сделанное только с его разрешения. Полезно задавать ребенку вопросы, позволяющие лучше узнать его интересы, увлечения, занятия в школе, о друзьях, тактично о родителях и родственниках. Например: Что больше всего любишь рисовать? В каких кружках занимаешься и что- то интересного научился делать? Твой любимый предмет в школе? Есть брат или сестра? И т. д. Важно, дать ребенку представление о его уникальности, личностной ценности, а так же общности его со сверстниками. Например, сказать. Что у тебя интересное имя, фамилия или, что он носит аккуратно одежду, замечательно рисует. Детям надо постоянно подчеркивать их сходство со сверстниками. Например: «О, ты любишь яркую одежду. Многие девочки и мальчики твоего возраста тоже предпочитают яркий цвет одежды».

Определяя трудовое задание детям, или группе (20 чел). Воспитатель должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он (труд) нужен и как будет использован. Немаловажно также, если этот труд будет иметь общественно –полезную направленность, а детям на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда. Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку. Труд должен быть достаточно длительным, систематическим, а не подменяться разрозненными и эпизодическими трудовыми мероприятиями. Чрезвычайно важны и актуальны в воспитательном плане вопросы стимулирования детского труда. Воспитатели обязаны не оставлять без внимания любой, даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще.

Воспитатель – это режиссер детского общения, в этом ему могут помочь те формы досугового общения, где каждый ребенок полноценный участник, где создана доброжелательная атмосфера, где существует правило: «Все имею право на свою точку зрения, на ошибку, на высказывание, на оценку, на выбор», а педагогическая заповедь гласит: «Ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Увидеть добрые начала, опереться на них – основополагающий принцип работы воспитателя при организации досуга детей». Досуг для детей всегда является способом самореализации и самореабилитации. Для воспитателя умело использующего досуговую деятельность, она становится инструментом эмоциональной поддержки ребенка, так как любой успех активизирует положительные эмоции, которые образно, говоря, кругами расходятся на другие сферы жизнедеятельности растущей личности, взаимоотношений в детском коллективе. В досуговой деятельности дети имеют право на определенные привилегии: стать незаменимым или лидером в группе, а к этому, как известно, стремятся все дети. Именно в досуговой и игровой деятельностях, дети часто сами предъявляют к себе традиционные требования взрослых: быть честным, терпеливым, настойчивым, волевым. Эти требования ребята сами, без понукания взрослых выполняют в своих играх, иначе игровое действие просто не состоится, т. е. не получится то, к чему стремились. Досуг демонстрирует детям «пределы самостоятельности и трудности» : они их преодолевают, значит растут. В этой деятельности ребенок способен творить чудеса и «превосходить себя». Его творческие «мускулы» растут лишь в беспрерывной тренировке. Успех приходит к детям, если каждый досуговый тренинг подводит их к грани возможностей. За этим стоит педагогическое кредо: «ПОБЕЖДАЕТ В ЖИЗНИ ТОТ, КТО ЕЩЕ В ДЕТСТВЕ НАУЧИЛСЯ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СЕБЯ, СВОЮ ИНЕРЦИЮ, ПОБЕЖДАТЬ СВОЙ СТРАХ, СВОЮ НЕУВЕРЕННОСТЬ».

Досуг развивает многие социально - ценные потребности и качества личности, формирует интересы, провоцирует самопроверку сил, гармонизует самооценку среди сверстников, удовлетворяет потребность в общении. Досуг достаточно часто – коллективное дело. Даже радость удач в этом случае делится на всех. Например, успех праздника. Для того чтобы эффективность совместного творческого мероприятия была наивысшей, каждый должен осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий всех соучастников в целом. Любое проводимое мероприятие способствует развитию организационных навыков, творчества, инициативы, укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для формирования дружного детского коллектива. Актуальным для ребенка является ощущение личной причастности, сопереживания, и содействие создают особый эмоциональный настрой. Праздники, занятия в кружках и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого. И для ребенка бывает неважно, вышел ли он на сцену, выслушал, или просто помогал при подборе костюмов, главное, он вложил частицу своего труда и это труд замечен окружающими, обязательно в адрес этого ребенка прозвучит похвала от взрослых». Каждый день для них проводятся различные развлекательные мероприятия, в которых дети сами принимают активное участие, а иногда более взрослые ребята готовят самостоятельно, и проводят эти вечера. В награду за участие дети получают грамоты, поделки, изготовленные своими руками. В конце вечера проводятся дискотеки с играми.

Часто среди приезжающих воспитанников есть те, которым необходимо особое внимание. Это дети «группы риска». С первых дней пребывания в Центре у них возникают трудности: общение со сверстниками, умение пользоваться туалетными принадлежностями, самообслуживание и т. д. Наша задача – так создать атмосферу в Центре, группе, чтобы этим детям стало легче общаться между собой, психологически более комфортно себя чувствовать в новом коллективе, легче развивать интеллектуальные умения, навыки самоконтроля и саморегуляции. Социальный педагог помогает детям в сложных процессах социализации, выработке социоадаптивных качеств, помогающих справиться с трудными ситуациями любого уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой творческий потенциал. В возрасте 8 – 9 лет дети особенно восприимчивы к социальным воздействиям, и у большинства из них не сформировались устойчивые, негативные, асоциальные качества. К тому же они находятся на рубеже перехода к подростковому возрасту, одному из самых сложных периодов развития личности, который может быть чреват появлением психологических комплексов, неадекватной самооценки, девиантного поведения, личных драм и даже трагедий. Путь успешной адаптации человека определяется через дисциплину разума (говоря современным научным языком – когнитивную саморегуляцию) и соблюдение нравственных принципов, которые способствуют выживанию и развитию человека, общества, природы. Главной целью работы воспитателя в группе является: формирование отношений товарищества и взаимовыручки на основе развития интереса детей друг к другу; привитие у этих детей элементарных правил и норм поведения, самоконтроль при выполнении правил и навыков личной гигиены, следить за чистотой рук и лица; развитие коммуникативных отношений и таких качеств, как доброта, отзывчивость, умение сопереживать товарищу, уважение к окружающим людям; воспитание чувства личной ответственности за свои дела поступки, умение соотносить их с интересами коллектива. В начальной стадии адаптации в Центре проводим игры на знакомства, знакомим с работами кружкой мягкой игрушки, спортивные мероприятия, викторины, конкурсы, занятия на развитие умственных способностей. Например: при проведении занятий по математике период адаптации (месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию. Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, их формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи ребят, их общелогическому развитию. В зависимости от характера заданий дети могут вставать из – за стола, свободно перемещаться, подходить к столу воспитателя, к полкам, игрушкам и т. д. На занятиях в основном используются игровые приемы обучения: дидактические игры, карточки, конструкторы, викторины, конкурсы ит. д. Это такие занятия, как6 «Думаем, решаем, считаем»,»Математический КВН», «Турнир знаек и умеек».когда проводятся занятия по экологии адаптационный период совпадает по временам года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, входе которых происходит знакомство детей с окружающей нас природой нашего края. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки воспитателя, содержание занятий по другим предметам. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно проводить подвижные игры. Игры – театрализации, конкурсы, викторины, КВНы. Например: «Мы друзья природы», «Экологическая тропа», «Птицы наши верные друзья», «Прогулка в лес», «Эти забавные животные» и т. д. Занятия по изобразительному искусству присущи всей жизнедеятельности ребенка. Потребность что – то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время воспитатель имеет возможность сопереживать вместе с ним, на равных создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Изобразительная деятельность ребенка предполагает особую установку воспитателя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели изодеятельности предполагает свободные игровые формы общения. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. А именно: прогулки и экскурсии в лес или парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших занятий; игры («Игра в художника и зрителя»). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему необходимо «войти» в него, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на занятиях изодеятельности, способствуя снятию напряжения.

Основные направления работы на занятиях ручного труда включают в себе расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятие, внимание, памяти, мышления ит. д., координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Занятия также можно да и нужно проводить в форме экскурсий и игр. Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах. Которые дети впоследствии будут воплощать в своих работах. Это только некоторые рекомендации по проведению занятий помогут в реализации и создании благоприятных условий для адаптации детей в новой среде, снятии статического напряжения при одновременном выполнении нескольких заданий по всем предметам.

Публикации по теме:

«Адаптация — это проблема не только воспитателей» Адаптация – это проблема не только воспитателей это проблема родителей! Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация. Актуальные вопросы соцадаптации детей «Республиканского Центра соцпомощи семье и детям». Проблемы и пути решения.
Опубликовано: 11 марта 2013 в 18:42
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация. Актуальные вопросы соцадаптации детей «Республиканского Центра соцпомощи семье и детям». Проблемы и пути решения.» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Куприянова (УИ 56863) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД