Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»

Ольга Романычева (Вагина)
Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»

Консультация для музыкальных руководителей

«Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»

Подготовила музыкальный руководитель

МБУ д/с №200 «Волшебный башмачок»,

МООД Гая, 8

Романычева Ольга Викторовна

Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Перед музыкальным руководителем стоят задачи, с одной стороны, поддерживать у детей желание петь и получать удовольствие от пения. С другой стороны, необходимо эффективно развивать у воспитанников ладовое чувство и звуковысотный слух, отвечающих за чистоту интонации и являющихся одними из важных и сложных процессов музыкального воспитания.

Существуют разные системы по развитию музыкального слуха, самые распространенные среди них - абсолютная и относительная (релятивная). Формирование звуковысотного слуха у детей дошкольного возраста целесообразно начинать в условиях лада, так как в мелодии всегда ощущается ладовое тяготение, помогающее ребенку различать звуки по высоте и воспроизводить их.

В связи с этим, я в своей работе взяла за основу релятивную систему (З. Кодаи, где положение пальцев и кисти руки обозначает определенную ступень (высоту звука) в звукоряде. Я дополнила каждую ступень красочным образом Гномика (приложение 1) и вокальными упражнениями в виде песен Гномиков (приложение 2). Упражнения нацелены на решение следующих задач:

- знакомство со «ступенью - Гномиком»,

- развитие у детей ощущения тоники – главной ступени лада, устойчивых и неустойчивых ступеней, тяготения неустойчивых ступеней к устойчивым,

- развитие умения допевать до тоники,

- формирование навыка чистого интонирования каждой ступени, упражнений, попевок.

Все перечисленные задачи помогают развивать звуковысотный и ладотональный слух, чистоту интонации.

Первый этап моей работы представляет собой постепенное знакомство с каждой ступенью лада, жестом руки и образом гномика, обозначающих ступень; разучивание упражнений и их пропевание в разных тональностях (в условиях певческого диапазона).

На втором этапе происходит закрепление звуковыстного ощущения ступени лада с помощью пения с ручными знаками попевки или песни из программного репертуара, построенной на данной ступени.

На третьем этапе, после того, как у детей сформировано представление о звуковысотном расположении ступеней в ладу, ощущение ладового тяготения к основной ступени, необходимо развивать с помощью музыкально-дидактических игр умение определять ступени на слух и пропевать их.

Данную работу можно начинать с детьми второй младшей и средней групп. Поскольку певческий диапазон ребенка 3-4 лет ограничен расстоянием ре-ля первой октавы, с детьми данного возраста разучиваются упражнения и попевки в пределах первых пяти ступеней лада, а VI и VII ступени переносятся на октаву ниже и пропеваются осторожно, не напрягая голос.

В старшей и подготовительной группах добавляются новые упражнения, построенные по звукам устойчивых ступеней, по восходящему и нисходящему звукоряду, с использованием скачков от устойчивых звуков к неустойчивым и наоборот.

В ходе работы с детьми над упражнениями музыкальным руководителем моделируется игровая ситуация, где детям предлагается помочь гномику построить с помощью песен музыкальный дом или научить героя петь песни и т. д. Кроме того, при разучивании упражнения музыкальный руководитель обращает внимание детей на движение мелодии по лесенке на наглядном пособии, приучает детей петь с ручными знаками.

Работа по данной системе дает положительный результат в развитии музыкально-слуховых представлений и ладового чувства, благодаря чему дети умеют чисто интонировать мелодии песен, выразительно исполнять произведения, успешно разучивать трудные участки мелодии с помощью упражнений.

Приложение 2

Упражнение на I ступень лада

Жил веселый добрый гном.

Он хотел построить дом.

Но без помощи друзей

Не построить дом скорей.

Упражнение на II ступень лада

Если дома нет у гнома,

Гном второй придет скорей.

Будут вместе строить домик,

Будет вместе веселей!

Допевание до тоники – пропевание сначала II, затем I ступеней с ручными знаками.

Упражнение на III ступень лада

Третий гномик, раз, два, три,

Он читает, посмотри,

Любит цифры и сейчас

Посчитает – три, два, раз.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от III к I с ручными знаками.

Упражнение на IV ступень лада

Вот четвертый милый гном,

Тоже делом занят он –

Вниз ступеньки сосчитает

И четвертую прибавит.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от IV к I с ручными знаками.

Упражнение на V ступень лада

Раз, два, три, четыре, пять,

С гномом встретились опять.

Первый гномик шлет – «Привет!»

Пятый гном кивнет в ответ.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от V к I с ручными знаками.

Упражнение на VI ступень лада

Познакомьтесь - гном шестой,

Гномик очень занятой,

По ступенькам вниз шагает –

До шести он сосчитает.

Допевание до тоники – пропевание ступеней от VI к I с ручными знаками, а так же восходящее движение по трем ступеням от VI к I (верхней тонике).

Упражнение на VII ступень

Здравствуй, гномик, ты – седьмой,

Познакомимся с тобой.

- «К гному первому иду,

Дом построить помогу!»

Допевание до тоники – пропевание ступеней от VII к I (верхней тонике).

Приложение 1

Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
Публикации по теме:

«Использование элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для музыкальных руководителей«Использование элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для музыкальных руководителей «Использование элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для музыкальных руководителей (из опыта работы.

Открытое занятие к теме «Использование современных педагогических технологий для развития звуковысотного слуха у детей»Открытое занятие к теме «Использование современных педагогических технологий для развития звуковысотного слуха у детей» Открытое занятие к теме «Использование современных педагогических технологий для развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Консультация для музыкальных руководителей «Использование системы вокальных упражнений для развития звуковысотного слуха»
Опубликовано: 7 июня 2015 в 13:54
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 октября. День тыквы на МААМ

Красочная тыква – настоящее украшение осени. Она дарит нам неунывающее оранжевое настроение. В Китае этот овощ вообще считается мистическим талисманом – китайцы верят, что тыква может защищать своих...

23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи»
Мастер-класс в старшей группе на тему: «Веточка облепихи» Образовательная область: «художественно - эстетическое развитие» Интеграция с другими...
Фотоотчет праздника для пожилых людей «Нам года — не года»
Стало доброй традицией отмечать День пожилых людей. Этот день – день благодарения за тепло сердец, отданные работе силы, опыт, которым старшее поколение...
Конкурс чтецов «Дагестанские поэты — детям»
УЧАСТНИКИ КОНКУРСА СРЕДНЯЯ ГРУППА 1. Инанмасова Лейла «Лето» Фазу Алиева 2. Ибрагимова Тамам «Стану белее» Фазу Алиева 3. Мурачуев Рамазан «Кошка и...