Лилия Кабирова
Консультация для педагогов «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей!
Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Воспитание звуковой культуры речи у детей от 1,6 до 3 лет
Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три возрастные периоды.
Воспитание звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста включает прежде всего работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей.
Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.
При этом важно учитывать постепенное усложнение материала, его повторение. Последовательность закрепления и дифференциации звуков дается с учетом трудности их произнесения и последовательности их появления в процессе речевого развития.
Исследователи подчеркивали, что наряду с работой над правильным звукопроизношением следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи — темпом, дикцией, силой голоса, интонацией.
Работа над интонационной выразительностью речи помогает избежать таких недостатков высказывания, как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный (или убыстренный) темп, так как от звукового оформления речи зависит понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.
В младшем дошкольном возрасте необходимо учить детей слышать, различать и произносить звуки в словах. Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирований четкой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослого, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания.
В этом возрасте :
Развитие активного словаря.
Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения: уточняются, становятся более устойчивыми.
Развивается способность ребенка осознанно подражать произнесению целого слова.
Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний.
Главная задача в этот возрастной период :
• постоянно развивать слуховое восприятие;
• укреплять и развивать органы артикуляционного аппарата;
Последовательная работа над произношением согласных звуков :М, Б, Щ,Т, Д, К, Г, Х, Ф, В, Л, С, Ц
готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.
Берутся определенные группы звуков, отрабатываются на основе звукоподражаний.
Группы звуков : гласные (a, y, и, о, губно-губные (п, б, м, заднеязычные (к, г, ж, губно-зубные (в, ф, переднеязычные (т, д, н)
После 2 – х лет сложные по артикуляции переднеязычные звуки :
свистящие: (с, з, ц;) шипящие: (ш, ж, ч, щ;) сонорные: (л, р)
Правильное произношение этих звуков вырабатывается постепенно к 5-6годам.
Включение звукоподражаний в различные формы работы не только способствует
• уточнению и закреплению правильного произношения звуков в различных их сочетаниях,
• помогает выработке хорошей дикции (ясного и четкого произнесения звуков и слов)
Неоднократное слитное произнесение одних и тех же звукоподражаний способствует
• развитию речевого дыхания,
Произнесение их с различной громкостью
• развивает голосовой аппарат ребенка.
Игровое упражнение: «Гости»
Цель: Воспитание слухового восприятия и правильного произношения звукоподражаний. Одновременно выработка умения пользоваться голосом средней громкости.
Содержание: Педагог говорит детям, что они будут встречать гостей. Выйдя с одним из детей из комнаты, воспитатель надевает ему шапочку с изображением собаки. Затем со словами «тук-тук» они открывают дверь. Дети спрашивают: «Кто там?» Ребенок отвечает: «Ав-ав». Воспитатель обращается к ребятам: «Кто пришел к нам в гости?» Дети отвечают: «Собака».— «Позовем собаку». Дети говорят: «Ав-ав». Затем педагог повторяет игру, надевая детям шапочки с изображением гуся (га-га-га,лягушки (ква-ква, курочки (ко-ко-ко, козы (мз-мэ) и других животных.
Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звукосочетания четко, достаточно громко.
Игровое упражнение: «Баюканье куклы»
Цель. Развитие артикуляционного аппарата, и формирование слухового восприятия. Одновременно выработка длительного речевого выдоха и умения менять громкость голоса.
Содержание. Педагог раздает детям куклы и предлагает убаюкать их, длительно напевая звук а (ааа.). Сначала дети произносят звук а громко. Затем воспитатель говорит, что куклы засыпают, и просит ребят убаюкивать их потише. Дети произносят звук а тихим голосом (ааа.).
Методические указания. Следить, чтобы дети произносили звук адлительно и на одном выдохе; тех, кто не умеет достаточно хорошо пользоваться голосом, вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их.
Игровое упражнение: «Угадай, что (кто) это».
Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний).
Содержание. Воспитатель произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, воспитатель подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у : ууу., мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку, игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если воспитатель говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко.
Методические указания. Подобрать соответствующие предметы, звукоподражания произносить громко, четко.
Игровое упражнение: «Ветер»
Цель: Воспитание слухового восприятия и четкого произношения звука (В) Одновременно отработка длительности ротового выдоха, умения менять громкость голоса.
I вариант. Воспитатель предлагает детям послушать, как гудит легкий ветерок (произносит тихо звук в : ввв.). Затем предлагает послушать, как гудит сильный ветер (усиливает громкость произнесения — ввв.). По его указанию дети воспроизводят, изменяя громкость голоса, гудение легкого ветерка и сильного ветра.
Методические указания. Следить, чтобы дети правильно воспроизводили гудение ветра : тихо — легкого, громко — сильного.
II вариант. Воспитатель предлагает детям на одном выдохе показать, как гудит легкий ветерок, сильный ветер и опять легкий ветерок. Ребята воспроизводят шум ветра — вввВВВвве. в последовательности: тихо — громко — тихо.
Методические указания. Следить за тем, чтобы усиление и снижение громкости голоса дети осуществляли на одном выдохе без дополнительного набора воздуха, умели плавно переходить от тихого голоса к громкому и от громкого к тихому.
Воспитание звуковой культуры речи у детей от 3 до 5.
В этом возрасте у детей :накапливается, уточняется и совершенствуется словарь;
дети точнее употребляют нужные по смыслу слова;
они начинают правильно пользоваться грамматическими формами;
могут в логической последовательности пересказывать небольшие сказки, рассказы, описывать и передавать содержание картинок;
быстро развивается и звуковая сторона речи;
дети усваивают и правильно произносят многие, звуки родного языка;
чище и отчетливее произносят слова и фразы;
умеют пользоваться голосом;
начинают следить за темпом своей речи;
Задача в этом возрасте :
• воспитывать умение соизмерять громкость голоса в зависимости от ситуации,
• говорить в размеренном темпе,
• правильно произносить слова с точным употреблением, в них ударения.
Отрабатывая с детьми 3 лет более легкие для произношения звуки (и, ф, в,) воспитатель создает предпосылки для появления новой группы звуков :
свистящих (с, з, ц, для которых характерен определенный уклад органов артикуляционного аппарата, близкий к укладу звука и, а также наличие целенаправленной воздушной струи, которая вырабатывается при отработке звуков ф, в.
Отработка всех звуков родного языка предусматривает четыре вида работы: последовательно сменяющих друг друга: подготовку органов артикуляционного аппарата; уточнение произношения кодированного звука (и в слогах);умение выделить этот звук среди других; закрепление правильного произношения звука в словах; закрепление правильного произношения звука во фразовой речи;
Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).
1-й вид работы — уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель дает игровые упражнения для развития и уточнения движений, выработка определенных положений способствующих правильной артикуляции звуков.
При этом выделяется работа над следующими разделами звуковой культуры речи : воспитание четкой и правильной артикуляции, длительного, главного ротового выдоха, развитие громкости голоса.
Игровое упражнение: «Покажи, как Федя сердится и как он радуется».
Цель. Вырабатывать четкие движения и правильное положение органов артикуляционного аппарата.
Содержание: Воспитатель говорит детям, что, когда Федя недоволен, он надувает губы вот так (вытягивает сомкнутые губы вперед трубочкой, а когда Федя бывает доволен, он улыбается (растягивает губы, обнажая верхние и нижние передние зубы).
Воспитатель : «А теперь я буду рассказывать про Федю. Когда он будет недоволен, вы надувайте губы (показывает как, а когда будет радоваться, вы улыбайтесь. Купила мама Феде машину. Доволен Федя, улыбается. Вышел он с машиной гулять, а на улице дождь идет, что ему делать, не знает. Надул он губы. В это время вышел Петя. Обрадовался ему Федя, улыбнулся. Попросил Петя у Феди покатать eго машину. Жалко стало Феде машину, надул он губы. А здесь и тучки разбежались, выглянуло солнышко. Улыбнулся Федя и говорит Пете: «Пойдем вместе играть с машиной».
Методические указания. Следить, чтобы дети без напряжения растягивали губы в улыбке и обнажали передние зубы. При вытягивании губ вперед они должны быть сомкнуты.
2-й вид работы — уточнение произношения изолированного звука и развитие речевого слуха.
Воспитатель дает игры или игровые упражнения для уточнения произнесения изолированного звука или вызывания его по подражанию. Внимание детей фиксируется на положении органов артикуляционного аппарата при произнесении этого звука и его звучания. Используются игры для выделения данного звука из группы звуков.
Этот вид работы способствует: воспитаний речевого слуха, умения соизмерять громкость голоса, развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания.
Игровое упражнение: «Насос»
Цель: Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, правильного произношения изолированного звука с. Развитие речевого слуха, выработка длительного ротового выдоха.
Содержание: Воспитатель говорит : «Решили дети покататься на велосипедах, а у них спущены шины, весь воздух вышел. Взяли они насосы и стали накачивать шины. Воздух выходит из насоса и свистит: сссс. ,сссс. Накачаем все вместе шины». Дети имитируют движения, вместе с воспитателем длительно произносят звук с.
Методические указания: Следить, чтобы дети произносили звук с четко, правильно, длительно.
3-й вид работы — воспитание правильного произношения звука в словах и развитие фонематического слуха.
Воспитатель дает различный игровой материал (в основном дидактические игры, способствующий четкому и правильному употреблению звуков в словах. Сначала даются те слова, в которых отрабатываемый звук стоит в ударном слоге. Дети учатся произносить его более четко, длительно, т. е. вырабатывают умение выделять звук голосом, а в дальнейшем не только выделять, но и определять его место в слове. Одновременно решаются задачи совершенствования фонематического слуха, дикции и произнесения слов согласно орфоэпическим нормам.
Игровое упражнение: «Знаешь ли ты?»
Цель: Закрепить правильное произношение звука (С)в словах, развивать фонематический слух, добиваться четкого произнесения слов согласно литературным нормам произношения.
Содержание: Воспитатель : «Дети, я задам вам несколько вопросов, а помогут ответить на них картинки, которые лежат у каждого на столе. Тот, кто найдет правильный ответ на мой вопрос, выйдет и четко назовет предмет, изображенный на картинке». Далее следуют вопросы: «На чем можно ездить?» (У детей по этой теме имеются картинки с изображением самоката, санок, самолета, коляски, автобуса, троллейбуса и т. д.)
«Что есть в магазине?» (Сахар, сок, сыр, весы, колбаса, масло, капуста,мясои т. д.)
«Кто живет в зоопарке?» (Сова, сом, суслик, слон, собака, лиса, аист и т. д.)
После того как дети правильно назовут предметы и животных, изображенных на картинках, воспитатель спрашивает, какой звук повторяется во всех этих словах.
Методические указания: Следить за четким произнесением слов, за правильным произнесением звука с в словах. Если дети затрудняются определить звук с в словах, воспитатель сам называет несколько слов, голосом выделяя в них звук с.
4-й вид работы — воспитание правильного произношения звуков во фразовой речи и развитие речевого слуха.
Педагог дает специально подобранный речевой материал: словесные игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки. Он следит за правильным употреблением данного звука на перечисленном материале. Воспитание правильного произношения звуков в самостоятельной речи сочетается с развитием речевого слуха и речевого дыхания, с выработкой умения пользоваться умеренным темпом и интонационной выразительностью речи.
Воспитание звуковой культуры речи у детей 5—7 лет
Дети старшего возраста :усваивают и правильно произносят все звуки родного языка, умеют четко и правильно произносить слова и фразы, менять громкость речи в зависимости от ситуации, пользоваться интонационными средствами выразительности, имеют достаточно развитый речевой слух.
Однако и в этом возрасте еще встречаются дети,
не совсем четко произносящие отдельные звуки и многосложные слова, особенно со стечением нескольких согласных. они не всегда умеют пользоваться умеренным темпом речи, говорить достаточно громко или тихо. верно произнося звуки, затрудняются в различении их на слух, что может привести в дальнейшем к трудностям в овладении грамотой.
Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5—7 лет является
• дальнейшее совершенствование речевого слуха,
• закрепление навыков четкой, правильной, интонационно выразительной речи.
• формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми:шипящих и свистящих (ш — с, ж — з, ч — ц, щ — сь, звонких и глухих (в — ф, з — с, ж — ш, б — п, д — т, г — к, звуков л и р, твердых и мягких (д — дь, л — ль проводить дифференциацию и других пар звуков (ч — ть, с — ц)
Дифференциация любой пары звуков предусматривает три вида работы.
1-й вид работы — дифференциация изолированных звуков.
Воспитатель проводит работу по различению звуков по их акустическим и артикуляционным свойствам, используя при этом кар тины-«образы», т. е. условно соотнося звук с определенным звуком, издаваемым животным, предметом. Одновременно этот вид работы способствует совершенствованию фонематического слуха, выработке четкого произношения звуков.
2-й вид работы — дифференциация звуков в словах.
Воспитатель подбирает различные картинки, предметы, игрушки, в названии которых имеются дифференцируемые звуки, и учит детей отличать их. Сначала берутся слова, в которых имеется тот или другой дифференцируемый звук, затем — слова, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком, потом — слова, включающие оба дифференцируемых звука. Дети должны четко, правильно произносить их и указывать их' различие. Одновременно эта работа способствует улучшению дикций, уточняет правильность произнесения слов в соответствии с орфоэпическими нормами произношения.
3-й вид работы — дифференциация звуков в речи.
Воспитатель подбирает словесные игры, рассказы, сюжетные картинки, стихотворения, чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы и другой речевой материал, насыщенный дифференцируемыми звуками.
Давая в потешках, стихотворениях, рассказах материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произнесения слов с учетом литературных норм их произношения.
Игровое упражнение: «Поймай мяч»
Цель. Добиваться различения звуков (ф и в) в словах, четкого произнесения слов с этими звуками. Развивать фонематический слух.
Содержание. Дети образуют круг. Воспитатель с мячом находится в его центре. Ребятам дается установка: ловить мяч только в тех случаях, когда в слове, названном воспитателем будет звук (в) При слове со звуком дэ мяч отбрасывается (слова подбираются с таким расчетом, чтобы звук (в) находился в разных позициях — в начале, середине, в конце слов).
Затем воспитатель дает следующее задание. Бросая мяч каждому из детей поочередно, он называет один из звуков (в или ф, ребенок ловит мяч и соответственно названному звуку подбирает слово (в — вагон, ф — флаг и т. п.).
Методические указания. При проведении этой игры необходимо давать детям время на подбор нужных слов. Речевой материал, который используется для различения звуков (в и ф) во фразовой речию.
Чистоговорка:
фа-ва, фа-ва, фа-ва-ва — во дворе растет трава,
фу-ву, фу-ву, фу-ву-ву — Федя рвет козе траву,
фы-вы, фы-вы, фы-вы-вы - нарвал много он травы»
ца-са, ца-са, ца-са-са — на цветке сидит оса,
цу-су, цу-су, цу-су-су — гони скорей с цветка осу,
цы-сы, цы-сы, цы-сы-сы—на цветке уж нет осы.
Игровое упражнение: «Что кому?»
Цель. Добиваться умения различать звуки з и ж в словах. Четко и правильно произносить слова.
Содержание. На доске вывешивают две картинки с изображением комара и пчелы. Под ними — по конверту. Каждый ребенок получает предметные картинки, в названии которых имеется звук з или ж (зонт, коза, звезда, жук, желуди, лыжи, ежик, лужа, жаба и т. п.). Дети называют картинку и в зависимости от наличия в слове звука з или ж кладут ее в соответствующий конверт (к пчеле или к комару).
Методические указания. Следить, чтобы дети правильно произносили звуки ссс, четко выговаривали слова.
Игра: «Что с чем рядом?»
Цель. Добиваться правильного произношения звуков в и ж во фразовой речи, вырабатывать правильный ротовой выдох и умение произносить фразу достаточно громко, в умеренном темпе,
Содержание. Воспитатель подбирает различные предметы, игрушки, в названии которых имеется звук в или ж (зайка, жук, ваза, ежик, звезда и т. п.). На стол за. ширмой ставятся в ряд 4—6 предметов. Затем ширма убирается, воспитатель предлагает детям посмотреть и запомнить, что с чем рядом стоит. Снова закрывая предметы ширмой, он спрашивает: «Что стоит рядом с жуком?» Дети отвечают: «Рядом с жуком стоят ваза и зайка». Если они ошибаются, можно открыть ширму и дать посмотреть еще раз. При повторении игры воспитатель постепенно заменяет предметы.
Методические указания. Следить, чтобы дети четко и достаточно громко произносили фразы, правильно пользовались речевым дыханием.
Речевой материал, который используется для различения звуков з и ж во фразовой речи
Чистоговорка:
жа-за, жа-ва, жа-за-за - бежит Женина коза,
жу-зу, жу-зу, жу-зу-зу - держи Женину козу,
жи-вы, жц-зы, жи-зы-зы - есть козлята у козы.
Скороговорка:
У Зины живут ежи, у Лизы живут чижи.
Завизжала пила, зажужжала пчела.
Игра: «Ляна и Лана»
Цель. Добиваться различения твердых и мягких согласных (звуков л и ль) и умения правильно произносить эти звуки.
Содержание. Воспитатель показывает картинки с изображением двух девочек (одна круглолицая, улыбающаяся, а другая худая, сердитая) и рассказывает: «Жили-были две подружки. Одну звали Ляна (показывает на улыбающуюся девочку, а другую — Лана (показывает на сердитую девочку). Ляна была доброй, веселой девочкой, а Лана — сердитой, злой. Bсe радовались, когда Ляна пела песни, потому что она очень хорошо умела петь. Лана во всем старалась подражать своей подружке, но не всегда это у нее получалось. Запоет Ляна песню: ля-ля-ля, и получается она нежной, мягкой. Повторяет за ней Лана, а песня получается сердитой: ла-ла-ла. Запоет Ляна: лё-лё-лё, а у Ланы получается: ло-ло-ло. Запоет Ляна: ли-ли-ли, а у Ланы получается: лы-лы-лы.
Потом воспитатель предлагает внимательно послушать и угадать, кто поет ту или иную песню. Воспитатель произносит : «ля-ля-ля», дети отвечают: «Ляна»; воспитатель произносит : «ла-ла-ла», дети отвечают: «Лана».
Затем воспитатель попеременно показывает картинки с изображением Ляны и Ланы, а дети соответственно произносят слоги с твердым или мягким согласным звуком л.
Методические указания. Следить, чтобы дети правильно различали и произносили звуки л и ль в слогах.
Игра:«Угадай, чьи это картинки».
Цель. Добиваться различения звуков л, ль в словах.
Содержание. Воспитатель раздает детям картинки, на которых изображены: лопата, лук, лента, лимон, юла, клетка, платье, телефон, пальто, балалайка, соль, слива и т. п. На доске вывешиваются картинки с изображением Ляны и Ланы. Каждый ребенок называет свою картинку и говорит, кому он ее отдаст: Ляне или Лане.
Методические указания. Следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили слова, правильно соотносили предмет с изображением девочек (слова со звуком ль откладываются под картинку с изображением Ляны; слова ел — к Лане).
Чистоговорки
ля-ла, ля-ла, ля-ла-ла — у Лены куколка была,
ли-лы, ли-лщ ли-лъь-лы — кукле валенки малы,
ле-ло, ле-ло, ле-лй-ло — стало куколке тепло.
Скороговорки
Юля маленькой была и вертелась, как юла.
Полет в поле Поля.
Ломали лед, ломали мы!
Летели клочья от зимы!
(Е. Благинина.)
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
1) на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные НОД по звуковой культуре речи или как часть НОД по развитию речи;
2) различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание НОД (содержание занятий может быть включена работа по развитию речевого слуха, речевого дыхания, по воспитанию умения владеть голосом, четко и правильно произносить звуки, рассказывать в необходимом темпе с соответствующей интонацией)
3) отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (развитию речевого слуха способствуют попевки, проводимые на различных звуках, пение песен, проведение игр-хороводов, вырабатывают умение владеть голосом; петь громко или тихо)
4) проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий
(на утренней речевой зарядке, на прогулке, в часы игр).