Валентина Ершова
Консультация для педагогов «Дидактическая игра своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дидактическая игра своими руками.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по теме : «Дидактическая игра своими руками».
Участники: педагоги ДОУ
Публикация «Консультация для педагогов „Дидактическая игра своими руками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Дидактические игры сегодня считают одним из самых эффективных средств, помогающих в обучении дошкольников. Такие игры используют не только в качестве формы обучения, но и как средство личностного развития и, в сущности, как самостоятельный игровой вид деятельности.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей детей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Создавать дидактические игры своими руками для дошкольников – достаточно непростое занятие, однако есть некоторые секреты, которые смогут значительно его облегчить.
Классификация дидактических игр для дошкольников.
Выделяют такие типовые виды дидактических игр для дошкольников:
• С предметами. Используют игрушки и другие подручные предметы. Этот вид дидактических игр наиболее эффективно развивает логическое мышление, знакомит детей с основными свойствами предметов: их цветом, формой, текстурой, величиной.
• Настольно-печатные. Это, наверное, наиболее разнообразный тип игр. Использование такого рода игр позволяет поставить перед ребенком множество различных развивающих задач.
• Словесные игры помогают устанавливать связь между вновь приобретенными знаниями и теми, которые ребенок получил ранее. Во время таких игр дети отыскивают различия и сходства предметов, описывают их, отгадывают предметы по их описанию. Таким образом, дошкольники углубляют свои знания об окружающем их мире.
Также существует иная классификация дидактических игр для дошкольников:
- поручения,
- загадки,
- путешествия,
- предположения,
- беседы.
Кроме того, при создании дидактических игр своими руками для дошкольников нельзя упускать из вида тот факт, что любая дидактическая игра имеет конкретную структуру, которой необходимо придерживаться:
- дидактическая задача,
- игровая задача,
- правила игры,
- игровые действия,
- подведение итогов.
Чем руководствоваться при выборе типа дидактической игры?
Важно принимать во внимание возраст ребенка. Так, для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать как можно больше наглядных пособий как для пояснения правил, так и для самой игры. Ребенку постарше можно предложить командную игру, ведь у него уже есть некоторый опыт сотрудничества. А дети старшего дошкольного возраста уже обладают необходимым опытом для решения более сложных логических задач. Не требуйте от ребенка того, на что он просто не способен.
Примеры дидактических игр своими руками для дошкольников :
Дидактическая игра : «Накорми колобка»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Оборудование: не высокие пластиковые баночки с крышечками, фасоль.
Изготовление пособия: на крышечке изобразить колобка (или другого персонажа) из самоклеющейся бумаги. Сделать отверстие во рту канцелярским ножом (удобно вырезать отверстие, если крутить ножом по кругу).
Дидактическая игра «Моделирование из прищепок»
Цель: развивает мелкую моторику, сенсорные навыки; творческое мышление; воображение. Совет – выбирать нужно пластиковые прищепки они не слишком тугие, чтобы ребёнку было удобно ими пользоваться. Слишком тугие прищепки могут отбить желание в них играть.
Назначение: Данная дидактическая игра с прищепками предназначена детям 3-5 лет для развития мелкой моторики, для закрепления счёта в пределах 5, умений соотносить количество предметов с цифрой.
Дидактическая игра «Весёлый счёт с прищепками»
Цель: способствует развитию координации и силы пальцев рук; знакомит с цифрами, делая упор на зрительную память.
Игра-головоломка «Танграм»
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода.
Цель: развивать образное мышление, воображение; формировать представления о форме и размере; развивать операции мышления; учить сравнивать; развивать творчество, смекалку и сообразительность; тренировать наблюдательность; способствовать развитию интереса к интеллектуальной деятельности.
Игровая задача: собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики.
Описание изготовления: Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям. Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2 треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.
Правила игры: Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться. Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам, как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Дидактическая игра «Математический квадрат»
Дидактическая игра «Математический квадрат» может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми любого возраста на занятиях по формированию элементарных математических представлений, в процессе совместной деятельности с детьми, а так же в процессе самостоятельной деятельности детей.
Задачи: закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, описывать их по характерным признакам; учить определять пространственное расположение предметов; сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом, закрепить знание цветов; обогащать словарный запас; развивать речь, внимание, координацию движений, мелкую мускулатуру пальцев.
Дидактическая игра «Шарики - Смешарики»
Цель: Закрепить знания о цвете, развивать мелкую моторику рук; воспитывать умение играть вместе, придерживаться инструкций взрослого.
Дидактическая игра «Координация движений» - «Ладошки»
Цель: Отрабатывать умение различать вверх, вниз, между, слева-справа, работать над зрительно-моторной координацией рук и аккуратностью, точностью выполнения.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: Учить складывать разрезные картинки; развивать зрительное восприятие; воспитывать уважительное отношение к культуре народов ханты, путём приобщения детей к их национальному декоративно-прикладному искусству.
Дидактическая игра «Что нужно ханту»
Цель: Учить детей классифицировать предметы по признаку принадлежности. Закрепить название предметов быта и хозяйства. Воспитывать интерес и уважение к культуре народов Севера.
Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь; развивать разговорную речь детей.