Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Банк сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникации» (часть1)

Елена Евгеньевна Есина
Консультация для педагогов «Банк сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникации» (часть1)
▼ Скачать + Заказать документы

БАНК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

НА РАЗВИТТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ

«Режим молчания, или Большой разговор»

Цель: показать младшим школьникам значение общения в жизни людей.

Взяв группу детей на прогулку или в поход, объявить «режим молчания». Это значит, что дети будут общаться друг с другом лишь в случае необходимости, и то с помощью жестов, мимики или, в крайнем случае, записки. Нарушивший «режим молчания» штрафуется (например, обязывается нести дополнительную поклажу или наказывается молчанием на дополнительный срок, когда всем будет позволено разговаривать).

Публикация «Консультация для педагогов „Банк сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникации“ (часть1)» размещена в разделах

Длительность молчания должна быть не менее получаса, а если возможно, — достигать полутора часов подряд. Дети все это время проводят вместе: в походе, в общей работе или просто рассевшись на траве. Разрешается бегать, играть в мяч, лазить по деревьям, собирать ягоды, но делать все это молча.

Назначение такой игры двояко. Во-первых, каждый ее участник вне привычной ситуации совместного пребывания без права на речевые контакты начинает по-новому воспринимать себя и других. Он поневоле «проваливается» в те глубины своей душевной жизни, о существовании которых, возможно, и не догадывался. Поглядывая на изменившихся, «тихих» товарищей, встречаясь с ними глазами, изредка обмениваясь скупыми жестами, он понимает, что и они — каждый по-своему — «проваливаются в себя». Внутренняя жизнь, своя и чужая, открывается ему как новая реальность, и это способствует росту его уважения к тем людям, которых он, как ему кажется, уже давно изучил, к которым привык, как привык к предметам обихода. В игровом молчании личность осознает себя зреющей.

Во-вторых, за период молчания у каждого ребенка группы накапливается острая жажда общения. Смутно или явственно он приходит к пониманию того, каким благом является возможность поговорить — выразить себя и вникнуть в мысли и в душевное состояние другого.

Ценность общения он достигает внутренним опытом. Так, человек не думает о ценности воздуха, которым он дышит, однако ныряние в воду открывает ему радость дыхания.

Уважение и симпатия друг к другу, радость общения — все это слышится в оживленных разговорах детей после снятия «режима молчания». Дети настроены не по-обыденному, в той или иной форме переживают душевный подъем. Этим и можно воспользоваться, чтобы начать «большой разговор».

«Большой разговор» — это форма группового общения. Одним из вопросов может быть: «О чем я думал, что переживал, пока длилось молчание?» Ребята делятся своими переживаниями.

«Диалог»

Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.

Сначала учитель разъясняет детям значение слова «диалог» (разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной диалог, выразительно читая стихотворение В. Лугового «Жил-был».

— Где жил?

— Забыл.

— Где был?

— Забыл.

— Что ел?

— Забыл.

— Что пил?

— Забыл.

Выясняется, какое слово постоянно повторяется одним из участников диалога («забыл»). Учитель предлагает поиграть в диалог: читает первую строчку стихотворения и все вопросы (строгая интонация, а учащиеся хором повторяют слово «забыл» (плаксивая интонация). В конце диалога «забывчи-вый» громко плачет.

Игру можно варьировать на занятии.

1. Например, учитель, разделив класс на две группы, внедряет две роли — спрашивающего и отвечающего, причем строгая и плаксивая интонация сохраняется. Вопросы и ответы декламируются хором и сопровождаются жестами и мимикой.

2. Забывчивый герой выбирается из числа детей в классе. Например, это может быть ребенок, наиболее артистично изображающий забывчивого героя диалога. Вопросы задаются хором детьми каждого ряда (один ряд — «Где жил?», другой ряд — «Где был?» и т. д.). Интонации при этом предлагаются различные.

3. Театрализация стихотворения двумя учащимися у доски (после того как дети запомнят реплики диалога).

Эта игра тренирует детей в выразительной декламации, воспитывает умение выслушивать другого, понимать его. Данный диалог можно назвать диалогом-шуткой, развивающим у детей чувство юмора, вызывающим здоровый смех. Успешному проведению данной игры способствуют такие условия: наличие шутки, юмора в содержании текста стихотворения; предварительная подготовительная беседа с учащимися; включение педагога в процесс игры.

«Продолжи сказку»

Цели

1. Развить речь, творческую фантазию детей.

2. Стимулировать театрально-пластическое творчество.

3. Учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Учитель. Ребята, послушайте необычную сказку, которую не только рассказывают, но и показывают с помощью жестов. (Рассказывает сказку, сопровождая рассказ жестами).

Жил-был Зайчик. (Сжимает правую руку в кулак, а второй и третий пальцы выпрямляет вверх.) Зайчик любил гулять. (Покачивает пальцы-«уши», создавая иллюзию движения.) Однажды зашел он в чужой огород, видит — на грядках выросла чудесная капуста. (Сжимает левую руку в кулак — это «кочан».) Не удержался Зайчик, подошел к капусте. (Правую руку с торчащими «ушами» подвигает к левой, зажатой в кулак.) Обнюхал ее — как же вкусно пахнет! (Шумно нюхает.) Так хочется попробовать хоть маленький кусочек. (Имитирует шумное откусывание и жевание.) Ах, как вкусно. (Облизывается.) Ах, как хочется еще! (Обводит правую руку вокруг левой-«кочана».) Только хотел Зайчик откусить еще — откуда ни возьмись, бежит Собака. (Ладонь правой руки с плотно прижатыми пальцами ставит ребром, второй палец сгибает, первый поднят вверх.) Почуяла Собачка Зайчика да как залает! (Звукопод-ражает, одновременно отводя мизинец вниз — собака раскрывает пасть при лае.) Перепугался Зайчик и кинулся прочь. (Описывает правой рукой — головой Зайчика несколько кругов.) Долго бежал от Собаки Зайчик. (Дышит, как после бега.) Вдруг видит — впереди огромное озеро. (Сцепляет две руки перед грудью, образуя окружность.) А по озеру плавает Утка. (Сгибает правую руку в локте и кисти, пальцы вытянуты и сомкнуты.) Время от времени Утка ныряет в воду и достает оттуда букашек. (Делает рукой ныряющие движения.)

— Здравствуй, Утка! — говорит Зайчик.

А Утка не слышит, плавает. (Делает соответствующие движения рукой.)

— Здравствуй, Утка! — сказал Зайчик громче. Утка снова не слышит, букашек ловит.

— Здравствуй, Утка! — совсем громко сказал Зайчик. Тут Утка к нему повернулась и говорит:

— Я очень не люблю, когда говорят быстро, невнятно и невыразительно. В таких случаях я сразу притворяюсь глухой. Ты уж не обижайся. Только с третьего раза ты поздоровался так хорошо, что я осталась довольна. Расскажи мне о себе: кто ты? Откуда ты? Куда путь держишь? Да рассказывай как следует, не глотай слов, не мямли!

Далее следует диалог учителя с учащимися, в ходе которого учитель задает вопросы, а дети отвечают.

Учитель. Окончание сказки я забыла. Поэтому его надо придумать. Но намного интереснее будет создать свою киностудию и снять фильм. Будем снимать продолжение сказки. Как вы думаете, что для этого необходимо? Люди каких профессий снимают кино? Какие функции выполняют люди этих профессий? Какие предметы в своей работе они используют? Как будет называться наша киностудия?

Затем в классе на конкурсной основе распределяются роли сценаристов, режиссера, актеров, операторов и т. д.

При сочинении детьми окончания сказки могут быть введены новые действующие лица. После распределения ролей можно провести небольшую репетицию. Детям, не выполняющим активной роли, предлагаются роли экспертов и киноманов, которые по завершении фильма-сказки дают ему оце-ночную характеристику.

Эта игра не только побуждает детей фантазировать, но и развивает умения применять жесты, использовать мимику. Сказочная ситуация требует выразительной и внятной речи, что заставляет детей следить за артикуляцией в диалоговых сценах. Организуя работу по руководству творческой игрой, необходимо предусмотреть содержание беседы с детьми о профессиях, связанных с киноискусством; возможные ответные действия детей; продумать способы индивидуального воздействия на ребят. К тому же эта игра способствует формированию культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений.

«Угадай, кто я?»

Цели

1. Развить умение соотносить средства вербального и невербального общения

2. Развить творческую фантазию и театрально-пластическое творчество.

Дети получают необычное домашнее задание: представить себя в роли какого-нибудь сказочного героя и, придя в класс на урок чтения, двигаться и изъясняться от его имени. Остальные дети должны догадаться, в кого «превратился» их товарищ. Заранее надо договориться, можно ли использовать элементы костюма персонажа и реквизит. Возможны групповые роли (например, три поросенка). Такие уроки можно проводить периодически, так как эта игра не надоедает детям.

Впоследствии, анализируя результаты проведения этой игры, необходимо отметить успешность исполнения учениками той или иной роли, художественные предпочтения, оформление, костюмы и т. п. При этом нельзя делать ученикам прямые оценивающие замечания, давать строгие советы.

Несмотря на занимательность и эффективность в достижении цели, эта игра создает в классе много шума, поскольку дети активны и возбуждены. Поэтому учителю необходимо внимательно следить за тем, всегда ли этот шум является результатом ребячьей активности и радости.

Публикации по теме:

«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей.«Оборудование для сюжетно-ролевых игр». Методические рекомендации для воспитателей. Представляю вам оборудование для развития сюжетно-ролевых игр, созданных в моей группе. Оборудование для развития сюжетно- ролевых игр.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Банк сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникации» (часть1)
Опубликовано: 4 марта 2015 в 00:50
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Банк сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникации» (часть1)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Евгеньевна Есина (УИ 320387) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД