Cветлана Трофимова
Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
▼ Скачать + Заказать документы
Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.
Публикация «Консультация для педагогов „Дети рисуют музыку“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.
Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.
Выдающиеся русские композиторы Н. Римский – Корсаков и А. Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, до мажор у Н. Римского – Корсакова – «белый», до минор – «багряный, несколько зловещий, трагический», ми мажор «тёмный, сумрачный, серо – синеватый». У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра.
Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.
Цвето – звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.
Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может является детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».
Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.
Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д. Процессуальность музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.
В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.
Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.