Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Дополнительное образование в ДОУ»

Елена Ческидова
Консультация для педагогов «Дополнительное образование в ДОУ»

Дополнительное образование в ДОУ позволяет разнообразить и углубить учебно-воспитательный процесс, сделать его более интересным для воспитанников, добиться более высоких образовательных результатов. Поскольку дополнительное образование в детском саду позволяет выявить и развить творческие способности воспитанников, оно обязательно включается в программу современных ДОУ. Кроме того, на занятиях по дополнительному образованию в дошкольных учреждениях ведется работа по углублению, расширению и практическому применению знаний, навыков, полученных во время основной образовательной деятельности. Дополнительное образование в ДОУ по ФГОС Внедрение второго поколения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает одним из наиболее актуальных вопросов образования. Документ предполагает, что организация учебно-воспитательного процесса в ДОУ происходит путем объединения основного и дополнительного образования. Поэтому дополнительное образование в ДОУ должно отвечать таким требованиям: дифференцированность, то есть возможность использования при работе как с сильными, так и со слабыми детьми; деятельностный характер – ориентированность на развитие личности ребенка; направленность на повышение социализации воспитанников. Чтобы учебно-воспитательный процесс в ДОУ соответствовал требованиям ФГОС, педагогам следует перерабатывать свои программы в соответствии с требованиями времени. Организация дополнительного образования должна решать такие задачи: формирование социально-востребованных знаний и навыков у детей: умений самостоятельно ставить цели и добиваться их, адаптироваться к новым социальным условиям, проявлять активность; развитие творческих способностей, любознательности и самостоятельности у воспитанников. Для реализации поставленных задач в работу следует включать метод проблемного обучения, исследовательскую и проектную деятельность, задания, предполагающие работу с информацией. Примером удачно организованной дополнительной деятельности является создание мультфильма, который для детей является очень привлекательным и включает различные виды детской деятельности: игровую, речевую, изобразительную, познавательную, музыкальную и пр. В процессе работы над мультфильмом у воспитанников развивается активность, любознательность, способность контролировать свое поведение, эмоциональная отзывчивость, умение коммуницировать с окружающими и т. д.

Публикация «Консультация для педагогов „Дополнительное образование в ДОУ“» размещена в разделах

Чтобы образование в ДОУ отвечало потребностям детей и родителей, необходимо обеспечить вариативность его содержания, что в полной мере относится и к дополнительному образованию в ДОУ, в том числе к кружковой работе. Воспитатель самостоятельно готовит программу, учитывая запросы детей, семьи, образовательного учреждения, местные традиции, а также собственные интересы и умения.

В общем случае алгоритм разработки программы выглядит следующим образом :

анализ образовательных задач, исходных данных и потребностей;

определение целей учебно-воспитательной деятельности;

изучение требований нормативных документов;

составление программно-методического комплекта;

определение структуры программы;

планирование образовательного процесса;

выбор критериев контроля;

определение критериев освоения программы.

Результатом обучения детей по программе дополнительного образования в детском саду выступает достижение ими планируемого уровня развития личностных качеств, формирование определенного объема знаний, навыков и умений. Контроль знаний, умений и навыков позволяет выполнять обучающую, воспитательную, проверочную, корректирующую функции. При этом проверочные средства должны соответствовать содержанию учебной программы. Как определить, что программа дополнительного образования является пригодной для использования в учебном процессе? Стоит проанализировать ее на соответствие таким требуемым характеристикам: актуальность – помогает ли программа решить существующие проблемы обучения; прагматичность – соответствует ли она требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня; реалистичность – насколько возможной является полная реализация программы; контролируемость – возможность измерить достижение результатов в процессе и после прохождения программы; вариативность – насколько программа может адаптироваться при отклонениях от намеченного плана. Организация кружков в рамках дополнительного образования ДОУ Кружки представляют собой свободное и неформальное объединение детей в группу для занятий, основанных на их интересах. Работа в кружках строится на базе дополнительного материала к задачам программы и осуществляется под руководством воспитателя. Организация кружков помогает повысить качество образовательного процесса. По ФГОС кружки, как форма дополнительного образования в ДОУ, выполняют такие функции: образовательная : воспитанники получают возможность развивать свои познавательные потребности, умения, навыки в интересной для них области; социально-адаптивная: дети приобретают социально значимый опыт взаимодействия, испытывают «ситуацию успеха», учатся правильно самоутверждаться; коррекционно-развивающая: воспитанники развивают творческие, интеллектуальные и физические способности; воспитательная: методика работы в кружке, ее содержание влияет на развитие личности, коммуникативных навыков, воспитывает социальную ответственность, чувство коллективизма. Использование кружков как формы дополнительного образования в детском саду может преследовать следующие цели: углубление базовых знаний, опережающее или компенсирующее развитие; при работе с одаренными детьми ознакомление с областями знаний, которые не вошли в государственную Программу; развитие самопознания, саморегуляции, навыков межличностных коммуникаций. Кружки как одна из форм дополнительного образования в ДОУ регулируется такими документами, как образовательная программа ДОУ, которая утверждена приказом руководителя; уставом; Положением о кружке; планом работы кружка на год; Программой, которая включает цели и задачи, описывает планируемый результат от посещения детьми кружка; расписанием; списком воспитанников; документами, которые позволяют определить результативность работы кружка (диагностические карты).

Для успешной организации работы кружка педагог должен следовать такому алгоритму: Ознакомление с нормативно-правовой базой.

Поиск потребностей ДОУ, детей и родителей в дополнительных занятиях.

Анализ результатов усвоения детьми госпрограммы дошкольного образования.

Разработка программы и плана кружка на учебный год, их утверждение у руководства ДОУ. Реализация запланированной работы в кружке.

Анализ полученных результатов.

Демонстрация результативности обучения в кружках педагогам и родителям.

Стоит помнить, что участие в кружках является добровольным. Детям должно быть интересно и комфортно на занятиях, а для этого следует грамотно организовать рабочее пространство, предоставить детям возможность заниматься по силам, делать подачу материала в легкой, игровой форме.

Воспитатель, который организует кружок, может выбирать различные формы взаимодействия: с детьми:

фронтальные занятия, тематические прогулки, экскурсии, участие в конкурсах;

с педагогами : мастер-классы, консультации, семинары;

с родителями: доклады на родительских собраниях, консультации, мастер-классы, информирование через сайт.

Кружки также могут различаться по направлению развития:

физическое,

познавательно-речевое,

социально-личностное,

художественно-эстетическое.

Тематика выбирается в зависимости от интересов детей и задач педагога. При составлении программы дополнительного образования в детском саду следует учитывать возрастные особенности детей, их опыт, нормы нагрузки, а также необходимость согласования основной и дополнительной программы образования в ДОУ. Разработанная программа оформляется по такой схеме: Титульный лист. Пояснительная записка с указанием актуальности, целей, задач работы. Ожидаемые результаты. Учебно-тематическое планирование. Методы диагностики, диагностические карты. Список используемой литературы. Таким образом, дополнительное образование в ДОУ позволяет значительно расширить имеющийся методологический инструментарий педагога. Однако достижение поставленных результатов возможно, если у воспитанников сохраняется высокий интерес и мотивация. Поэтому воспитателю следует провести тщательную подготовку к дополнительным занятиям, убедиться в их эффективности и актуальности.

Публикации по теме:

Мое высшее образованиеМое высшее образование Уважаемые коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами дорогие мои, незабываемым событием которое произошло в моей жизни. Сегодня я получила.

Дополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколенияДополнительное образование в ДОУ — одна из приоритетных сфер системы образования нового поколения Внедрение дополнительного образования в ДОУ позволяет создать необходимые условия для развития индивидуальных талантов и способностей детей,.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «Трудный родитель» Педагоги часто говорят, что самое трудное в их работе – не подготовка к занятиям, не воспитанники и не ученики, даже не отчетность, а общение.

Консультация для педагогов «Виртуальные экскурсии» Интерактивные технологии все больше используются в дошкольных образовательных организациях. Использование виртуальных экскурсий является.

Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника»Консультация для родителей «Дополнительное образование дошкольника» "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества" В. А. Сухомлинский. Все, чему человек учится в.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Дополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возрастаДополнительное образование. Кружок по фитнес-аэробике для детей старшего дошкольного возраста Детский фитнес – это не дань моде, это жизненная необходимость! На протяжении 2-х лет в детском саду работает кружок фитнес - аэробики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Дополнительное образование в ДОУ»
Опубликовано: 8 июля 2020 в 10:52
+109Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД