Елена Крючкова
Консультация для педагогов «Дыхательные и артикуляционные игры-упражнения для развития детского голоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый человек при рождении получает уникальный дар – голос. Уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.
Во-первых, голос является частью энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребёнок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Чем сильнее и громче его первый крик, тем спокойней могут быть мать и врачи за жизнь и здоровье новорождённого.
Надо помнить, что на протяжении всей жизни голос человека сигнализирует окружающим о его самочувствии и жизнеспособности: здоров, полон сил и энергии или устал, болен, подавлен, рассержен…
Публикация «Консультация для педагогов „Дыхательные и артикуляционные игры-упражнения для развития детского голоса“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
Во-вторых, голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. В нё м проявляется вся гамма человеческих чувств и эмоций: любовь, нежность, ярость, ненависть, безразличие и т. д., отражается личность человека, его психика.
И, наконец, голос человека при его желании может стать музыкальным инструментом, единственным и неповторимым, как отпечатки пальцев.
Надо отметить, что голос может не только красиво звучать, приносить удовольствие себе и другим, но он ещё способен оздоровить поющего человека.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития речевого аппарата и голоса. Но этот период также связан с определенными трудностями: так часто мы заботимся о формировании у детей навыков хорошего поведения и запрещаем им громко говорить, кричать, слишком бурно выражать свои эмоции, подавляя естественное желание выплеснуть свою энергию хотя бы через голос.
Существует великолепный способ решить эту задачу - превратить развитие детского речевого аппарата в увлекательную игру.
Артикуляционная гимнастика, а также игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание - основа обучению правильной речи и пению и упражнения эти легко можно проводить не только на музыкальных занятиях, но и в группе.
На своих занятиях я часто использую некоторые игры- упражнения
А. Стрельниковой. Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра и оздоровления. Принцип гимнастики Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающего широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определё нные правила:
- вдох громкий, короткий, активный (шумно шмыгать носом, как бы нюхая);
- выдох абсолютно пассивный, уходит через нос или рот (как кому удобно). О выдохе не думать, должен уходить сам после каждого вдоха;
- каждое упражнение разучивается с детьми до автоматизма (около месяца)
1. «Ладошки»
Ладушки-ладошки,
Звонкие хлопошки.
Мы ладошки все сжимаем,
Носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем,
То свободно выдыхаем.
2. «Насос» («накачиваем шины»)
По шоссе летят машины –
Все торопятся, гудят.
Мы накачиваем шины,
Дышим много раз подряд.
3. «Кошка» (приседание с поворотом)
Мягонько ступают ножки,
Язычком ест вместо ложки,
Ты погладь её немножко –
Сразу замурлычет кошка.
4. «Обними плечи» (вдох на сжатие грудной клетки)
Ах, какой хороший я!
Как же я люблю себя!
Крепко обнимаю,
Носиком вдыхаю.
Для того, чтобы дети не потеряли интерес к занятиям необходимо облачить их в сказочную форму. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнения, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Они «путешествуют» с язычком и знакомятся со всеми частями речевого аппарата: язычком, губами, зубами, щеками, с нёбом. Достигается главное – детям интересно, понятно и нетрудно.
Артикуляционная гимнастика помогает :
- устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц;
- разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность;
- развить мимику, артикуляционную моторику;
- развить выразительную дикцию.
Жил-был Язычок тёплый розовый бочок
Играл, болтал, устал,лёг спать
В ротике на кровать. Уснул, проснулся -
рот закрыт (губы сомкнуты)
темно и страшно. Стал он выход искать.
В одну щёчку постучал, «проткнуть» языком щёку
в другую - «проткнуть» языком другую щёку
не открываются. «Толкну-ка я
посильнее!»
- подумал Язычок и стал толкать сначала
одну щёчку, «проткнуть» языком щёку
а потом и другую «проткнуть» языком другую щёку
Выхода не было. Решил тогда Язычок
поискать выход в другом месте и ткнул «проткнуть» языком верхнюю губу
сначала верхнюю, а затем нижнюю губу «проткнуть» языком нижнюю губу
В это время Ротик зевнул и открылся зевнуть
Язычок увидел выход и направился к
нему, но Зубки не пропустили его, а
стали покусывать.
Покусать кончик языка
«Что вы делаете? Почему вы меня
кусаете!» - возмутился Язычок.
А Зубки ответили: «Мы сегодня ещё
ничего не жевали». пожевать язык боковыми зубами
И стали жевать Язычок сначала с с одной и другой стороны
одной, а потом с другой стороны.
Он оказался невкусным.
Язычок снова попытался протиснуться покусывая всю поверхность языка,
между Зубками, но они продолжали высовывать его вперёд и убирать
его покусывать. назад
Язычок спрятался за Зубами.
Зубки не унимались и продолжали
жевать.
Они пожевали нижнюю Губу, покусать нижнюю губу по всей
а затем и верхнюю покусать верхнюю губу
Нижняя Губа обиделась, оттопырить нижнюю губу, придав
лицу обиженное выражение
а верхняя улыбнулась
(ей было немного щекотно) поднять верхнюю губу, улыбнуться
А Зубки не унимались, они попытались
откусить кусочек щеки закусить изнутри щёки боковыми
зубами
Язычок смотрел на Зубки и думал:
«Почему они такие сердитые? Может
оттого, что сегодня ещё никто не сделал
им ничего приятного?»
Язычок принялся мыть сначала верхние, провести между губами и
а потом и нижние Зубки. верхними зубами, как бы очи-
щая их
провести между губами и ниж-
ними зубами
и ещё раз верхние и, конечно, нижние повторить
Зубки посмотрели в зеркальце и
промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая
красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше
не будем тебя кусать!» широко улыбнуться, обнажив
зубы.
Я бы хотела предложить 1-2 игры-упражнения в месяц включить в календари совместных дел. Если нет. То взять этот материал на заметку педагогам, потому что, это очень полезно для развития дошкольника и на моей практике всегда такие игры очень популярны у детей. Приносят им положительные эмоции.