Ирина Давыдова
Консультация для педагогов «Формирование профессиональной компетентности педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Компетенция – комплекс продуктивно приобретенных знаний, умений и навыков, личностных качеств и опыта практической деятельности в профессиональной области.
Компетентность – способность применить компетенцию в произвольной внешней ситуации в профессиональной сфере.
Цель – достижение интегрированного результата – компетентности – через приобретение компетенций.
Компетентность специалиста – способность адаптироваться к произвольным профессиональным условиям и изменениям на профессиональном рынке труда.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование профессиональной компетентности педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Компетентностный подход
ЗАДАЧА: Обеспечивает нацеленность критериально-оценочного инструментария на определение профессиональной компетентности педагогических работников наиболее оптимальным образом.
Целесообразное использование положений компетентностного подхода позволяет выявить критерии и уровни качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также разработать оптимальную содержательно-методическую стратегию дальнейшего развития их профессиональной компетентности.
Составляющие компетентности педагогического работника
профессиональная компетентность
информационная компетентность
коммуникативная компетентность
правовая компетентность
Профессиональная компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью, психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми, осуществление оценочно-ценностной рефлексии
Информационная компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.
Коммуникативная компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами их замещающими, коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Правовая компетентность :
качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Модель компетентностного педагога (П. И. Третьяков)
1 Самообразовательные, исследовательские компетенции :
- нахождение необходимой образовательной информации;
- постановка целей, планирование, организация процесса своего образования.
2 Организационно-коммуникативные компетенции :
- организация собственной деятельности, связанной с решением каких-либо задач;
- эффективное распределение своего времени и времени участников ОП;
- использование косвенного влияния на участников ОП (примеры поступков из худож. литературы, из жизни и тд.);
- стимулирование к развитию.
3 Конструктивно-проектировочные компетенции :
-коллективная рефлексия (обсуждения)
4 Социально-личностные компетенции :
- умение самовыражать себя и свои личностные качества.
5 Адаптивные компетенции :
- использование новой информации для обновления деятельности.
Т. О. : Компетенция – способность учиться на всем протяжении жизни (личностные и профессиональные)
Методическое обеспечение:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ);
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
(0т 31.05.2011 г. №448н);
- Профессиональный стандарт педагогических работников (от 18.10.2013 г. №544н);
- Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (от 07.04.2014 г. №276);
- Письмо Минобрнауки Челябинской области от 18.07.2014 г. №01/5627;
- Материалы модульных курсов повышения квалификации ЧИППКРО «Профессиональная подготовка экспертов в сфере образования»;
- Материалы вебинара издательства «Учитель» «Аттестация педагогических кадров и профессиональный стандарт педагога – новые подходы»