Алла Голубева
Консультация для педагогов и родителей на тему «Психологические особенности кризиса третьего года»
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ТРЕТЬЕГО ГОДА"
Кризис третьего года или кризис «Я сам» начинается с 1,5 лет и заканчивается примерно в 3,5 года. Пик приходится на 2,5 – 3 года. Этот кризис характерен тем, что:
- ребёнок упрямится и это крайняя степень проявления воли и настойчивости – качеств, очень нужных каждому человеку. Чаще всего малыш настаивает и требует не потому, что очень хочется, а потому, что он этого потребовал.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей на тему „Психологические особенности кризиса третьего года“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
- ребёнок капризничает и это демонстрация своей значимости для других, желание привлечь к себе интерес и внимание, это потребность проявить собственное «Я».
- ребёнок все делает наоборот и это негативизм, который даёт возможность ребёнку поступать по-другому, принимать свои решения, проявлять чувство «самости», иметь свои желания и чувство собственного достоинства.
- ребёнок бывает агрессивным и это крайняя форма проявления самозащиты.
- ребёнок бывает замкнутым и это неадекватная форма проявления здоровой осторожности, очень необходимого качества в жизни каждого человека.
А ТЕПЕРЬ НЕМНОГО ПРАКТИКИ.
Рассмотрим ситуации – сценки:
1. Представьте себе картину: малыш увлечённо возится с мозаикой. Получается у него не всё как надо: мозаики рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Вам хочется вмешаться, научить, показать. И вот вы не выдерживаете: «Подожди, - говорите вы, - не надо так, а вот так». Но ребё нок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».
2. Сын дошкольник рисует письмо бабушке. Вы заглядываете через плечо. Письмо-рисунок трогательное, да вот только рисунок корявый, да и ошибок много в подписанном пожелании: все эти знаменитые детские «зеркальные» буквы. Как же не заметить и не поправить? Но ребёнок после замечаний расстраивается, скисает, не хочет писать дальше.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребёнка.
-постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности;
-не говорить «да», когда необходимо твердое «нет»;
-не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности;
-не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем — это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка. Прислушайтесь к себе, сколько раз вы говорите «нет», отдаёте распоряжения, приказы? Ребёнку легче взбунтоваться и сказать «нет», чем выполнять все ваши указания, запреты, поучения. В период негативизма избегайте конфликтных ситуаций, когда борются два желания. Одно из них – желание родителей настоять на своём, а другое – желание ребёнка отрицать.
В воспитании ни тот, ни другой не может стать победителем. Униженный, взвинченный ребёнок – цена таких «побед».
Если вы желаете здоровья своим детям, необходимо перестроить весь уклад жизни семьи на принципах здорового образа жизни:
- строгий и чёткий режим и утро начинать с физзарядки и прохладного душа;
- сами бросьте курить, ограничьте употребление алкоголя;
- всегда оставляйте за порогом своего дома недовольство жизнью, плохим самочувствием (для этого есть «Психологическая служба») помните, что нагромождение стрессовой энергии в вашей психике вызовет резкое снижение общего иммунитета не столько у вас самих, сколько у ваших детей);
- не становитесь рабом телевизора или компьютера, а если общение с ними необходимо по рабочим соображениям, уравновешивайте его активным общением с природой: лесом, полем. речкой…
- каждую минутку свободного времени – спорт, спорт и спорт всей семьёй!
- создавайте у себя в семье самые различные здоровые привычки, ритуалы и традиции – праздники, юбилеи, турпоходы, путешествия и др.
Спасибо за внимание!