Получи документы

Консультация для педагогов «Игровые методы по приобщению детей к здоровому образу жизни»

Елена Казак
Консультация для педагогов «Игровые методы по приобщению детей к здоровому образу жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

Игровые методы по приобщению детей

к здоровому образу жизни

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Публикация «Консультация для педагогов „Игровые методы по приобщению детей к здоровому образу жизни“» размещена в разделах

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

•занятия физкультурой, прогулки;

•рациональное питание,

•соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;

•бережное отношение к окружающей среде, к природе.

В своей работе можно использовать такие методы и приемы, как: показ, беседы, художественное слово, дидактические игры и подвижные игры.

Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Стихи Барто А. «Володя болен», И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Сергей Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Прогулка», Потешки «Теплое водою», «Водичка, водичка умой мое личико», «Лейся чиста водица», «Серый зайка умывается», «Солнце рано утречком». Для детей старшего возраста: В. Бондаренко «Где здоровье медвежье», В. Беспалов «Голубая льдинка», С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?», В. Голявкина «Про Вовкину тренировку», С. Афонькина «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?», «Полезная и вредная пища», рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!».

Темы беседы, могут быть разнообразные такие как: «Ребенок и его здоровье» «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым», «Полезные продукты и витамины», «Здоровые зубы», «Изучаем свой организм», «Болезни и их профилактика», «Ребенок на улице города» детей знакомим с азбукой пешехода и водителя, с работой ГИБДД, изучаем дорожные знаки. «Люди знакомые и незнакомые», «Как не потеряться»

Еще могут быть занятия по безопасности в быту: «В мире опасных предметов», «Как вести себя во время пожара, грозы, на воде, на льду, в лифте, в природе».

Среди многообразия игровых методов наиболее распространенным является дидактическая игра, это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности. Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели можно создать картотеку дидактические игры по ЗОЖ.

Темы дидактических игр по ЗОЖ: «РЕБЕНОК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» - «Оденем куклу на прогулку»; «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА» - Правила гигиены (Воспитатель просит детей при помощи карточек выложить последовательность выполнения данного навыка.); «ПОЛЕЗНАЯ ПРОДУКТЫ»; «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА»; «ВРАЧИ НАШИ ПОМОЩНИКИ» - Если кто-то заболел (детям предлагается вызвать врача на дом. Сначала набираем номер телефона и называем по порядку: фамилия, имя —> адрес —> возраст —> жалобы.); «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» - Источники опасности (воспитатель показывает картинку, а дети описывают ситуацию); «МЫ – СПАСАТЕЛИ» - (воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.)

Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Эту огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольников в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. Современные дети имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в их образе жизни. Современные дети предпочитают посмотреть телевизор, поиграть на компьютере или телефоне. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы. Для ребенка потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях, так как двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В формировании всесторонней развитой личности ребенка подвижными играми отводится важное место. Они рассматриваются как основное важнейшее средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Увлеченность ребенка игрой не только мобилизирует его физические ресурсы, но и улучшает результативность движения, является незаменимым средством совершенствования движений, развивая их, способствует формированию быстроты, силы, выносливости, координации движения. Велика роль подвижной игры в умственном воспитании ребенка. В процессе игры активизируется память, представления, развиваются воображение, мышление.

Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от нас, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру надо стараться эмоционально и выразительно и принимать непосредственное участие в игре, проявлять заинтересованность действиями детей. Выполнять ту или иную роль в игре, надо не только подсказывать, как нужно двигаться, но и показывать образец правильного выполнения движений.

Подбирать подвижные игры и игровые упражнения надо таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно надо учитывать, возрастные особенности детей, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период. Для детей надо подбирать такие игры, которые бы развивали не только скоростные способности, но и прыгучесть, старший возраст: («Воробьи и кошка», «Удочка», «Лягушки в болоте» и др., меткость («В выбивного», «Охотник и зайцы», «Попади в хвост дракона» и др., координацию движения («Два мороза», «Салки», «Слушай сигнал», фантазию («Фигуры», «Море волнуется…», слух («Угадай, чей голосок», «Эхо», зрительную память («Что изменилось?», «Угадай, кто ушел?», внимание («Совушка», «Паук и мухи», на восстановление дыхания («Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное»). Подвижные игры для младших групп: «Курица и цыплята», «Ручеёк», «Солнце – дождик», «Воробьи и автомобиль», «Самолёты», «Летают птички», «Найти цвет», «Найди свой дом».

Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях. Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребёнка способами.

Именно в дошкольном возрасте существует возможность заложить фундамент знаний и умений, потребность в здоровом образе жизни.

Подвижные игры для младших групп

"Курица и цыплята". Для проведения этой игры нужна верёвка и две стойки. Верёвку натягивают между ними, по одной стороне находится дом курочки с цыплятами, по другой зёрна. Когда курица идёт на другую сторону, она зовёт цыплят «ко-ко-ко». Услышав, цыплята бегают по всей территории, имитируя движения. По команде: «Домой», все заходят по другую сторону верёвки.

"Ручеёк". Здесь участвуют все дети, и не нужно делиться на команды. Требуется начертить «ручеёк» небольшой ширины и на расстоянии 20-25 см друг от друга нарисовать камешки. Дети становятся в начало и по камешкам должны пересечь ручей. Если ребёнок оступился, значит, он «намочил ножки» и нужно пробовать с самого начала.

"Солнце – дождик". Для этой игры необходимо расставить по всему периметру площадки стулья и обручи (импровизированные домики). Когда воспитатель говорит: «Солнышко, пора гулять», дети выходят из домиков и бегают по площадке. По команде: «Дождик, пора домой», все дети бегут обратно.

"Воробьи и автомобиль". Все дети садятся на стулья или скамейки на одной стороне площадки. Здесь они играют роль воробушек, которые сидят в своих гнёздах. На противоположной стороне стоит воспитатель, представленный в роли автомобиля. Когда педагог говорит: «Полетели воробушки», все дети встают и бегают или ходят на площадке. По команде: «Автомобиль едет», все дети возвращаются как можно быстрее в свои гнёзда.

"Самолёты". Воспитатель называет определённых детей в количестве 3-4, которые становятся на противоположную от других сторону. По команде: «К полёту приготовиться, завести моторы», дети делают вращательные движения руками перед грудью. Когда педагог говорит: «Полетели», дети разводят руки в стороны, имитируя самолёт, и бегут на другую сторону. По команде «На посадку» дети приземляются на свои места. Затем выбирается следующая группа малышей.

"Пузырь". Дети вместе с воспитателем образуют небольшой круг, держась за руки. Когда педагог произносит: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой», дети потихоньку отходят назад, образуя большой круг. После того, как педагог скажет: «Лопнул пузырь», дети должны опустить руки и сесть на корточки, произнеся «Хлоп». После этого нужно встать и снова образовать маленький круг.

"Летают птички". Дети встают на какую-либо возвышенность по одной стороне площадке. После слов «Светит солнышко» дети выбегают на площадку и начинают искать и клевать импровизированные зёрна. Когда воспитатель произносит: «Пошёл дождик», дети возвращаются обратно на возвышенность.

"Найди свой дом". Дети разделяются на несколько групп, каждая из них становится у определённого дерева. Оно является их домиком. По команде воспитателя дети разбегаются кто куда. Когда педагог произносит: «Найдите свой домик», дети должны собраться определёнными группами у деревьев, у которых они стояли в начале игры.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Консультация для родителей и педагогов «Методы определения ведущей руки» Консультация для родителей и педагогов:"Методы определения ведущей руки" Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни»Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Консультация для родителей «Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни» Здоровье – одна из главных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня» Людмила Липкина Практическое занятие с воспитанниками центра по обучению здоровому образу жизни «Режим дня-важен для меня!» Цель: показать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Игровые методы по приобщению детей к здоровому образу жизни»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 11:12
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Игровые методы по приобщению детей к здоровому образу жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Казак (УИ 875504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД