Приложение МААМ

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете

Гульсина Хасанова
«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете
▼ Скачать + Заказать документы

Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни

Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной, так как результаты научных исследований свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше.

Публикация «„Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни“, Выступление на педагогическом совете» размещена в разделах

Понятие «здоровый ребенок» дошкольного детства включает набор характеристик: жизнерадостность, активность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности. Физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием.

Для того чтобы воспитать у детей привычку к здоровому образу жизни, необходима каждодневная работа в семье и ДУ.

В ДО разработан и внедрен в систему образовательной деятельности комплекс оздоровительных мероприятий, включающий в себя различные формы работы в течение дня.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. В детском саду проводятся различные формы утренней гимнастики, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей детей в движении: сюжетная, гимнастика по принципу круговой тренировки, в форме оздоровительного бега и т. д.

Утренняя гимнастика всегда проводится под музыку, которая поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение.

После гимнастики дети идут на закаливание стоп.

Чтобы у детей поддерживать интерес к физической культуре в ДО проводятся различные варианты физкультурных занятий:

1. Занятия традиционные, где соблюдается структура занятия.

2. Игровые занятия, построенные на основе народных подвижных игр (большой, средней, малой интенсивности) и игр эстафет.

3. Занятия-тренировки (занятия по обучению спортивным играм, элементам легкой атлетики).

4. Сюжетно-игровые занятия (занятия, построенные на едином сюжете «Прогулка по лесу», или по сказкам: («Колобок», «Волк и семеро козлят» и т. д.)

5. Занятия построенные на танцевальном материале На таких занятиях используется практический материал А. И. Бурениной «Ритмическая пластика для дошкольников».

6. Самостоятельные занятия. На таких занятиях дети учатся самостоятельно проводить гимнастику, где они приучаются организаторским действиям.

7. Раздельные занятия для девочек и мальчиков, где для мальчиков подобраны силовые упражнения, а для девочек подобраны упражнения на подтянутость, грациозность, красивую осанку (аэробика, ритмическая пластика, упражнения со скакалками, ленточками, обручами).

8. Занятия серии «Забочусь о своем здоровье», где дети учатся приемам расслабления, психотренинга, медитирования (самовнушения, самопогружения).

9. Занятия-зачеты, во время которого дети сдают физкультурные нормы по выполнению О. В. Д. на время, скорость.

Родители принимают активное участие в спортивных досугах, развлечениях, проводимых в ДО. Например, были проведены Дни открытых дверей, где родители имели возможность наблюдать за оздоровительной работой педагогов ДО с детьми на утренней гимнастике, которая проводилась в виде оздоровительного бега по системе Ю. Ф. Змановского.

Комплекс оздоровительных мероприятий сопровождается единым игровым сюжетом. Например, в начале утренней гимнастики детям предлагается следующая игровая ситуация: «Учим Незнайку здоровому образу жизни».

Очень ярко, эмоционально – насыщенно прошел праздник «Осенний марафон» с активным участием родителей, игровых персонажей «Ах и Ох». О высоком уровне физической подготовленности старших дошкольников было видно по окончании «Осеннего марафона» т. к. дети пробежали большую дистанцию, чем их родители.

Не менее интересным и познавательным было апробирование нетрадиционных видов закаливания (ходьба по тропе здоровья, обширное умывание). С родителями была проведена большая предварительная работа: консультации о пользе закаливания, ознакомление их с методикой проведения закаливающих мероприятий, распространялись памятки «Закаливание детей в условиях ДО». Затем приступили к практическим занятиям: использовали игровые упражнения с целью разогрева стоп, затем пробежка, ходьба по коррегирующим дорожкам. Далее приступили непосредственно к закаливанию стоп по тропе здоровья.

Родители на себе испытали положительные эмоции от закаливающих процедур. Хорошему настроению способствовало также музыкальное сопровождение во время всех оздоровительных мероприятий.

Проведение данного мероприятия способствовало тому, что родители постепенно убеждались в пользе закаливания для детского организма.

В ДО также систематически организовываются совместные спортивные праздники с родителям («Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские игры», «Веселые старты» и др., перед которыми проводится большая предварительная подготовка. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни в нашем ДОУ осуществляется средствами игровой деятельности. Игровые методы и приемы обеспечивают гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.

В нашем ДО разработан перспективный план работы с детьми по формированию основ здорового образа жизни, где помимо подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр, отражены такие виды работы с детьми, как: наблюдения, экскурсии, экспериментирование, чтение литературы, беседы, познавательные занятия и др. Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза - орган зрения», и т. д.

Обязательным компонентом всех видов занятий с детьми является физминутки, а также 2-3 раза в день проводится психогимнастика, которые способствуют снятию психического, эмоционального перенапряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т. д.

В работе с детьми по воспитанию привычки к здоровому образу жизни педагоги нашего ДО особое внимание уделяют охране зрения ребенка, неукоснительно соблюдая требования СаНПиНа в организации занятий, освещения помещения и т. д. В комплекс оздоровительных мероприятий включены также упражнения по профилактике нарушений зрения, которые также проводятся в игровой форме. Например: игровое упражнение «Солнечный зайчик».

Одним из компонентов рационально построенного режима дня, воспитания потребности в здоровом образе жизни являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В зависимости от возраста детей прогулки имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его.

Эффективным средством развития двигательной активности детей на прогулке являются подвижные игры и игры с элементами спорта, которые представляют собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движения (А. В. Запорожец).

Подвижные игры, игры с элементами спорта позволяют ребенку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество. Игры представляют собой естественный вид физических упражнений. Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как при подвижных играх.

Наряду с подвижными играми педагоги нашего ДОУ активно используют и дидактические игры («Найди витамины», «Хорошо или плохо», «Можно-нельзя» и др., способствующие формированию привычки к здоровому образу жизни, воспитанию осознанного отношения к собственному здоровью. Отличительная особенность дидактических игр - возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности.

Особое место в образовательном процессе ДОУ имеет организация сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни: в ходе сюжетной игры детям предлагаются различные проблемные игровые ситуации. Например: «Заболела дочка, как проехать до детской больницы», «Здесь ведется запись детей в оздоровительный комплекс «Олимпия»» и т. д. .

Вся работа по воспитанию потребности к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста осуществляется под наблюдением медицинского персонала ДО и способствуют развитию иммунитета у ребенка, укреплению мышц, снятию психического и эмоционального перенапряжения.

Нами отмечена эффективность применения комплекса физкультурно – оздоровительных мероприятий в условиях ДО, которое проявилось в снижении простудных заболеваний.

Достижению результатов по оздоровлению детей способствовала хорошо продуманная система подготовки педагогов, тесный контакт с медицинским персоналом и родителями.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что системная работа с использованием средств игровой деятельности, по оздоровлению детей содействовала формированию у них потребности в здоровом образе жизни, способствовала сохранению, укреплению и коррекции здоровья детей, улучшению эмоционального климата в детском коллективе.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в нашем ДОУ - это в первую очередь технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Публикации по теме:

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни Здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Поэтому каждый должен думать о своём.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 19:13
+125Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете» (включая файлы) размещена пользователем Гульсина Хасанова (УИ 216326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 81.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД