Штацкая Татьяна Николаевна
Консультация для педагогов «Как научить детей играть в настольно-печатные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические настольно печатные игры являются своеобразной формой обучения детей дошкольного возраста. В таких играх содержаться все структурные компоненты, характерные для игровой деятельности: замысел (игровая задача, содержание (получаемые знания, средства игры (роли- правила, атрибуты и место действия, игровые действия (поступки ведущие к выигрышу)результат (самооценка и рефлексия- анализ причин выигрыша или проигрыша).
Публикация «Консультация для педагогов „Как научить детей играть в настольно-печатные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Настольные игры своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Младшая группа: В воспитательно образовательной работе педагог широко использует дидактические игры, а так же дидактические игрушки, при работе с детьми 3-4 лет, чаще всего это несколько повторяющихся действий в индивидуальной работе с ребенком. Подборка предмета по определенном 1-2 признакам, сбор пирамидок, разнообразные вкладыши, парные картинки, а так же разрезные картинки, в начале года начиная с 2-4 частей и в конце года доводя до 6-8 частей разрезных картинок. Составление мозаик по образцу и замыслу, подбор предметных картинок для различных сюжетов, овладевая разными видами игр на самостоятельном уровне, ребенок повышает свою возможность для совместных игр со сверстником в настольно печатном варианте.
Средняя группа: Ребенок пятого года жизни учиться играть по правилам, внимателен к выполнению правил другими играющими, к проигрышу и выигрышу относиться спокойно, но уже может схитрить в игре, нарушить правило сознательно и как дети освоят умение играть в настольно печатные игры зависит от опыта и умения воспитателя. Вот несколько рекомендаций, которые можно использовать на начальной стадии обучения детей игре в настольно печатные игры.
Введение новой игры: Специалист детского сада (психолог, старший воспитатель, логопед) или второй воспитатель приходит в группу с красивым подарочным пакетом, лучше всего в такой режимный момент, когда дети свободно играют в групповой ячейке в игры по интересам. Артистично с игрой на публику, заостряет внимание на содержимом подарочного пакета. Из пакета достается коробка настольно печатной игры. Прежде чем открыть коробку с игрой, взрослые заинтересованно рассматривают ее, привлекая тем самым внимание детей. Затем открывают коробку с игрой и рассматривая содержимое коробки проговаривают правила игры. Затем, когда правила выучены, приглашают третьего человека для совместной игры. Подходит помощник воспитателя или любой другой педагог и воспитатель предлагает поиграть в настольно печатную игру, но перед началом знакомит с правилами игры (знакомя нового игрока - взрослого с правилами игры, воспитатель тем самым ее раз повторят эти правила для любознательных зрителей – детей, проходит закрепление знаний правил игры).
Пример: Настольно печатная игра должна состоять из двух больших карт и определенное количество маленьких карточек для заполнения больших карт. Игроки делятся на ведущего и двух игроков, которым раздаются большие карты, ведущий собирает маленькие карточки в стопку картинками вниз. Первый ведущий выбирается по договоренности или при помощи считалочки. Итак, игра начинается, ведущий поочередно показывает маленькие карточки, а игроки забирают свои и закрывают большую игровую карту. По окончанию игры выявляется победитель, тот, кто закрыл свою большую карту первым. Затем ведущий собирает маленькие карточки в одну стопку, забирая по очереди у двух игроков по одной карточке и поворачивая их картинками вниз. Таким образом, картинки уже перемешиваются, а как только вся стопка сложена, ведущий берет сразу несколько карточек и перекладывает их вниз стопки, повторяется это действие 2-3 раза. Затем происходит смена игроков, кто был ведущим становиться игроком, а кто стал победителем, тот становиться ведущим.
Соблюдается правило ведущего: Первый ведущий по выбору, второй кто победил первым, а третьим ведущим будет тот, кто ещё не был.
Игра может длиться не более 20 минут. Затем все карточки складываются в коробку и воспитатель вместе с детьми определяют место в группе, где будет храниться коробка с игрой. Детям лучше разрешить играть или сегодня во второй половине дня или завтра утром. Дети должны уметь договориться друг с другом в группки по три человека, для проведения игры. Для удобства в работе по обучению детей игре в настольно печатные игры, воспитатель раскладывает одну игру на несколько коробок. В начале, это будет 2-3 коробки для того, чтобы воспитатель, мог контролировать детей, когда они начнут играть самостоятельно. Перед тем как разрешить взять коробку с игрой воспитатель может спросить у детей правила игры. Когда правила игры будут усвоены, количество игроков может увеличиться.
В таких играх как домино или различные «ходилки», необходимо вводить роль судьи, того кто будет следить за соблюдением правил игры и последовательности ходов игроками. Судья сменяется тем, кто выигрывает первым, соблюдается правило ведущего – водящего.
Старшая и подготовительная к школе группа: у детей 5-7 летного возраста преобладают игры с правилами, это: дидактические – различные по содержанию и образовательной направленности; народные или досуговые игры. Такие игры помогают развивать внимание, память, способствуют хорошему усвоению различных знаний и специальных двигательных или познавательных способностей ребенка. Настольно печатные игры помогают сплотить и объединить несколько участников в одну группу, способствуют развитию умений действовать совместно с партнерами, контролировать свои и чужие действия. В режимном моменте настольно печатным играм лучше отвести один свободный вечер, когда вся группа одновременно играют в различные настольные игры, можно его назвать «Вечер настольных игр». Продолжительность игры не более 20-25 минут. Так же дети могут играть в освоенные, хорошо изученные игры самостоятельно в утреннее время или после ужина.
Источник:
Н. М. Крылова «Детский сад - дом радости». Методические комментарии к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. 2013 г.