Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»

Наталья Попова
Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»

Краткие выводы из науки о мозге

Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»

Требование современного общества о человеке успешном во всех областях начинает реализовываться с раннего детства, с момента попадания ребёнка в социальный поток. С началом общения с внешним миром. И чтобы сделать этот процесс наиболее результативным и продуктивным, мы должны обратиться к науке о мозге, т. к. именно она даёт нам решающие векторы в этом направлении. Именно мозг стоит во главе всего.

Очень обстоятельно и с доказательным материалом об этом говорит Татьяна Владимировна Черниговская, доктор биологических наук, советский и ныне российский ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.

Любой мозг создан прежде всего для того, чтобы обучаться, он знает, как это делать. И в любой ситуации главный не «Я», т. е. индивидуум, как нам хотелось бы думать, а – мозг, ведь это он управляет ситуацией. Причём, обучение мозга происходит каждую минуту, даже если мы этого не осознаём, т. е. без нашего сознательного участия. Мозг имеет способность запоминать всё, что мы в него вкладываем: читаем, видим, слышим, усваиваем и т. д. Мы считаем, что все решения принимаем осознанно, но практика показывает, что это не так. Мозг всё делает сам.

В мозгу есть функциональные блоки, каждый из которых занимается чем-то своим.

В мозгу есть и зеркальные системы, которые включаются тогда, когда что-то делает другой. И это основа для коммуникации и основа для обучения. Способность строить модель психологически «другого» даёт человеку большое преимущество, состоящее в том, что мы имеем возможность предугадать действия любого человека.

Но все зоны мозга развиваются равномерно, и это очень важно. Зоны, отвечающие за решение сложных логических задач, развиваются, в основном, к 18-ти годам, в зависимости от индивидуума. А для некоторых родителей, если ребёнок к четырём годам не написал (придумал, сделал, сочинил, создал) чего-то из ряда вон выходящего – это уже катастрофа. НЕЛЬЗЯ предъявлять к ребёнку столь высокие требования, когда у него ещё нет нужного для этого мозга. Он должен решать простые задачи!

Помнить нужно и том, что мужской и женский мозг развиваются в несколько различных условиях. И это не феминистический лозунг. К примеру, мальчики лучше обучаемы в холоде, в тепле они просто засыпают. Для мальчиков нужно организовывать много совместных дел, им нужно больше бегать, больше окружающего пространства, для них очень важна состязательность. И их нужно постоянно хвалить.

Девочки же лучше обучаются в яркой, цветной обстановке, для них важны доверительные отношения с педагогом, т. с. «глаза в глаза». А так же, девочкам нужен «контролируемый риск», т. е. их можно и нужно подвергать риску, но обязательно контролируемому, чтобы они знали, как поступать потом.

Очень важным компонентом развития мозга у детей является раннее занятие МУЗЫКОЙ. Это рано полученная интенсивная тренировка мозга, потому что это совсем другой тип мозговой работы. Она сильно улучшает качество нейронной сети и пластичность мозга. А в пожилом возрасте у людей, занимавшихся музыкой с раннего детства, болезнь Альцгеймера встречается во много раз реже.

Не нужно бояться забывания, отвлечения, перерывов и сна. Это не помеха, а помощь своему мозгу в осваивании материала. Ведь мало запомнить, нужно поданную информацию ещё и правильно «вынуть». А для этого мозгу нужно время. И усваивается информация у каждого по-своему, совсем не обязательно для этого сидеть прямо за столом: кому-то нужна тишина, а кому-то – музыка.

Очень важно и то, чтобы обучающийся понимал, ДЛЯ ЧЕГО МЫ ВСЁ ЭТО УЧИМ! К примеру, просто сдать экзамен и забыть? Или стать специалистом в какой-то области? Т. е. должна быть мотивация, при наличии которой мозг усвоит материал гораздо быстрее.

Для лучшего запоминания материала хорошо иногда менять позу, место.

Лучший результат мы получим и ПЛАНИРУЯ обучение, т. е. разделяя его на части, временные промежутки и время усвоения.

Устный пересказ кому-то выученного материала тоже способствует лучшему запоминанию и усвоению.

Тренировка памяти – тоже хороший приём улучшения качества запоминания. Но при этом надо помнить, что тренировать лучше не заучивание самого материала, а само умение запоминать! Для этого хорошо использовать игровые приёмы, которые способствуют лучшей концентрации.

Важно учитывать и кто ты: жаворонок или сова. У каждого типа людей – своё лучшее время для обучения и запоминания.

Нужно учиться умению быстро переключать внимание в решении одной задачи на другую.

Нельзя забывать и о пользе так сказать «ничего не делания», когда мысли скользят сами по себе, неуправляемы. Именно тут и бывают моменты, когда нужные мысли приходят в голову. Не журите ни себя, ни других за эти моменты. Ведь часто дети от нас слышат: «Ты снова плаваешь в облаках!» Это как раз та среда, где часто происходят важные открытия.

И, конечно, очень важным условием обучения мозга является определения своего места в жизни, т. е. важно узнать и увидеть, кто же ты? Где твоё место: на сцене или в архиве, с людьми, или лучше в тишине, без них. В этом мы призваны помочь детям, чтобы они потом смогли только укреплять свои позиции, а не исправлять наши ошибки.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Лето
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»
Опубликовано: 21 июля 2021 в 14:32
+296Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 июля. День бубликов-баранок на МААМ

Традиционному русскому угощению посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям о русских чайных традициях и увлечь занимательным...

26 июля. День парашютиста России

26 июля 1930 года под Воронежем пять советских лётчиков и механиков впервые в СССР совершили серию тренировочных прыжков с самолёта, используя закупленные в США парашюты. 2 августа того же года были...


Горячие темочки