Наталья Попова
Консультация для педагогов «Как научить мозг учиться?»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткие выводы из науки о мозге
Требование современного общества о человеке успешном во всех областях начинает реализовываться с раннего детства, с момента попадания ребёнка в социальный поток. С началом общения с внешним миром. И чтобы сделать этот процесс наиболее результативным и продуктивным, мы должны обратиться к науке о мозге, т. к. именно она даёт нам решающие векторы в этом направлении. Именно мозг стоит во главе всего.
Публикация «Консультация для педагогов „Как научить мозг учиться?“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Очень обстоятельно и с доказательным материалом об этом говорит Татьяна Владимировна Черниговская, доктор биологических наук, советский и ныне российский ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания.
Любой мозг создан прежде всего для того, чтобы обучаться, он знает, как это делать. И в любой ситуации главный не «Я», т. е. индивидуум, как нам хотелось бы думать, а – мозг, ведь это он управляет ситуацией. Причём, обучение мозга происходит каждую минуту, даже если мы этого не осознаём, т. е. без нашего сознательного участия. Мозг имеет способность запоминать всё, что мы в него вкладываем: читаем, видим, слышим, усваиваем и т. д. Мы считаем, что все решения принимаем осознанно, но практика показывает, что это не так. Мозг всё делает сам.
В мозгу есть функциональные блоки, каждый из которых занимается чем-то своим.
В мозгу есть и зеркальные системы, которые включаются тогда, когда что-то делает другой. И это основа для коммуникации и основа для обучения. Способность строить модель психологически «другого» даёт человеку большое преимущество, состоящее в том, что мы имеем возможность предугадать действия любого человека.
Но все зоны мозга развиваются равномерно, и это очень важно. Зоны, отвечающие за решение сложных логических задач, развиваются, в основном, к 18-ти годам, в зависимости от индивидуума. А для некоторых родителей, если ребёнок к четырём годам не написал (придумал, сделал, сочинил, создал) чего-то из ряда вон выходящего – это уже катастрофа. НЕЛЬЗЯ предъявлять к ребёнку столь высокие требования, когда у него ещё нет нужного для этого мозга. Он должен решать простые задачи!
Помнить нужно и том, что мужской и женский мозг развиваются в несколько различных условиях. И это не феминистический лозунг. К примеру, мальчики лучше обучаемы в холоде, в тепле они просто засыпают. Для мальчиков нужно организовывать много совместных дел, им нужно больше бегать, больше окружающего пространства, для них очень важна состязательность. И их нужно постоянно хвалить.
Девочки же лучше обучаются в яркой, цветной обстановке, для них важны доверительные отношения с педагогом, т. с. «глаза в глаза». А так же, девочкам нужен «контролируемый риск», т. е. их можно и нужно подвергать риску, но обязательно контролируемому, чтобы они знали, как поступать потом.
Очень важным компонентом развития мозга у детей является раннее занятие МУЗЫКОЙ. Это рано полученная интенсивная тренировка мозга, потому что это совсем другой тип мозговой работы. Она сильно улучшает качество нейронной сети и пластичность мозга. А в пожилом возрасте у людей, занимавшихся музыкой с раннего детства, болезнь Альцгеймера встречается во много раз реже.
Не нужно бояться забывания, отвлечения, перерывов и сна. Это не помеха, а помощь своему мозгу в осваивании материала. Ведь мало запомнить, нужно поданную информацию ещё и правильно «вынуть». А для этого мозгу нужно время. И усваивается информация у каждого по-своему, совсем не обязательно для этого сидеть прямо за столом: кому-то нужна тишина, а кому-то – музыка.
Очень важно и то, чтобы обучающийся понимал, ДЛЯ ЧЕГО МЫ ВСЁ ЭТО УЧИМ! К примеру, просто сдать экзамен и забыть? Или стать специалистом в какой-то области? Т. е. должна быть мотивация, при наличии которой мозг усвоит материал гораздо быстрее.
Для лучшего запоминания материала хорошо иногда менять позу, место.
Лучший результат мы получим и ПЛАНИРУЯ обучение, т. е. разделяя его на части, временные промежутки и время усвоения.
Устный пересказ кому-то выученного материала тоже способствует лучшему запоминанию и усвоению.
Тренировка памяти – тоже хороший приём улучшения качества запоминания. Но при этом надо помнить, что тренировать лучше не заучивание самого материала, а само умение запоминать! Для этого хорошо использовать игровые приёмы, которые способствуют лучшей концентрации.
Важно учитывать и кто ты: жаворонок или сова. У каждого типа людей – своё лучшее время для обучения и запоминания.
Нужно учиться умению быстро переключать внимание в решении одной задачи на другую.
Нельзя забывать и о пользе так сказать «ничего не делания», когда мысли скользят сами по себе, неуправляемы. Именно тут и бывают моменты, когда нужные мысли приходят в голову. Не журите ни себя, ни других за эти моменты. Ведь часто дети от нас слышат: «Ты снова плаваешь в облаках!» Это как раз та среда, где часто происходят важные открытия.
И, конечно, очень важным условием обучения мозга является определения своего места в жизни, т. е. важно узнать и увидеть, кто же ты? Где твоё место: на сцене или в архиве, с людьми, или лучше в тишине, без них. В этом мы призваны помочь детям, чтобы они потом смогли только укреплять свои позиции, а не исправлять наши ошибки.