Наталья Радайкина
Консультация для педагогов «Мордовское устное-народное творчество в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
К сожалению, до настоящего времени слабо изучены вопросы истории культуры мордовского народа, вопросы подрастающего поколения. Между тем сам народ, идеалы воспитания, воззрения на природу, на место человека в ней, его чаяния о лучшей доле отразил в устном народном творчестве : в сказках, песнях, пословицах и загадках, в различных обрядах, народных играх. Давно замечено : «Порадует ли мордвина что, он радость свою выразит в песнях и веселых; приключится ли горе - он выльет его в песнях протяжных и заунывных».
Публикация «Консультация для педагогов „Мордовское устное-народное творчество в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Основными воспитательными средствами издревле были отношения в крестьянской семье и ее многогранная деятельность, нравы, обычаи, традиции.
Традиции вплетались в процесс жизни, способствовали передаче народных знаний из поколение в поколение и тем самым осуществлялись в реальном контексте трудовой деятельностью семьи и общины.
В процессе исторического развития мордовский язык создал стройную систему дидактики. Важное место в ней отвадилось устному народному творчеству. Эти произведения- своеобразная бытовая программа для детей.
Под воспитанием понималась прежде всего забота о сохранении добрых традиций, о передаче такого опыта, который накапливается из поколения в поколение.
Мордовский детский фольклор представлен в многообразии жанров. Во всех них умело сочетается художественное и педагогическое начало. В самых разных жанрах мордовского детского фольклора рассыпано множество назиданий, рожденных народной мудростью. Фольклор способствовал воспитанию у подрастающего поколения уважения к труду и правде, чувства любви к родине. Устное - поэтическое творчество раскрывает перед детьми сложный мир жизненных явлений, помогает формированию у человека мировоззрения, воспитывает высокие моральные качества, содействует развитию речи, обогащению словарного запаса.
Жизнь ребенка неразрывна связанна с народной поэзией. Родные песни звучат для него с колыбели. В колыбельных песнях мордовского народа «нуреема моро» -
и «нюряфыема морот» - поется о птицах ; о животных, об
эрзянских предметах домашнего обихода.
Так,в простенькой колыбельной песне мокшанка рассказывала непринужденно в
удивительно поэтической форме о труде, о его важности в повседневной жизни.
Ухаживая за ребенком, взрослые сопровождают свои действия различными
словами. Наряду с колыбельными песнями, вызывающими у малыша
желание заснуть, есть тексты, сопровождающие его бодрствование. Это пестушки,
потешки и прибаутки.
Существуют у мордовского народа немало пестушек, побуждающих малыша
смелее двигаться, крепко сидеть. Например, когда ребенок делает первые нетвердые
шаги, взрослые отходят от него немного в сторону и подзывают его к себе словами:
Сак, сак,сак, мень церинем!
Сак,сак,сак,мень лапинькам!
Эряви теить тертеть керямс,
Штобу тон шагавлить,
Штобу тон авлить пра.
С потешек начинается обучение счету. Мудрый педагог-народ уже на втором году
жизни начинает учить малыша счету. У мордовского народа для этого используются
различные игры с пальчиками детей. Сгибают по одному пальчики детей:
" Те- авазо,
те- тетязо, те- патязо и т. д. "
С большим желанием и интересом споют дети шуточные песенки - прибаутки.
Мордовские прибаутки очень разнообразны: здесь и обращение к сороке, и кошке, и
зайчику.
Тон,нумолне, косолить?
Тон, ашине, косолить?
Городсолинь, ойминем,
Родсолинь, седейнем.
Большое участие принимали дети в зимних обрядах. Рождественское колядование было одним из любимых развлечений. Целью детских колядок было повеселить взрослых, получить подарки. Пусть и сейчас, в наши дни, будет желанным праздником детей, так же как и новый год, Рождество. Научите детей петь их колядки. Они отличаются яркой образностью языка, привлекают детей своей ритмичностью, звонками, рифмами, звукоподражаниями:
"Каляда, течи чизэ каляда!
Каляда, ванды чизе роштува.
Каляда, эрьке крайсэнть пичине,
Каляда, пичинесэнть лапатке. "
Большое воспитательное значение имеют игры. Мордовские детские игры, наряду с играми- соревнованиями, представлены играми с традиционными и импровизированным поэтическим текстом, с игровыми прелюдиями. Они просты, доступны детям дошкольного возраста. Мордовский фольклор продолжает жить, он продолжает оставаться истоком любого искусства.