Получи документы

Консультация для педагогов «Мордовское устное-народное творчество в работе с дошкольниками»

Наталья Радайкина
Консультация для педагогов «Мордовское устное-народное творчество в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

К сожалению, до настоящего времени слабо изучены вопросы истории культуры мордовского народа, вопросы подрастающего поколения. Между тем сам народ, идеалы воспитания, воззрения на природу, на место человека в ней, его чаяния о лучшей доле отразил в устном народном творчестве : в сказках, песнях, пословицах и загадках, в различных обрядах, народных играх. Давно замечено : «Порадует ли мордвина что, он радость свою выразит в песнях и веселых; приключится ли горе - он выльет его в песнях протяжных и заунывных».

Публикация «Консультация для педагогов „Мордовское устное-народное творчество в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Основными воспитательными средствами издревле были отношения в крестьянской семье и ее многогранная деятельность, нравы, обычаи, традиции.

Традиции вплетались в процесс жизни, способствовали передаче народных знаний из поколение в поколение и тем самым осуществлялись в реальном контексте трудовой деятельностью семьи и общины.

В процессе исторического развития мордовский язык создал стройную систему дидактики. Важное место в ней отвадилось устному народному творчеству. Эти произведения- своеобразная бытовая программа для детей.

Под воспитанием понималась прежде всего забота о сохранении добрых традиций, о передаче такого опыта, который накапливается из поколения в поколение.

Мордовский детский фольклор представлен в многообразии жанров. Во всех них умело сочетается художественное и педагогическое начало. В самых разных жанрах мордовского детского фольклора рассыпано множество назиданий, рожденных народной мудростью. Фольклор способствовал воспитанию у подрастающего поколения уважения к труду и правде, чувства любви к родине. Устное - поэтическое творчество раскрывает перед детьми сложный мир жизненных явлений, помогает формированию у человека мировоззрения, воспитывает высокие моральные качества, содействует развитию речи, обогащению словарного запаса.

Жизнь ребенка неразрывна связанна с народной поэзией. Родные песни звучат для него с колыбели. В колыбельных песнях мордовского народа «нуреема моро» -

и «нюряфыема морот» - поется о птицах ; о животных, об

эрзянских предметах домашнего обихода.

Так,в простенькой колыбельной песне мокшанка рассказывала непринужденно в

удивительно поэтической форме о труде, о его важности в повседневной жизни.

Ухаживая за ребенком, взрослые сопровождают свои действия различными

словами. Наряду с колыбельными песнями, вызывающими у малыша

желание заснуть, есть тексты, сопровождающие его бодрствование. Это пестушки,

потешки и прибаутки.

Существуют у мордовского народа немало пестушек, побуждающих малыша

смелее двигаться, крепко сидеть. Например, когда ребенок делает первые нетвердые

шаги, взрослые отходят от него немного в сторону и подзывают его к себе словами:

Сак, сак,сак, мень церинем!

Сак,сак,сак,мень лапинькам!

Эряви теить тертеть керямс,

Штобу тон шагавлить,

Штобу тон авлить пра.

С потешек начинается обучение счету. Мудрый педагог-народ уже на втором году

жизни начинает учить малыша счету. У мордовского народа для этого используются

различные игры с пальчиками детей. Сгибают по одному пальчики детей:

" Те- авазо,

те- тетязо, те- патязо и т. д. "

С большим желанием и интересом споют дети шуточные песенки - прибаутки.

Мордовские прибаутки очень разнообразны: здесь и обращение к сороке, и кошке, и

зайчику.

Тон,нумолне, косолить?

Тон, ашине, косолить?

Городсолинь, ойминем,

Родсолинь, седейнем.

Большое участие принимали дети в зимних обрядах. Рождественское колядование было одним из любимых развлечений. Целью детских колядок было повеселить взрослых, получить подарки. Пусть и сейчас, в наши дни, будет желанным праздником детей, так же как и новый год, Рождество. Научите детей петь их колядки. Они отличаются яркой образностью языка, привлекают детей своей ритмичностью, звонками, рифмами, звукоподражаниями:

"Каляда, течи чизэ каляда!

Каляда, ванды чизе роштува.

Каляда, эрьке крайсэнть пичине,

Каляда, пичинесэнть лапатке. "

Большое воспитательное значение имеют игры. Мордовские детские игры, наряду с играми- соревнованиями, представлены играми с традиционными и импровизированным поэтическим текстом, с игровыми прелюдиями. Они просты, доступны детям дошкольного возраста. Мордовский фольклор продолжает жить, он продолжает оставаться истоком любого искусства.

Публикации по теме:

«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка». Анкета для родителей АНКЕТА "Устное народное творчество в жизни вашего ребенка" Преподаватель Маркарян Ерануи Самвеловна. Уважаемые родители! Просим Вас ответить.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие.

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество в развитии активной речи детей» Работу по ознакомлению с фольклорными произведениями следует начинать с раннего возраста ребенка. Постоянный интерес к потешкам, сказкам,.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Информационный лист ЛЭПБУК «Устное народное творчество» Автор: воспитатель МАДОУ МО «СГО» д\с №1 «Пчелка» Васильева Ольга Алексеевна Для.

Консультация «Устное народное творчество — богатейший источник духовно-нравственного развития детей» • Авторы : Крутенкова Т. А., Минжунова Н. А. Воспитатели МБДОУ Д\С № 22 • «Почемучка» г. Саяногорск РХ Проникновение в массовое.

Устное народное творчество: потешки в развитии речи детей Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, прибаутки, приговорки, потешки сочинил русский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Мордовское устное-народное творчество в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 23:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Мордовское устное-народное творчество в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Радайкина (УИ 420540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД