Рублёва Екатерина Васильевна
Консультация для воспитателей «Устное народное творчество в развитии активной речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Работу по ознакомлению с фольклорными произведениями следует начинать с раннего возраста ребенка. Постоянный интерес к потешкам, сказкам, загадкам существенно помогает «разговорить» детей. Знакомство с устным народным творчеством целесообразно начинать для малышей с потешек, колыбельных песенок. Детям очень нравится, когда воспитатель берет на руку куклу Катю и ласковым, нежным голосом начинает припевать, покачивая ее:
Баю- баю, баю-бай
Ты собачка не лай,
Белолоба не скули,
Мою дочку не буди.
Публикация «Консультация для воспитателей „Устное народное творчество в развитии активной речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Чтобы малыши быстрее и лучше могли запомнить песенку, можно показать, как громко лает собачка Белолоба (используя мягкую игрушку или иллюстрацию) и может разбудить Катю. Дети дружно в ответ попросят собачку: «Ты, собачка не лай. Белолоба не скули». После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминают песенки и переносят их в повседневную игру.
Знакомство с потешками начинается с рассматривания иллюстраций, картинок, игрушек. Дав детям возможность рассмотреть игрушку, можно рассказать о персонаже потешки, и его особенностях. В предварительной беседе необходимо объяснить значение новых слов, которые ребята услышат в дальнейшем в потешке. Например : до чтения детям потешки «Конь» у детей уже должно быть сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное.
Ходит конь по бережку.
Вороной по зеленому
Он головушкой потряхивает.
Золотой уздой побрякивает.
Все колечушки-то бряк, бряк,бряк!
Золотые они-звяк,звяк,звяк!
Во время умывания, причесывания детей можно знакомить с такими потешками, как «Водичка, водичка»» Чешу, чешу волосыньки». «Расти коса до пояса», и т. п.
Со временем можно наблюдать,как дети используют эти потешки в игре «Дочки-матери». Как бережно, и с какой любовью они относятся к своим куклам.
После знакомства с потешками, не имеющими особого смысла, следует переходить к потешкам с более сложным смыслом. Перед детьми должна ставиться задача, не только запомнить потешку, эмоционально прочесть ее, но и самим обыграть. Малыши с большим энтузиазмом учатся двигаться, говорить: как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т. д., в зависимости о том, о ком эта потешка:
Тень-тень,потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялась лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
Большое влияние в развитии речевой активности имеют сказки. Однако лучше их не просто читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает им понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего им нравится, когда в гости к ним приходит бабушка-рассказушка, (воспитатель надевает костюм бабушки). Дети очень тепло, радостно встречают свою гостью, усаживают ее, и конечно-же с нетерпением ждут новой сказки:
За ступенькою ступенька-
Станет лесенка,
Слово к слову
Ставь складенько- Будет песенка,
А колечко на колечко-
Станет вязочка,
Сядь со мною на крылечко,
Слушай сказочку.
Чтобы узнать, как дети поняли сказку и запомнили ее, можно подобрать соответствующие игрушки, принести в группу и обратиться к детям: «Дети, посмотрите из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начинается беседа, в которой малыши, сначала настороженно, а затем все активней вспоминают события сказки, поступки ее героев, выявляется и отношение детей к ним.
Часто можно прибегать и к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушиваться в музыку, наслаждаться нежностью, напевностью народного языка.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко усваиваются и запоминаются. Поговорки и пословицы образны и поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Они могут быть использованы в любой ситуации. Например: при сборах на прогулку напомнить медлительному ребенку:» Семеро одного не ждут», или неаккуратно одетому:» Поспешишь- людей насмешишь» и т. п.
Загадки- полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки можно так:» На стол выставляют несколько игрушек и для каждой, подбирается загадка:» Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, кто молока не пьет, того забодает». «На голове красный гребешок, под носом шелкова бородка, он рано встает, голосисто поет, детям спать не дает», и т. п. Дети очень быстро отгадывают такие загадки, потешки эта игрушка. Позже возможно и у детей спрашивать какую загадку можно загадать о той или иной игрушки, приносимых воспитателем в группу.
Малыши очень любят развлечения с использованием фольклора и с нетерпением ждут их. Им очень нравится водить хороводы для куклы Кати (у нее был день рождения, весело танцевать под русскую народную музыку, играть в занимательные игры. Строя такие развлечения необходимо, ставить задачей не только, повеселить детей, но и расширить их знания о народном быте, обогащать словарь, прививать доброе, заботливое отношение к окружающему миру.
Наряду со всем этим очень необходима и важна помощь родителей. Чтобы держать их в курсе, заведите папку-конверт» Учите вместе с нами». В ней записывают потешки, загадки и т. п. и родители дома могут повторять этот материал со своим ребенком.
Начав работу по ознакомлению с устным народным творчеством с раннего возраста наши дети научатся эмоционально читать стихи, применять свои знания в различных ситуациях, с желанием принимать участие в утренниках, станут активными на занятиях, в самостоятельной деятельности сами организуют игру. В общем, наши дети научатся говорить и общаться друг с другом!