Папки-передвижки

Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста

Ирина Малышева
Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста

Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи детей и общем их развитии являются основные произведения устного народного творчества и художественной литературы. Они помогают добиваться успехов в освоении учебного материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения, умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого педагог использует потешки, стихи, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок.

Публикация «Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно. Загадка может служить, во-первых, исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т. д.). Во-вторых, эта же загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний дошкольников о числах, величинах, отношениях. Можно также предложить детям вспомнить загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Ещё один вид малых форм фольклора – скороговорка. Цель скороговорки – научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловно, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. Скороговорки можно разучивать на занятиях по математике и вне их.

Методика работы над скороговоркой проста. Сначала педагог произносит её, а дети внимательно слушают, затем они повторяют очень медленно, но не по слогам, потом все увеличивая скорость (воспитатель в этом случае выступает в роли дирижёра).

Пословицы и поговорки на занятиях по математике можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

Необходимо помнить, что поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. В. И. Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица – ягодка; и это верно”. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность: “Убил двух зайцев. Семь пятниц на неделе”. Многие поговорки строятся на гиперболе: “Заблудился в трех соснах”.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок (народные названия : счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.). Они несут познавательную, этическую и эстетическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым они чаще всего выступают, способствуют физическому развитию детей.

Считалки-числовки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении.

С помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные, волшебные и литературные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, спереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Семь Симеонов» и т. д.).

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т. д.). Присутствие сказочного героя на занятии по математики или занятие-сказка придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит логически мыслить.

Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Например: «Мальвина угощала Пьеро и Буратино конфетами. Пьеро съел 2 конфеты, а Буратино – 1. Сколько всего конфет съели Пьеро и Буратино?».

В народе давно получили признание задачи-шутки как одно из средств повышения интереса к изучению математики. Так, в результате решения задач-шуток у детей расширялось представление о величинах предметов и взаимосвязях, существующих между этими величинами.

Цель задач-шуток - содействовать воспитанию у детей наблюдательности, внимательного отношения к содержанию задач, к ситуациям, описанным в них, осторожного отношения к применению аналогий при решении задач.

Задачи-шутки по своей структуре часто составлены так, что призывают детей к решениям, аналогичным тем, которые применялись при решении похожих задач, рассматривавшихся на занятиях по математике. Но ситуация, описанная в задачах-шутках, обычно требует иного решения.

Для получения ответов на вопросы задач-шуток, во-первых, не требуется выполнять какие-либо арифметические действия, а нужно только объяснить правильные ответы. Во-вторых, в процессе работы над задачами по тем или иным причинам дети допускают ошибки и получают неправильные ответы, а, обнаружив самостоятельно или с помощью воспитателя в этих ответах противоречия с жизненными наблюдениями и фактами, исправляют ошибки и объясняют правильное решение. Такая работа над задачами содействует развитию логического мышления детей, ибо приучает их рассматривать и объяснять явления в соответствии с логикой жизни.

Простота и занимательность сюжетов этих задач, парадоксальные ответы дошкольников на вопросы задач, а главное, осознание детьми допущенных ошибок способствуют созданию на занятиях прекрасной атмосферы легкого юмора, мажорного настроения у присутствующих и удовлетворения от получения новых знаний.

Использование произведений устного народного творчества и художественной литературы помогает педагогу в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т. д.

В заключение необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по развитию математических способностей системы специально подобранного репертуара, направленного на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Содержание произведений устного народного творчества и художественной литературы

1. Количество и счёт (стихи, потешки, загадки);

2. Порядковый счёт;

3. Занимательные задачи;

4. Зарядка для пальчиков;

5. Физкультминутки;

6. Считалки;

7. Пословицы и крылатые выражения;

8. Скороговорки.

1. Количество и счёт (стихи, потешки, загадки)

***

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать.

-Эй, вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы.

(К. Чуковский, Ёжики смеются)

***

Много игрушек

У нашей Алёнки!

Вот на дощечке

Четыре цыплёнка.

Дёрнет Алёнка

Шнурочек – и тут

Сразу четыре

Цыплёнка клюют.

Цыплята живут

У Алёнки два года,

Но, видно, они

Нехорошей породы.

Цыплята всё время

Клюют и клюют,

Но только обидно:

Совсем не растут!

(М. Антонева, Цыплята)

***

Есть один

Нос-курнос.

Это – раз.

Есть и парочка глаз,

Как у вас.

Раз и два.

А на курточке, смотри:

Пуговки пришиты три.

Раз, два, три.

А еще у меня есть кармашки –

Четыре,

А на них по ромашке

Мама вышила. Вот:

Раз, два, три, четыре.

Ну, а пальчиков пять.

Я могу сосчитать!

Раз, два, три, четыре, пять!

(А. Шахигян, Что у меня есть)

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят:

Всё про Вареньку,

Всё про маленьку.

(русская народная потешка)

***

1 столбиком стоит,

Забавный на вид:

Сам в струнку, а на нём

Картуз с козырьком.

2 на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт –

Прямо лебедем плывёт.

3 колечком прежде было,

Да его, вишь, распилили.

Половинки две остались

И друг на дружку взобрались.

4 – как будто стул

Кто-то вдруг перевернул

И поставил вверх ногами.

Посудите-ка вы сами!

5 на серп очень похоже,

Всё ж для жатвы вряд ли гоже:

Серп бы пригодился вам,

Только… ручка пополам!

6 калачиком свернулось

И улиткой обернулось.

Равлик-павлик на дорожке…

Только где ж у него ножки?

7 совсем будто коса,

Да не острая она!

И черенок у неё длинный-

Предлинный!

8 кренделёк такой,

С мёдом, с маком и витой!

Только – чур! - друзья:

Есть его нельзя.

9 вроде как крючок,

Только для чего?

Не вполне похож, дружок,

Ну да ничего.

10 значит, что «конец -

И делу венец».

В виде подписи стоят

Столбик с бубликом в ряд.

(А. Шахигян, Какие они собой)

***

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать;

Родились у нас котята –

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз – котёнок самый белый,

Два – котёнок самый смелый,

Три – котёнок самый умный,

А четыре – самый шумный.

Пять – похож на Три и Два –

Тот же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята –

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

(С. Михалков, Котята)

***

Шепчет ротик

-Эй, послушай,

Что ты носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил.

Грустный носик отвечает :

-Разве ты не замечал,

Глазок двое,

Ушек двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!

-Что ты, Носик,

Чем мы хуже?

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим,

Значит двое тоже нас.

(С. Капутикян, Ротик и носик)

***

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седёлка на носу?

(С. Маршак, Очки)

***

Есть у меня работники,

Во всём помочь охотники,

Живут не за горой –

День и ночь со мной:

Целый десяток верных ребяток!

(М. Пожарова, Пальчики)

***

Три большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять сельдей несла больших.

Сельди засолили,

Сосчитать забыли.

(Е. Кан, Сосчитай)

***

Танцует крошка,

А всего одна ножка.

(Загадка, Юла)

***

У кого одна нога,

Да и та без башмака.

(Загадка, Гриб)

***

Два братца в воду глядятся –

Век не сойдутся.

(Загадка, Берега)

***

Кто в году четыре раза переодевается?

(Загадка, Земля)

***

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдёшь ответ.

(Загадка, Буквы)

***

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете.

(Загадка, Пальцы)

2. Порядковый счёт.

***

Первой к нам Зима идёт.

Новый Год она зовёт.

За зимой – второй – весна,

Говорят: «Весна – красна!»

Третьим – Лето, всё в цветах

И с малиной на кустах.

А четвёртой – Осень…

Лес наряд свой сбросил.

***

Рано утром по порядку

Вышли куклы на зарядку:

Маша – первая, а Рая,

Рая с бантиком – вторая,

Третья – Катя-Катерина,

А четвёртая – Полина.

Я же пятая стою

И команды отдаю.

***

Целый день поёт щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошёл,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

***

Я – пальчик первый. Я большой.

Указательный второй.

Третий пальчик – средний.

Четвёртый – безымянный.

А пятый – мизинчик,

Маленький, румяный.

3. Занимательные задачи.

***

Стоит горка крутая.

На ней тыква большая,

Старая и злая.

А пониже тоже

Три тыквы, моложе.

А под горкою в траве

Ещё две.

Ну, кто скажет мне сейчас,

Сколько тыкв всего у нас?

(А. Шахигян, Тыквы)

***

Божья коровка

На листике сидит,

Спинкою на солнце

Весело блестит.

На спинке семь крапинок –только.

Четыре пониже,

А повыше – сколько?

(А. Шахигян, Божья коровка)

***

Шесть бабочек пёстрых

На солнце порхают.

Нацелилась кошка –

Вот-вот их поймает.

Но Гектор на кошку

Неистово лает.

Две бабочки скрылись

В высоком бурьяне.

А сколько взлетело?

Скажи это мне.

(А. Шахигян, Бабочки)

***

Гусыня на ножках

Кривых ковыляет,

А уточка тож

В перевалку шагает.

Другая гусыня

(Их на картинке две)

Стоит, совсем как аист,

На одной ноге.

А если птицы эти

Все три пойдут к пруду,

Сколько будет ножек?

Что-то не пойму!

(А. Шахигян, Гуси и уточка)

***

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было бы лягушек?

***

Девять воробушков

На ветке рядком

Весело чирикали –

Каждый о своём.

Трактор проехал,

Разлетелись все:

Шесть летят к деревне,

А сколько в траве?

***

Ёжик шёл по лесу, шёл,

На обед грибы нашёл.

Пять под берёзой, один у осины.

Сколько их будет

в плетёной корзине?

***

Ё ж спросил ежа-соседа:

«Ты откуда, непоседа?»

- «Запасаюсь я к зиме.

Видишь, яблоки на мне?

Собираю их в лесу,

Шесть отнёс, одно несу».

Призадумался, сосед,

Много это или нет?

***

Высоко задравши нос, заяц шесть морковок нёс!

Спотыкнулся и упал – две морковки потерял!

Сколько морковок у зайца осталось?

(М. Мышковская)

4. Зарядка для пальчиков.

***

Вышли пальчики гулять,

А вторые – догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвёртые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Пальцы рук сжаты в кулачки. На первой строчке пальцы обеих рук переставляются постолу. На второй строчке – указательные пальцы имитируют быстрый шаг. На третьей – средние пальцы изображают бег. На четвёртой – безымянные пальцы передвигаются по столу, на пятой – мизинцы, а на шестой – хлопнуть ладонями по столу).

***

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Кулачки на обеих руках сжимаются и разжимаются в ритм потешки. На последней строчке нужно поочерёдно загибать пальцы).

***

Пальчики уснули,

В кулачок свернулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь,

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).

5. Физкультминутки.

***

Один, два, три, четыре, пять — топаем ногами,

Один, два, три, четыре, пять — хлопаем руками,

Один, два, три, четыре, пять — занимаемся опять.

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

***

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

***

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

***

Три медведя шли домой. (шаги на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто! (приседают)

Очень маленький он был,

С погремушками ходил: (имитируют игру с погремушками)

Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь!

***

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть

6. Считалки

***

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

К ним повадился сам – друг

Крестовик, большой паук.

Пять, шесть, семь, восемь,

Паука мы вон попросим:

«К нам обжора не ходи»

Ну-ка, Мишенька, води.

***

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Рассчитались чё тко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять…

Прячься лучше! Прячься глубже!

Ну а ты иди искать!

7. Пословицы и крылатые выражения.

Ноль.

Сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).

Абсолютный ноль, круглый ноль (человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле).

Один.

Один за всех, все за одного.

Один в поле не воин.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

От одного слова, да на век ссора.

Один раз солгал, на век лгуном остался.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Два.

Одна голова хорошо, а две лучше.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Старый друг лучше новых двух.

Два сапога – пара.

Три.

Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.

Четыре.

Без четырёх углов изба не рубится.

Конь о четырёх ногах, да и то спотыкается.

Пять.

Знать, как свои пять пальцев. (Знать очень хорошо).

Пятое колесо в телеге. (Лишний, ненужный в каком-либо деле человек).

Семь.

Семеро с ложкой – один с плошкой.

За семью печатями. (Скрытое, недоступное пониманию).

На седьмом небе. (Высшая степень радости, счастья).

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь пятниц на неделе.

Восемь.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Восьмое чудо света.

Девять.

Девятый вал. (Наивысший подъём, взлёт)

Десять.

Дело десятое. (Не столь важное, несущественное).

Не трусливого десятка. (Смелый человек).

8. Скороговорки.

***

В один клин, Клим, колоти.

***

Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

***

Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

***

У четырёх черепашат по четыре черепашонка.

***

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

***

Шесть мышат в камыше шуршат.

***

Саша шустро сушит сушки.

Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

***

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Издательство: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред.

А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991).

3. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках,

пословицах, загадках, народном языке : Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.

4. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. –

М. : Просвещение, 1985.

5. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А.

М. : Теории и технологии математического развития детей

дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008.

6. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г.

7. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация для родителей «Устное народное творчество в жизни детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Описание: Данный лэпбук предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, это.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №1» Подготовила: воспитатель Мамбетова.

НОД «Устное народное творчество» для детей младшей группы Цель: приобщать детей к устному народному творчеству, развивать речь средствами фольклора. Развивать внимательность память, слуховое восприятие.

План самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ д/с №11 «Катерок» План самообразования (в виде проекта) Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Презентация опыта «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста» Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития.

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество Выполнила: воспитатель Молькова Т. В.

Устное народное творчество в воспитании у детей любви к родному краю Период раннего и дошкольного детства – ведущий в развитии человека. Этот возраст богатейший по способности ребёнка быстро и жадно познавать.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Раннее детство – это фундамент общего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2018 в 19:47
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД