Елена Меркулова
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧАСТЬ 2
Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников".
СЛАЙД 3
Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Публикация «Консультация для педагогов „Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.
Занятия являются основной формой развития элементарных ма-тематических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
На занятиях, кроме «чисто» образовательных, ставятся также и задачи по развитию речи, мышления, воспитанию качеств личности и черт характера, т. е. разнообразные воспитательные и развивающие задачи.
В практике работы по ФЭМП сложились следующие типы занятий:
занятия в форме дидактических игр;
занятия в форме дидактических упражнений;
занятия в форме дидактических упражнений и игр.
Занятия в форме дидактических игр широко применяются в младших группах. В этом случае обучение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.
Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.
Занятия в форме дидактических упражнений используются во всех возрастных группах. Обучение на них приобретает практический характер. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им математических представлений.
Занятия в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях.
Целенаправленная познавательная деятельность вне занятий также является эффективной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников.
В самостоятельной познавательной деятельности совершенствуются, углубляются и расширяются математические представления детей. Ее организация возможна лишь при определенном уровне математического развития детей, наличии разнообразных дидактических, игровых материалов, игр математического содержания, руководстве этой деятельностью взрослым.
Самостоятельная познавательная деятельность должна организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.
СЛАЙД 4
Обучение детей на занятиях и вне их проходит в таких формах, как:
индивидуальная (самая древняя и результативная, но экономически не выгодная, в ней не реализуется возможность сотрудничества и соперничества между сверстниками);
коллективная (фронтальная, экономически выгодная, способствует формированию взаимопомощи и чувства коллективизма, но в ней недостаточно учитываются индивидуальные различия детей и уровни развития);
дифференцированная (учитывает типичные индивидуальные различия детей и уровни развития, чаще проводится по подгруппам). (группы формируются по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы); по полу (мужские, женские, смешанные); по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные); по уровню умственного развития (или по уровню достижения) : одаренные дети, дети, входящие в группу общего развития, дети, требующие повышенного индивидуального внимания; по личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);по уровню здоровья (группы здоровья).
СЛАЙД 5
Методы математической подготовки.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.
Среди многообразных факторов, влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования.
В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т. д., на базе которых возникают элементарные математические представления.
Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются :
выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;
широкое использование дидактического материала;
возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
выработка навыков счета, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;
широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быту, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.
Практический метод предполагает организацию и повторение упражнений. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учетом индивидуальных особенностей детей.
Содержательность упражнений обеспечивает достаточно высокий уровень умственной нагрузки на дошкольников в процессе всего занятия.
При формировании элементарных математических представлений игра также выступает как метод обучения и может быть чаще отнесена к практическим методам.
Наглядные и словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в математической подготовке детей в детском саду.