МААМ-картинки

Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Дина Абубакирова
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Консультация для педагогов на тему

Ведущая область: познавательная, социально-коммуникативная, физическая.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с понятиями «гиперактивный ребенок»;

2. Расширить опыт педагогов по использованию техник эффективного взаимодействия с детьми;

3. Способствовать профессиональному росту педагогов.

Публикация «Консультация для педагогов на тему: „Взаимодействие с гиперактивными детьми“» размещена в разделах

Ожидаемые результаты: имеет представление о «гиперактивном ребенке», знает и умеет, как с ним работать, общаться, какие приемы эффективны при работе с ним.

Оборудование: стулья по количеству участников, ручки, записи спокойных и энергичных мелодий, музыкальный центр, раздаточный материал.

Алгоритм проведения:

- Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня у нас консультация на тему «Взаимодействие с гиперактивными детьми». В первую очередь нам с вами надо поприветствовать друг друга. Дружно все встанем.

I. Коммуникативная деятельность

1. Приветствие

Скажем «Здравствуйте!» руками (взяться за руки)

Скажем «Здравствуйте!» глазами (посмотрели друг на друга, поморгали глазами,

Скажем «Здравствуйте!» мы ртом

Станет весело кругом. (улыбнулись)

Обнимем соседа справа, соседа слева. (обнимаются)

2. Знакомство «Алфавит»

Построиться по именам в алфавитном порядке.

II. Коммуникативная деятельность

3. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»

«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греческого «Hyper» над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психол. словарь)

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в дошкольном возрасте. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года закладываются навыки речи, 3 года увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма.

В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Однако большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности :

А) Дефицит внимания. Перечислите, пожалуйста, признаки невнимательности. (слабая концентрация, неспособность сохранять внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, которые им кажутся скучными и не интересными)

Б) Импульсивность (выражается в том, что ребёнок часто действует не подумав, с трудом дожидается своей очереди в играх и на занятиях, перебивает других, не выслушивает до конца обращённые к нему вопросы)

В) Повышенная двигательная активность (чрезмерно подвижен, бегает, прыгает и т. п., избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки). К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.

Коммуникативная деятельность

4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребёнка»

Выбрать наиболее характерные особенности гиперактивного ребёнка. Если участников много, можно разделиться на две подгруппы. Даются качества и из них нужно выбрать качества наиболее присущи гиперактивным детям.

Составляя портрет гиперактивного ребёнка, воспитатели отвечают на вопросы:

• Какой он?

Подвижный, весёлый, расторможенный, импульсивный, невнимательный, неусидчивый, активный, вспыльчивый. Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

• Что он делает?

Ломает, забывает (бежит, поэтому ничего не видит и не слышит, если видит, то может не слышать и наоборот). Мешает, отвлекает, дёргает. Берёт чужие вещи, забывает возвращать (это не воровство). Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни… Ребенок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

• Что он хочет?

Внимания. Не привлечения внимания, как демонстративный ребёнок, а просто внимания.

• Что он чувствует?

Вину за то, что он такой.

Отсюда:

либо тревожность, либо агрессивность

Если неправильно работать с таким ребёнком, то он будет дезадаптантом.

Коммуникативная деятельность

5. Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребёнка»

Диагноз синдром гиперактивности ставит врач невропатолог, и у некоторых детей в медкартах это отмечено. Если диагноз отсутствует, а у ребёнка день за днём проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые (воспитатель, психолог или родитель) проводят дополнительные наблюдения за ним. Предлагаю вам форму тестов, которые вы можете использовать в работе. По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее обследование.

Предлагаю вам сейчас провести тестирование какого-то ребёнка из вашей группы и оценить, можно работать в микрогруппах.

Критерии выявления гиперактивного ребёнка :

Отвечаем да или нет.

Высокая двигательная активность

1 Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)

2 Ерзает на месте

3 Находится в постоянном движении

4 Очень говорлив

5 Спит намного меньше

Дефицит активного внимания

1 Непоследователен в поведении

2 Имеет трудности в организации

3 Имеет много незаконченных проектов

4 Не слышит, когда к нему обращаются

5 С большим энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его

6 Теряет вещи

7 Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий

8 Часто бывает забывчив

Импульсивность

1 Не может регулировать свои действия

2 Не умеет подчиняться правилам

3 Отвечает до того, как его спросят

4 Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях

5 Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего

6 Плохо сосредотачивает внимание

7 Не может отложить вознаграждение

8 Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других – нет)

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных критериев, педагог может предположить, что ребёнок, за которым он наблюдает, является гиперактивным.

Коммуникативная деятельность

6. Как помочь гиперактивному ребёнку.

Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного – снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный".

Научить ребенка управлять собой – ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…", но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

Игровая деятельность

7. Сейчас, поиграем игры которые можно проводить с гиперактивными детьми.

Игра «Кричалки – шепталки - молчалки»

Проведение игры: Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы.

Выполнение действия: Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчалками". Цель игры развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.

Игровая деятельность

8. Игра «Помощники»

Проведение игры: Под весё лую музыку повторяй движения: Встали в круг. Поиграем в помощников, поработаем немного на даче, поможем бабушке и дедушке. Приготовились!

Выполнение действия: Бабушка постирала бельё, а отжать не может, помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, ещё сильнее… А теперь стряхни и повесь на верёвку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Ну вот и управились! Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком… Бери песок в руки и равномерно посыпь землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками…Сильнее, ещё сильнее! Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимем топор высоко-высоко, размахиваемся и резко опускаем его на бревно…Ух. получилось! Ещё раз поднимем и вниз. Готово! А теперь погреемся на солнышке… Почувствовали тепло во всём теле…Отдохнули!

III. Обратная связь.

Участники заполняют анкету.

Уважаемый коллега!

Для подведения итогов работы вам предлагается ответить на следующие вопросы:

Чем полезна именно для Вас данная встреча?

Что не понравилось?

Ваши пожелания:

«Мы сегодня очень хорошо занимались. Молодцы! Мы расстаемся до следующего занятия»

Публикации по теме:

Проблематика затруднений педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями На сегодняшний день вопросы взаимодействия дошкольного и семейного воспитания актуальны, и находятся на первом месте. Но, к нашему большому.

Семинар-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности педагога и детей»Семинар-практикум для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности педагога и детей» Представляю вашему вниманию фотоотчет семинара - практикума для педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования в совместной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 09:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД