Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Несколько страниц из жизни Ивана Константиновича Айвазовского»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Несколько страниц из жизни Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900)».
(Фото из личного архива)
Публикация «Консультация для педагогов „Несколько страниц из жизни Ивана Константиновича Айвазовского“» размещена в разделах
- Айвазовский И.К., художник
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Картины Ивана Константиновича Айвазовского нам знакомы с детства. Репродукции картин часто украшали помещения многих советских учреждений, здравниц, учебников, журналов, календарей, эстампов. Имя художника известно всему миру, как «Гения морской пучины».
«Лунная ночь на Босфоре» (1894) – воспоминания художника о путешествии в Турцию.
Дед Художника по происхождению турок, в русско-турецкой войне, погибая в бою, держал на руках младенца. Малыша спас армянин, воспитавший его, как собственного сына. Этим ребенком был отец Ивана Константиновича Айвазовского. Мама художника – красавица – армянка Рипсиме. В семье было 3 дочери и 2 сына. Отец был образован, знал несколько языков, оказывал помощь сельчанам в правовых делах, занимался торговлей. Но с эпидемией чумы в Феодосии в 1812г, разорился, семья жила в бедности.
«Санкт Петербург. Исаакиевский собор в морозный день» (1891) – величие русской архитектуры и магия русской зимы.
Творческая судьба И. К. Айвазовского, при всех трудностях житейского бытия, ему благоволила. В детстве сам научился играть на скрипке, рисовал, срисовывал, копировал гравюры с видами кораблей и русского оружия, рисовал с натуры.
Градоправитель Феодосии, обратив внимание на способного в музыке и рисовании ребенка, берет его с собой в Симферополь, определяет в гимназию. Благодаря ходатайству Н. Ф. Нарышкиной,
«дабы не лишать молодого человека случая и способов к развитию и усовершенствованию природных его способностей к художеству», Иван был зачислен на казенном обеспечении в Императорскую Академию художеств в Санкт- Петербурге, которую заканчивает на 2 года раньше с Большой золотой медалью. Столь ранее завершение обучения приняла сама Академия, оценив талант ученика, которому «Академия больше дать ничего не может». Родившейся на берегу Черного моря, Айвазовский был верен своему пристрастию и любви к морской стихии, сделав ее основной темой своего творчества. Академия находилась под прямым попечительством и контролем Николая I, считавшим себя большим знатоком искусства. Картины молодого художника были по душе императору, он покупал их, щедро оплачивая. Николай I: «Чтобы ни написал Айвазовский – будет куплено мною».
«Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива» (1842)
Талант художника складывался из природного дара, трудолюбия, богатого воображения и феноменальной памяти, благодаря которой мог с легкостью запомнить и точно воспроизвести сюжет, тончайшие цветовые переходы дневного и ночного освещения. И. К. Айвазовский никогда не рисовал «на природе». Имея только зарисовки карандашом и наброски сюжета, все картины он рисовал в мастерской, передавая кистью по памяти «тон – полутон цвета и света» воды, солнца, неба… Рисовал быстро, «на одном дыхании» - большие полотна не более 10 дней.
«Вид Леандровой башни в Константинополе» (1848).
Так случилось, что Айвазовский всю свою жизнь пользовался особым покровительством сменяющих друг друга четырех русских императоров, любивших морскую стихию и ратовавших за процветание и укрепления России, как Великой морской Державы. Художник присутствовал на морских маневрах военных кораблей в Финском заливе, сопровождал царских особ при путешествии в Турцию, Грецию, Египет.
«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» (1898)
Следил за событиями Крымской войны: в дни обороны Севастополя, рядом с адмиралами Корниловым и Нахимовым был Айвазовский. Под свистящими пулями, передавая в зарисовках военные действия Черноморского флота, понимал о необходимости исторической достоверности, прославляя Русский флот и героизм моряков – защитников Отечества. Айвазовский назначен Первым Художником Главного Морского штаба Его Императорского Величества, что давало ему право быть в любое время на любом военном корабле.
«Хаос» (1841)
Путешествовал и жил в Италии, где создал более 50 картин. Картина «Хаос» (1841) была написана в Риме. Ее сюжет взят из Ветхого Завета. Это начало Сотворения мира: «Сначала Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Бог – Свет озаряет и рассеивает тьму. Картина принесла славу художнику. Картина так понравилась папе Римскому Григорию XVI, что тот наградил И. К. Айвазовского золотой медалью, а само полотно пожелал купить, но художник его ему подарил. Картина удостоилась чести войти в постоянную экспозицию Музея Ватикана, а в начале XX века папа Леон XIII подарил картину армянской конгрегации мхитаристов в Венеции, где жил старший брат художника Габриэл – ученый монах, посвятивший себя сохранению армянской духовной культуры. Там картина находится и сегодня.
«Всемирный потоп» (1864) - Религиозная тема в творчестве художника. Библейский сюжет: люди должны поплатиться за свои грехи и злодеяния, за это Бог посылает Потоп. На картине Потоп в самом разгаре. Единственная картина, над которой Айвазовский работал долго, не зная как совместить милосердие Божие и гибель такого количества людей…
«Будь благочестив и тебе воздастся».
«Восточная сцена (в лодке)» (1846)
Иван Константинович часто посещает Константинополь по приглашению турецкого султана, пишет для него картины.
Много путешествует по Европе: Париж, Лондон, Амстердам, - здесь он не только писал картины, но и участвовал в выставках, везде его картины имели грандиозный успех, что принесло ему заслуженную мировую известность. В 27 лет его выбирают членом Академий Художеств этих стран. В России получает Орден Св. Анны 3-ей степени, звание академика, 1500 десятин земли в Крыму на 99-летнее пользование.
Картинная галерея Уффици во Флоренции с XVIII века, собирая автопортреты знаменитых художников, предложила русским художникам написать для галереи автопортреты. Получить заказ на портрет для Уффици удостоены чести: О. Кипренский, К. Брюллов, И. Айвазовский, Б. Кустодиев, М. Шагал, и наш современник В. Иванов.
«Девятый вал» (1850)
В 1844 году в Бискайском заливе у берегов Испании разыгрался сильнейший шторм. Корабль, на котором плыл Айвазовский, едва не затонул. На следующий день о гибели русского живописца сообщили все газеты. Но художник выжил и, запомнив эти события, передал в картине «Девятый вал», ставшей самой знаменитой его картиной. На картине изображено Кантабрийское море (север Испании). Не бывает одинаковых волн. Разной бывает скорость волн, их высота и сила. В поверьях римлян самой опасной считается гребень Девятой волны, отличающейся своим размером и всепоглощающей силой. Картина (221х332 см) написана за 11 дней в мастерской по памяти. Картина находится в Русском музее СПб.
«Кораблекрушение»(1884)
После этого случая, Айвазовский пишет серию картин с изображением бурь, стихий и бедствий на море, но при этом в каждой из них остается «надежда на спасение». Борьба людей с морской стихией и возможность спастись на шлюпках, покинув тонущий корабль.
Морское и солнечное свечение достигается художником старинным живописным приемом лессировки – нанесение прозрачных слоев краски друг на друга на основной цвет. Прозрачные слои при этом пропускают, преломляют и отражают свет, - достигается эффект сияния или эффект «цветных стекол».
«Радуга» (1873)
Радуга, как последняя надежда людей на спасение. Удастся ли спастись морякам? Первоначальное название картины «Восход солнца над Черным морем», как надежда на положительный исход событий.
«У берегов Кавказа» (1885) Дар правительства Финляндии в 1953г.
Тема кораблекрушений в творчестве Айвазовского играет важную роль – вера в умение человека выстоять и противостоять природной стихии. На полузатонувшем корабле еще осталась команда. Шторм, стихия, высокая волна, вспышки молний, мрак и ужас…Уплывающая спасательная шлюпка может налететь на скалу… Но мы вместе с художником хотим верить, что все разрешится благополучно.
«Черное море» («На Черном море начинает разыгрываться буря») 1881.
И Крамской: «Это одна из самых грандиозных картин… На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконечнее». Что ждет маленький кораблик на освещенном солнцем, горизонте? Знает ли он о надвигающейся буре? Чувство тревоги не покидает нас.
«Ниагарский водопад» (1892)
В 75 лет Айвазовский вместе с женой прибыл в Америку: «Я хотел вновь увидеть океан. Люблю эти виды, наполненные бесконечными красками вод. Хочется всё воспринять и отобразить на холсте». Несколько человек стоят на краю водопада, а лодочка с туристами подплыла так близко, чтобы можно было насладиться «ревом и великолепием буйного потока».
«Прощание Пушкина с морем» (1887). Картина была написана совместно с И. Репиным. Репин работал над фигурой поэта, Айвазовский – над морским пейзажем. Картина написана к пушкинскому юбилею и экспонировалась, как «Выставка одной картины» в Москве и Петербурге. Всего одна встреча была у Айвазовского с Пушкиным в 1836 году на выставке работ студентов Академии художеств. 19-летнего Айвазовского, получившего золотую медаль, представили А. С. Пушкину. Картина была преподнесена в дар русским драматическим артистам.
Жалованная Грамота (1864). Император Александр II дарует Айвазовскому И. К. титул потомственного дворянина, статусом которого мог пользоваться и он, и его потомство. Вместе с титулом был пожалован и Герб. К середине 1860-х годов Айвазовский был признан не только как выдающийся маринист, но получил широкую известность на поприще гражданской и общественной деятельности, прежде всего благодаря заботе о своем родном городе Феодосии.
«Ночь в Феодосии» (1887) Миниатюрный Пейзаж вмонтирован в фотопортрет И. Айвазовского. В 1887 году отмечали по всей стране 50-летие творческого юбилея художника. В этот год и появились такие миниатюры. Поскольку художник славился быстрым письмом, данная миниатюра была написана за считанные минуты. Миниатюра написана в жанре «ноктюрн» - ночной сюжет.
Айвазовский дарил с автографом свои миниатюры, вмонтированные в его фотопортрет всем пришедшим в его мастерскую, в надежде, что посетителям еще захочется вернуться сюда и он не ошибся.
Талант, проявившийся в творчестве, помог И. К. Айвазовскому иметь титул, чины, отечественные и иностранные награды, что сделало возможным, ему осуществить многие благотворительные дела, оставив о себе достойную память в его родной Феодосии: на свои средства строит в городе Археологический музей, Картинную галерею, с его помощью здесь появляется водопровод и 3 фонтана с питьевой водой, железная дорога, торговый порт, был попечителем многих учебных заведений, выделяя неимущим ученикам и учителям большие суммы денег. Почетный Гражданин Феодосии Иван Константинович Айвазовский похоронен в Феодосии. На его саркофаге надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».
Тысячи зарисовок превратились в 6000 картин, оставленных нам художником за всю свою долгую творческую жизнь. Разлетелись картины Ивана Константиновича по музеям и частным коллекциям всего мира.
« - Господин Айвазовский,- спросил кто-то на выставке,- Почему вы пишите только море? – Не знаю! Я всю жизнь писал только Душу человека…»